В материале "Конфессией не вышли...", опубликованном на нашем сайте пару недель назад, мы рассказали о том, как Самарская Губернская Дума отказалась дать Самарской Поморской общине разрешение на установку памятного креста на месте разрушенного властями Успенского храма федосеевской общины. Прихожане Самарской Поморской общины, у многих из которых предки молились именно в этом храме, хотели установить крест к 100-летию храма, которое отмечается в нынешнем году. Однако Губернская Дума в лице своего Председателя отказала поморцам. Отказала, не затрудняя себя серьезной аргументацией.
История эта имела продолжение. Получив ответ от Председателя Самарской Губернской Думы, Председатель Самарской Поморской общины Павел Владимирович Половинкин написал областным законодателям ответ. В нем он указывал, что их решение глубоко опечалило христиан, но не стало для них неожиданным. А далее, спокойно, но аргументированно, руководитель Самарской Поморской общины показал, что это решение является весьма симптоматичным, в нем проявилось подлинное отношение областных властей к старообрядчеству. Он перечислил известные всем старообрядцам области факты, когда чиновники явно нарушали права староверов.
По всей вероятности выводы, содержащиеся в письме, показались чиновникам не очень "удобными". Начались звонки в общину: "А почему община решила, что ей отказали? Да Губернская Дума вообще не отправляла никакого письма". На вполне резонное возражение, что-де письмо-то вот оно, с подписью, с исходящим номером, чиновницы стали говорить, что произошла какая-то ошибка, письмо вообще непонятно откуда взялось и т.д. В общем, чудеса творятся в Губернской Думе... Наконец, поморцам пообещали, что их вопрос рассмотрят на заседании общественного комитета Губернской Думы. На вопрос: "А когда состоится заседание?" П.В.Половинкину ответили, что ему непременно вышлют приглашение.
Прошла неделя, затем другая... Приглашение все не высылали, и стал Председатель общины сам звонить в Думу: "Когда же?"
"Ах да, - вспомнили вдруг на другом конце трубки, - Заседание комитета состоится 25 сентября. Приходите, Ваше имя внесено в списки приглашенных".
Сегодня утром в Самарской Поморской общине состоялся молебен, после которого Председатель общины отправился на заседание Общественного Комитета по культуре, спорту и молодежной политике Самарской Губернской Думы. В здании Думы его ожидал сюрприз - пропуска не было, а без пропусков в Думу не пускают. Попытки выяснить, где можно получить пропуск, натыкались на вежливо-отстраненное: "А Вы, собственно, куда и зачем? Вас в списках приглашенных нет".
В конце концов, П.В.Половинкину все-таки разрешили пройти на заседание. Два с лишним часа он слушал, как комитет обсуждал вопрос о судьбе музея им. Ленина в Самаре. Наконец, первый вопрос был закрыт. "Так, что там у нас еще? - потянулся за повесткой дня председательствующий. - Ах, да, старообрядцы..." И далее "непонятливому" Председателю Поморской общины объяснили, что место-то выбирать надо. Это если все захотят что-нибудь этакое установить рядом с Думой! Вот где-нибудь в другом месте..." На этом заседание закончилось.
Вот так у нас в Самарской области рассматривают ходатайства старообрядцев. Такой "подарок" к празднику Крестовоздвижения получили самарские поморцы.
Ситуация до боли знакомая. Помнится, как в ответ на просьбы Самарской общины РПСЦ о возврате храма, чиновники разного уровня доверительно поучали меня: "Ну что Вы в самом деле, что это такое - ну зачем старообрядцам такой большой храм, да еще и в центре города! Попросите, власти помогут купить какой-нибудь маленький домик на окраине города, а этот храм отдайте епархии (Самарской епархии РПЦ (МП)- прим. "Самарского староверия)" . Вот и в этом случае - ну разве можно у Думы ставить крест в память о каком-то там староверческом храме! Вот на окраине...
Как же хочется чиновникам разного уровня, чтобы все мы вдруг куда-то пропали, исчезли, в крайнем случае - не попадались на глаза, тихо сидя по домикам на окраине...
P.S. Сегодня вечером Совет Самарской Поморской общины направил обращение на имя депутатов Губернской Думы. Хочется надеяться, что народные избранники окажутся более внимательны к старообрядцам, чем аппаратчики Думы. |