Главная » 2014 » Октябрь » 19 » Владимирские ведомости: Песня о купцах Андреевых
11:17
Владимирские ведомости: Песня о купцах Андреевых

Сравнительно недавно на центральной улице Владимира - Большой Московской, 16, появился «Питейный дом купца Андреева». О чем думали, выбирая название, владельцы заведения, автору неизвестно. Может быть, это редкий случай возрождения владимирских купеческих традиций? Ведь были же на рубеже XIX ‑ XX веков в нашем губернском городе купцы Андреевы, успевшие за 35 лет сделать много полезного для владимирцев и пользовавшиеся их заслуженным уважением. Но в списках торговцев пивом Андреевы не значились ‑ известность и авторитет они заработали совсем другим способом.

Пропагандист раскола


Основатель владимирской купеческой династии Елисей Терентьевич Андреев приехал во Владимир в последней четверти XIX века и скоро заслужил уважение среди владимирцев. В 1897 году его выбрали в гласные Владимирской городской думы: 82 избирателя проголосовали за него, 48 ‑ против. Вел купец праведную жизнь, с успехом вел дела, но все-таки отметился в полицейских донесениях.


В Государственном архиве Владимирской области хранится дело «Об организации раскольнического скита в доме владимирского купца Елисея Терентьевича Андреева». В нем имеется рапорт владимирского епархиального миссионера М.Грацианского от 30 апреля 1897 года, в котором сообщалось, что по слухам во Владимире существовало два раскольнических скита. Последствием этого донесения стал внезапный тщательный осмотр дома Е.Т.Андреева, находившегося во дворе по Муромской улице. Здесь оказалась старообрядческая молельня, при ней проживали 12 человек. Полицейские допросили жителей, составили акт с подробной описью дома, икон и книг.
На этом история о раскольниках не закончилась. В мае 1900 года владимирские старообрядцы Федор Герасимов, Василий Бузин и Николай Лосев обратились в Министерство внутренних дел с просьбой разрешить молебствие в доме купца Андреева. По наведенным чиновниками справкам выяснилось, что семейство Андреева состояло в числе православных прихожан Николо-Галейской церкви г. Владимира с 1882 года. Местные церковные власти полагали, что «...главный агитатор дела и, можно сказать, пропагандист раскола беспоповского толка во Владимире есть купец Андреев, который до 1884 года был православным. Жена его в исповедных росписях не значится, почему следует заключить, что она закоренелая раскольница и влияет на мужа. Но сын их Василий Елисеев и доселе продолжает быть верным православию, даже в прошлом 1899 году он и жена его исповедовались и причащались св. Таин. Да и сам Андреев старается в общественной своей жизни показывать себя православным. Так он принимает присягу на прохождение общественных должностей ‑ члена Сиротского суда и гласного городской думы по обряду православному».
Ходатайство владимирских старообрядцев не удовлетворили, дабы не давать простора пропаганде раскола во Владимире.


Торговля лесом и не только

Выходец из крестьян, не имевший никакого образования, Елисей Терентьевич обладал природным талантом пре дпринимателя. Свой бизнес Андреев начинал с выполнения подрядов для городских потребностей: из года в год он поставлял дрова, керосин, овес и прочее, занимался также вывозом нечистот с мест свалки. Имел небольшой мыловаренный завод.
Совместно с владимирским купцом Тарасовым Елисей Андреев был владельцем кирпичного завода. В начале XX века фирма «Тарасов и Андреев» процветала: на фабрике товарищества работало 150 человек, сумма годового оборота достигала 60 тысяч рублей. Здания музея Владимирской ученой архивной комиссии, реального училища, родильного приюта, богадельни Рахмановой и многие другие были построены из кирпича именно этого товарищества.


Однако основным занятием Елисея Терентьевича была торговля лесом и пиломатериалами. В 1893 году он арендовал на правом берегу Клязьмы ниже наплавного моста городскую землю под склад лесных материалов. Выгодное занятие доставляло немало проблем. В 1902 году из-за ежегодного размыва Клязьмой правого берега в месте склада Андреева городская управа предложила ему немедленно приступить к укреплению береговой территории путем «устройства набережной в виде дамбы». Пришлось Елисею Терентьевичу за свой счет устраивать дамбу.


Торговля лесом постоянно расширялась. В январе 1911 года Андреев открыл лесной склад за Юрьевской заставой. 8 июня он обратился к владимирскому губернатору с прось-
бой разрешить работу лесопильного завода на берегу Клязьмы. Еще в мае Василий Елисеевич привез локомобиль (передвижной паровой двигатель) со своего лесопильного завода, находившегося в Судогодском уезде. Через 20 дней разрешение было получено. Но не все шло гладко. 25 июля газета «Владимирский листок» писала: «Нас просят запросить через газету Гор. Упр. ‑ на основании какого закона г. Андреев до сих пор держит дровяные плоты в р. Клязьме? Неужели общий закон об ограждении реки от загрязнения не распространяется на нашу злосчастную речонку ‑ или лесовладелец действительно думает, что этим он приносит пользу реке и людям, потребляющим воду...»


«Отзывчивый ко всякой нужде»


Постоянным помощником во всех делах Елисея Терентьевича стал его единственный сын Василий. В 1901 году Василия Елисеевича избрали в гласные городской думы, в 1905 году он стал членом Владимирской городской управы, получив 26 избирательных и 12 неизбирательных шаров. В его обязанности как члена управы входило заведование всеми помещениями, занятыми воинскими частями, и городской скотобойней, производство оценок и переоценок движимых имуществ, наблюдение за сохранностью городских земельных угодий и т.д. Совмещать многочисленные обязанности члена управы с ведением семейного бизнеса оказалось непросто. В итоге, оставаясь гласным Владимирской городской думы в течение многих лет, от должности члена управы он отказался. Интересный факт: 31 мая 1912 года на банкете, посвященном открытию памятника императору Александру III, проходившем в легендарном ресторане «Яр», из владимирцев присутствовали Н.Н.Сомов, В.М.Тарасов и В.Е.Андреев.


В 1906 году Василий Елисеевич начал издавать ежедневную газету «Владимирец», ставившую главной целью «возможно широкое освещение нужд Владимирской губернии». Для этого он купил типографию А.И.Новгородской. С целью развития издательско-типографского дела во Владимире учредил товарищество на вере под фирмой «Издательско-типографское Товарищество В.Е.Андреев и К», затратив более 12 тысяч рублей. Во «Владимирце» сотрудничали известные общественные деятели П.П.Булыгин, Н.М.Иорданский, К.К.Черносвитов, Н.П.Муратов. Просуществовала газета чуть больше года, с роспуском 2-й Государственной думы «Владимирец» был закрыт.


«Отзывчивый ко всякой нужде», Василий Елисеевич старался никогда не отказывать в помощи. Частенько он жертвовал деньги на различные нужды. Так, на Богородицкую церковь при Духовной семинарии он передал тысячу рублей, на строительство реального училища ‑ 1500 рублей. 23 августа 1910 года за Клязьмой поднялся громадный столб дыма, который через час покрыл всю равнину - горели мелкий березняк и сухая трава за дамбой. За помощью обратились к В.Е.Андрееву. Он послал на место пожара рабочих с лесного склада, общими усилиями огонь удалось остановить.


В духе времени владимирский купец проявлял интерес к театральному делу. С 1 октября 1909 года по 1 марта 1910 года он содержал труппу из 27 профессиональных артистов, выступавших в Народном доме.


За заслуги перед обществом Василий Елисеевич имел ряд наград. В 1896 году как член Общества владимирских хоругвеносцев он был пожалован в память коронования императора Николая II серебряной медалью. 10 сентября 1897 года Андреев получил похвальный отзыв от Российского общества спасания на водах за спасение утопавшего человека. В 1904 году попечителем Московского уездного округа ему была выражена благодарность за пожертвование лесных материалов для Владимирского городского трехклассного училища. В том же году за заслуги в должности старосты церкви 10-го гренадерского Малороссийского полка В.Е.Андреев был пожалован золотой медалью на Станиславской ленте.


28 декабря 1928 года Василий Елисеевич Андреев умер от внезапной остановки сердца. Его сын Елисей учился во Владимирской гимназии, с 1919 по 1924 год служил в канцелярии армейского госпиталя, затем шесть лет работал как кустарь-одиночка, с 1930 года ‑ слесарем на московском заводе «Динамо». В 1931 году его лишили избирательских прав как «сына бывшего лесопромышленника и владельца домов». Елисей, посчитав решение неправильным, собрал все необходимые справки и написал жалобу в Ивановский областной исполнительный комитет. 3 ноября 1931 года ходатайство о восстановлении Андреева в избирательских правах удовлетворили.

Маргарита Попова,
кандидат исторических наук

http://www.vedom.ru/news/2014/10/15/15431-pesnya

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1152 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]