На состоявшемся в Екабпилсе первом международном форуме староверов- предпринимателей обсуждались экономические вопросы. Но религиозная составляющая этого мероприятия раздвигала сугубо деловые и прагматичные рамки дискуссии, выдвигая на первый план разговор о морали и принципах работы.
Почти все выступавшие отмечали особое значение форума и те большие перспективы, которые открывает сотрудничество церкви, предпринимателей и политиков. Немаловажно и то, что впервые в новой истории Латвии в Сейм (по списку «Центра согласия») избрано четыре депутата-старовера - Владимир Никонов, Иван Рыбаков, Иван Клементьев, Алексей Бурунов. Все они, а также депутат Виталий Орлов, присутствовали на мероприятии.
- Это первый подобного рода форум, и мы довольны тем, что мероприятие удалось, - рассказывает депутат 10 Сейма Иван Рыбаков. - В нем приняли участие наставники конфессии, представители законодательной власти и действующие предприниматели. Нас всех объединяют общие убеждения, которые диктуют нам быть полезными, тратить свои силы не только на своих близких, но и активно помогать нуждающимся. В истории осталось немало славных дел, совершенных купцами-старообрядцами на благо Латвии и ее жителей. Эти традиции продолжаются нынешним поколением, и мы примем в этом процессе активное участие.
Там, где корпоративность называется общинностью
Для того, чтобы найти решения актуальных проблем, всегда полезно оглянуться назад, потому что прошлое зачастую оказывается неожиданно современным.
- Староверы всегда отличались своими деловыми качествами и стержнем веры. Сочетание двух этих факторов позволило им добиться больших успехов в предпринимательской деятельности. Во второй половине XIX века среди предпринимателей России староверы занимали одно из ведущих мест, - подчеркнул в своем выступлении председатель совета Резекненской кладбищенской старообрядческой общины Владимир Никонов.
О традициях предпринимательства у староверов подробно рассказал председатель Издательской комиссии при Центральном совете Древлеправославной Поморской церкви Латвии Илларион Иванов. Он напомнил, что саму идеологию капитализма в XVI- XVII веках сформировал протестантизм. Развитие капиталистических отношений в России имело свою специфику. И, по мнению многих исследователей, наибольшее влияние на развитие капитализма в России оказали именно староверы.
Но староверская этика принципиально отличается от протестантской. Староверы перенесли в повседневную жизнь по сути монастырские идеалы. В старообрядчестве накопление и стремление к обогащению никогда не рассматривалось как богоугодное дело само по себе, как это было характерно для этики Западной Европы.
Староверы считали, что богатство оправдано только для укрепления старой веры, обеспечения существования общины и накопления доказательств своей избранности и благоволения Бога. Именно поэтому индивидуализм у староверов не имел такого значения, как у протестантов, а имена староверов-предпринимателей всегда были тесно связаны с общиной.
Есть данные, что в начале ХХ века староверам принадлежала примерно четвертая часть капиталистического производства в России. И тенденция к объединению в хозяйственной сфере была выражена очень ярко - в Латвии в годы Первой республики существовали 14 кооперативных, кредитных и сельскохозяйственных старообрядческих обществ. И все они в своей деятельности опирались на строгие нормы и принципы.
Вот только один, но очень характерный пример. Если старовер не отдавал долг, на стене делалась отметка о том, что такой-то человек долг не вернул. Если же этот человек обманывал во второй раз, черточку стирали, и это означало, что с обманувшим дел больше не имели, его просто вычеркивали из предпринимательских отношений...
Если говорить современным языком, то можно сказать, что староверы сумели создать эффективную модель социально- ответственного бизнеса, основанного на принципах корпоративности и строгом соблюдении бизнес-этики. И это фундамент, который не устарел (и не может устареть) и сегодня.
Расписание на завтра
О том, как в сегодняшних условиях продолжать традиции старообрядческого предпринимательства, как развивать и углублять сотрудничество староверов- бизнесменов, и говорили в Екабпилсе. Более ста участников форума из четырех стран - Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии - выслушали приветствия руководителей Древлеправославной Поморской церкви Латвии, Литвы и Белоруссии Алексея Жилко, Григория Боярова, Александра Белова, а также и. о. духовного наставника Екабпилсской староверской Поморской общины Владимира Иванова. В работе форума принимал участие и мэр Екабпилса Леонид Салцевич.
В какой-то степени екабпилсский форум можно назвать и семинаром. Его участники выслушали доклад о возможностях участия в проектах приграничного сотрудничества, познакомились с презентациями института инновационных технологий о возможных инновационных проектах Ипотечного и земельного банка - об администрируемых банком программах государственной помощи начинающим предпринимателям, информационного центра Земгальского региона фондов Евросоюза - о доступности европейских фондов, Конфедерации работодателей Латвии - об актуальных вопросах деятельности этой организации...
Итогом работы форума стало создание временной рабочей группы, перед которой выдвинуто несколько задач: определение концепции и статуса объединения староверов-предпринимателей, изучение возможности создания банка взаимопомощи, создание базы данных староверов-предпринимателей и предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с ними. Об итогах работы рабочая группа отчитается после Пасхи.
Интерес к форуму оказался неожиданно большим, так что работа по объединению староверов-предпринимателей будет продолжена. Бизнес сегодня переживает сложные времена, а староверы всегда славились тем, что в трудные годы они помогали братьям по вере. Центр согласия |