1 ноября 2018 года несколько прихожан нашего храма во главе с игуменами Кириллом и Алипием отправились по приглашению старообрядцев в поездку на окраину города Москвы (40 км от нашего храма) в старый район Лыткарино в старообрядческий храм Рожества Пресвятой Богородицы, основанный в 1813 году. Сами жители этих мест упоминаются в ревизских ведомостях за 1746 год.
Храм расположен рядом с деревней Тураево, где нас встретил председатель старообрядческой церковной общины Никола, который несет в этом старинном храме послушание пономаря. Он провел для нас замечательную экскурсию по этому древнему поселению.
Сначала он повел нас на кладбище, которое расположено на окраине деревни Торбеево и основано в 1771 году. Кладбище является вероисповедальным, на нем хоронят только старообрядцев. Там старообрядцы (а все жители были именно ими) сохранили множество старинных каменных надгробий, выполненных из белого камня (известняка), который добывался тут же недалеко в карьере, у стратегического села Мячково (все жители этих мест были заняты добычей белого камня, который было удобно перевозить по находящейся неподалеку Москве-реке). От этого села шли несколько дорог, одна из них на Москву, другая – на Коломну, по которой московский Великий князь Димитрий Иоаннович вел свои войска на реку Дон, на Куликово поле.
Поскольку известняк достаточно мягкий камень, на надгробиях сохранились надписи: строки из Евангелия, с торцовой части – кресты; на одном камне какой-то простолюдин высек слова: «под сим камнем и крестом спит мамаша крепким сном; тише листья не шумитя, мать родную не будитя». Кладбище приведено в порядок, за рвом же вокруг кладбища в годы Первой мировой войны хоронили пленных австрийских военнопленных, а также самоубийц и утопленников. Когда-то на кладбище находилась старообрядческая часовня, сейчас старообрядцы по праздникам ходят на кладбище крестным ходом и служат молебны и панихиды.
В середине 19 века священник Епифаний заложил трех женщин-староверок из прихода храма Рожества Пресвятой Богородицы, их засекли насмерть, и на их могилах местные жители видели ночью огненные столпы в день их гибели.
Гонения на старообрядцев не прекращались. По распоряжению московского военного генерал-губернатора в 1850-55 годах с храма был снят четырехпудовый колокол и продан. Гонения усилились после смерти императора Николая 1 в 1855 году, в храме описали все имущество. В 1870 году храм сгорел. Священник Андриан Гладченко обратился в губернское управление с просьбой разрешить построить каменный храм, но в 1885 году разрешили построить только деревянный, который стоит и доныне. Из крепких бревен, обшитых снаружи тесом, над входом в храм возвышается каменная колокольня. Двери Царских врат выполнены из дерева, цвета, близкого к цвету камня, а колонны, на которых двери закреплены, столбцы, некий искусный мастер выполнил в технике майолики, очень напоминающей цветную керамику.
С 1869 года по 1911 год настоятелем храма был уроженец деревни Тураево отец Димитрий Языков, сын которого Козьма Языков изготовил прекрасные хоругви, на железных пластинах которых с обеих сторон написаны иконы. Это было им выполнено в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. В храме много старинных икон, самые древние потемнели, так как олифа, которой их покрывали иконописцы, имеет свойство от времени темнеть. Есть и иконы святителя Спиридона, святого пророка Илии, протопопа Аввакума и святителя Арсения Уральского (с частичкой мощей). Есть и плащаница, выполненная руками искусных мастеров: ''Христос с предстоящими Богородицей и учениками'', так называемая Тураевская плащаница. Она была привезена из порушенного старообрядческого храма Калужской губернии в 1904 – 1905 годах. Из храма, столь пропитанного русским духом, не хотелось уходить. За ящиком продавалось много книг, некоторые из которых мы приобрели. Провели нас и в музей, расположенный в маленьком домике на храмовой территории, всего одна комната, но с какой любовью к своей истории и односельчанам он сделан! Здесь и древние рукописные книги, Евангелия, антиминс, престол, жертвенник, полное священническое облачение, фотографии семей местных жителей, священников, служивших в этом храме, предметы быта, старинные кресты, лестовки, на стенах – карты местности и даже фрагмент деревянного купола храма.
Затем мы были приглашены замечательными хозяевами на чай. По дороге нам показали могилу священника, который прослужил в храме 42 года, она находится за алтарем. Нам сказали, что храм семь раз грабили, последний раз в 2003-2004 годах. Настоятель храма отец Олег был клириком РПЦ МП, бывший военный, человек очень дисциплинированный, постоянно произносит проповеди. На 100-летие храма приезжал митрополит Корнилий (Титов). Хозяева отметили, что община храма долгие годы отвоевывала у промзоны пространство. Чай, который мы пили в трапезной храма из большого самовара на шишках, с заваркой из нескольких видов трав, в частности, из иван-чая, а к нему супруга старосты испекла очень вкусный яблочный пирог, и прямо на противне принесла на стол. За чаем нам показали два фильма: о реставрации Тураевской плащаницы и о работе золотошвеек.
Возвращались мы с сердечной благодарностью к хозяевам старообрядческой общины за радушный прием и гостеприимство. Было такое чувство, что мы прикоснулись к русской старине, исконной Святой Руси, побывав в этом уголке нашей Русской земли.
Члены общины церкви св. Николы на Берсеневке
Виталий Соловьянов
Евгения Лаврова
|