Главная » 2012 » Январь » 5 » По следам публикации: Сословие или этническая группа?
16:27
По следам публикации: Сословие или этническая группа?

Накануне Нового Года на РНЛ (Русской народной линии - прим.Самарского староверия)  было опубликовано сообщение о том, что в Постановлении, принятом Архиерейским собором РДЦ, выражалась надежда на то, что казаки «найдут в себе духовные силы восстановить в своих обществах веру своих благочестивых предков».

Кроме того, в обращении подчеркивалось, что «особенно это важно и возможно теперь, когда даже светское общество признало за казаками статус особого народа (?! – РНЛ), и у казачества нет более никаких препятствий для возвращения к историческим корням».

При этом под «признанием казаками статуса особого народа» понимался Закон РСФСР от 26 04. 1991г. за №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».

Редакция РНЛ дала свою оценку этому документу, усмотрев в нем весьма тревожную тенденцию, работающую на раскол общерусского единства.

Материал вызвал некоторый резонанс, был републикован на старообрядческих и казачьих сайтах, вызвал ряд комментариев. В основном комментарии представляли собой обвинения в клевете и доносительстве. Имела место и откровенная демагогия.

Не хочется называть имен, но один из наших постоянных форумчан вывернул дело так, что раз уж «Патриарх Александр и его архиерейство – это ученики Духовной семинарии (никонианской)», то именно мы, никониане, дескать, и виноваты в том, что они «беглопоповское архиерейство» чему-то недоучили.

Я знаком лично с первоиерархом Русской древлеправославной церкви, и знаю, что владыка Александр является настоящим патриотом России, и нелепо подозревать его в каких-либо действиях, направленных на разрушение страны.

Однако, как известно, интерпретацию определяет контекст.

В июле прошедшего года политолог Анастасия Митрофанова дала оценку скандальной попытке провозглашения т.н. «казачьей автокефальной церкви» на «Чрезвычайном круге Союза казачьих войск России». «Мероприятие в Подольске <…> собрало представителей "вольных" казачьих организаций, которые не находятся на государственной службе. Там обсуждался вопрос, ключевой для вольного казачества: происхождение и сущность казаков.

Являются ли они сословием или этнической группой? И как эта группа возникла?

В годы гражданской войны интеллектуалы из казачьей среды сформировали идею казачьего этноса, который должен жить в собственном государстве — Казакии. Идея освобождения Казакии использовалась различными антисоветскими силами: польскими "прометеистами", нацистами. В 1959 г. Казакия была включена в число "порабощенных наций" законом США № 86-90.

То есть здесь можно найти две важные для собравшихся в Подольске идеи — антикоммунизм и этнический сепаратизм.

К ним добавилась третья: стремление создать собственную церковь.

К Русской Православной Церкви разные сепаратистские группы предъявляют две базовые претензии: сотрудничество с Советской властью и близость к современной российской власти. Обе идеи важны для вольного казачества (во всяком случае, для его части). На собрании присутствовали представители духовенства РИПЦ (катакомбной церкви), а во «временное духовное управление» казачьей церкви вошел также представитель РПЦЗ — надо полагать, одной из ее юрисдикций, не подписавших Акт о каноническом общении с РПЦ (более точной информации найти не удалось). Представляется, что "казачья церковь" будет одним из подразделений РИПЦ, поскольку самостоятельно существовать она не сможет.

Есть клубок проблем, где этнический сепаратизм сплетается с церковным.

Тревогу вызывает, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ.

Добавим многочисленные конфликты на местах между казачьими организациями и епархиями, в основном связанные с тем, что казаки хотят видеть в своих организациях близких им по духу священников, а епархии, похоже, этого побаиваются и стараются не допускать. При наличии доброй воли такие конфликты можно изжить, но ее-то как раз и не видно».

И вот именно в контексте того, что в деле закладывания основ формирования новой нерусской национальной идентичности ключевую роль играет идея отождествления казачества с одной из православных церквей, пребывающих на данный момент в расколе с Московским Патриархатом, и воспринимался пассаж из Постановления Архиерейского собора РДЦ.

Отождествление казаков со староверием основано на том, что основная масса казачества до вынужденного перехода в единоверие с последующей «церковной ассимиляцией» твердо придерживались старообрядчества.

Кто знаком с реальным, а не романтическим старообрядчеством, наверняка, сталкивался с тем, важным элементом самоидентификации является «потомственность», т.е. фамильная принадлежность к старообрядчеству. Зачастую люди позиционируют себя так: «мы казачьего рода, потомственные старообрядцы». В этом случае схему «старообрядец, значит, потомок казаков», несложно заменить другой схемой. «Казак, значит, старообрядец».

Конечно, если воспринять обращение Собора в ином контексте, т.е. как обращение архипастыря к тем казакам, которые готовы воспринять веру предков, то, разумеется, никакого раскалывания нет. Казаки имеют право внимать именно своим духовным наставникам. Но мы-то, как указывалось выше, имеем место с другим явлением, с процессом формирования новой нерусской идентичности. Особенность которой подчеркивается вероисповеданием, несколько отличным от вероисповедания «не казачьего остатка» русского народа.

Именно в этом контексте и комментировался один из пунктов Постановления Архиерейского собора РДЦ.

В заключение – повторю слова Анастасии Митрофановой: «Тревогу вызывает то, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ».

Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 955 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 5
1 Евгений_Иванов  
0
Если какая-то группа считает себя отдельным народом, то так оно и есть. Так сказано в Конституции РФ.

Quote
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.


Такое определению понятию народ (этнос) дает Википедия

Quote
Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.


Что касаемо сепаратизма, то если он государственный, то это политические взгляды. Например, про отдельную республику. Если про русский народ, то это уже за гранью.

Насчет потомственности, о ней говорят только когда хотят подчеркнуть преимущественное право на почет и уважение. Никакой особой роли потомственность у старообрядцев не играет. 80-90%% всех старообрядцев - не потомственные.

Озадачивает и следующая фраза Павла Тихомирова:

Quote
Идея освобождения Казакии использовалась различными антисоветскими силами: польскими "прометеистами", нацистами. В 1959 г. Казакия была включена в число "порабощенных наций" законом США № 86-90.


По ней я умозаключаю, что Павел Тихомиров - антирусский большевик.

2 Евгений_Иванов  
0
Картина Репина "Этнические сепаратисты пишут письмо Кириллу Гундяеву"

3 Борисъ  
0
Разговор-то о пустом месте. У меня прадед служил казачьим писарем, его сын - в нквд, я возрождал сибирское казачество. И теперь мне приходится себя считать "этническим казаком"? Как политики решат - так оно и будет. Это и произошло с Украиной ( к примеру). А что мыслят по этому поводу рогожские казаки?

4 Didim2  
0
Категорически несогласен с такой цифрой 80-90%.отсилы 10-20% в нашей среде (братии) непотомственые. ато получается при такой цифре что мы все 'перекрашеные' никониане.к примеру к многим согласиям безпоповцев НЕпотомственому практически невозможно принятся.другой вопро что в нашей среде до половины ПОЛУПОТОМСТВЕНЫХ (полукровков) я оцениваю примерно 25-30%.они как правило с никонианскими замашками и обычаями.которые и мутят воду.

5 Евгений_Иванов  
0
Интересно, в какое согласие нельзя попасть непотомственному?
Я о таких не слышал. Перекрещивать будут, но то другая песня. К тому же, скорее всего большинство из нас потомки аттеистов, а не никониан. До 1988 года никониан "зажимали" по полной программе. Тех, кого мы называем "из никониан" - это чудики проболтавшиеся в РПЦ 5-6 лет, а кем они были до этого? Тоже можно сказать и о попах и монахах РПЦ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]