Главная » 2010 » Апрель » 19 » По страницам четвертого номера журнала "Неопалимая Купина": Н.Крапивин. Лубок
15:18
По страницам четвертого номера журнала "Неопалимая Купина": Н.Крапивин. Лубок
Наш сайт начинает знакомить читателей с содержанием четвертого номера журнала "Неопалимая Купина" с материалов, в жанровом отношении новых для журнала, но традиционных для староверческой культурной традиции. Один из таких традиционных жанров - лубок. Несмотря на то, что "раскольничий" лубок был запрещен указом императора Николая I в 1855 году, традиция эта сохранялась. Жива она и сегодня - об этом свидетельствует лубок московского художника-старовера Никиты Крапивина, опубликованный в новом номере журнала. Только темы лубка, как и принято в этом жанре, созвучны сегодняшнему дню.  Сегодня все чаще можно услышать разговоры о едином древе мирового православия, ветвью которого является и древлеправославие.  Далеко не все согласны с такой формулировкой, осмысливают ее и наши авторы, в том числе, Никита Крапивин.  Не менее традиционен для староверческой культурной традиции и жанр краткой притчи. В новом номере НК этот жанр представлен работами Александра Поносова, главного редактора газеты «Старовер Верхокамья».  А предваряет эти материалы краткое предисловие редакции журнала:



Старообрядческая культура, пожалуй, наиболее яркое и самобытное проявление великой культуры русского народа. В искусстве, литературе и фольклоре староверов удивительным и естественным образом соединились элементы церковной и простонародной культуры. Верность «преданьям старины глубокой» всегда сочеталась у старообрядцев с творческой работой живой мысли. Эта неутомимая мысль воплощалась не только в следовании традиции (иконописание и агиография), но и в освоении новых форм (лубок, сатира, апологетика). Творчество это продолжается доныне, о чем красноречиво свидетельствуют побасенки Александра Поносова, редактора газеты «Старовер Верхокамья», и лубок московского художника Никиты Крапивина.
 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1582 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 Кресъ  
1
Особенно хорошо Никите Николаевичу удалось то самое древо biggrin .

2 Анастасия  
-3
А вы знаете, что лампады там висят не от каких-либо конфессий, а в память русских людей, пострадавших от террористов-революционеров? И размещать подобные карикатуры в журнале, претендующем на звание "церковного", по меньшей мере не порядочно!

3 samstar2  
2
Давайте по порядку.

Лампады там (т.е. у так называемого Порога судных врат) висят от конкретной конфессии - от РПЦЗ (теперь она - часть РПЦ (МП). От других конфессий лампад там нет - потому что другие конфессии никогда не считали т.н. Порог святыней (да и в самой РПЦ люди мало-мальски разбирающиеся в библейской истории и археологии святыней его не считают). Но поскольку по версии синодальной церкви, а затем и РПЦЗ, это святыня - у порога установлены лампады. Не в память кого-либо, а именно в знак поклонения святыне - или "святыне" - уж как кому ближе.

Но есть там и другие лампады. Давайте подробнее на них остановимся. Это две так называемые неугасимые лампады, висящие перед киотами. Одна - перед иконой вел. княгини Елизаветы Федоровны, канонизированной в РПЦЗ. Вторая - перед иконой прп. Сергия Радонежского, в память о пострадавшем от террористов вел.кн. Сергее Александровиче - а не абстрактных русских людей. Этот вполне конкретный князь Сергей Александрович был человеком, безусловно, своеобразным. В документах и мемуарах не каких-нибудь террористов-революционеров, а вполне себе приличных и заслуживающих доверия людей (иностранных послов, российских деятелей, даже членов императорской фамилии, таких же великих князей) его называли садистом и содомитом. А в народе у него было прозвище Ходынский - после известных событий 1905 года. Но нас касается другая сторона его деятельности.

Сергей Александрович был одним из последних гонителей староверия накануне провозглашения свободы вероисповедания. Он служил московским генерал-губернатором и в борьбе со староверием был сподвижником печально известного К.Победоносцева. Перечитайте соответствующие главы Краткой истории Мельникова хотя бы.

Именно Сергей Александрович потребовал у архиепископа Савватия подписку не именоваться духовным лицом и не служить. Именно он, когда Собор избрал архиепископом владыку Иоанна (Картушина) выслал его из Москвы своим распоряжением. Именно он дал распоряжение московской полиции не допускать, чтобы в Москве проживало более двух раскольничьих иереев одновременно.

Именно он подал на имя Николая I записку, в которой предлагал ужесточить меры по отношению к старообрядцам, а также запретить проводить в Москве старообрядческие соборы. На Особом совещании, собравшемся для обсуждения записки, был предусмотрен целый ряд мер, которые, к счастью, не были реализованы, среди них - высылка всех старообрядческих архиереев в Сибирь и преобразование Рогожского и Преображенского кладбищ.

И вот, в подворье, обустроенном по инициативе гонителя старообрядцев и на его в том числе средства, в одном помещении с лампадой в память гонителя, в одном ряду с никонианскими лампадами (ах да, в 10 см от них), водружена лампада от старообрядцев, да еще и в честь древлеправославных, пострадавших от гонений, в том числе, свщмч. Аввакума. Что бы сказал Аввакум, видя это?

Так что же делать, когда одни с восторгом принимают это "поклонение святыне", а другие, подобно страусам, засунули голову в песок и не хотят или боятся даже задуматься? Смех сквозь слезы - последнее, что остается. Ну а карикатурами староверский лубок еще Николай I называл, который его (лубок) и запретил. Так что ничто не ново под луной.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]