Главная » 2010 » Февраль » 3 » Половинкин П.В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина
09:30
Половинкин П.В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина
Более двухсот лет[i] издание и распространение староверческих книг в России считалось уголовным преступлением. Великая же потребность, как в богослужебной, так и в полемической литературе, необходимой для укрепления верующих и проповеди «древлего благочестия» требовала создания типографий. Все эти годы, собственно старообрядческая, печатная продукция изготавливалась либо в нелегальных типографиях, либо в типографиях находящихся за пределами России. Изобретение гектографа[ii] – компактного и весьма мобильного устройства сразу же было взято старообрядцами на вооружение и с последней четверти XIX века и в первые десятилетия ХХ века получило широкое распространение.
 
Отличительной особенностью гектографических изданий этого периода стало появление оригинальных авторских сочинений полемического характера. В настоящее время издательская деятельность старообрядцев на гектографе практически не изучена. Известны лишь около десяти, наиболее крупных старообрядческих гектографических типографий, и что почти за пятьдесят лет гектографическим способом было напечатано несколько сотен, а возможно, и более тысячи изданий.
 
Известны следующие старообрядческие гектографические типографии существовавшие в России:[iii]
 
Поморского согласия:
 
1. Батова Дионисия Васильевича (1825 – 1910). Располагалась в г. Туле. Выпустила около 300 гектографированных изданий, среди которых были певческие, уставные и полемические книги, сочинения поморских начетчиков, большую часть которых составили его собственные сочинения по отдельным вопросам церковной жизни.[iv] Каталог изданий Д. В. Батова опубликован в «Деяниях Второго Всероссийского Собора». Оригиналы для своих изданий Д. В. Батов писал как сам, так и прибегая к помощи своей внучки и Ф.П.Кондратьева.
 
2. Мельнова Александра Трофимофича (1868 - 1935). Располагалась в г. Златоусте Уфимской губ. Издания А. Т. Мельнова наиболее исследованы, нежели другие. Исследованиями занимается П.И.Мангилев (г. Екатеринбург).
 
3. ? В жизниописании Д. В. Батова говорится, что в период жизни в Саратове (1875 – 1880) он познакомился с работой на гектографе[v]. Возможно, что это была типография кого-то из поморских деятелей, но об этом ничего не известно.
 
4. Зыкова Ивана Ивановича (1837 -1913), г. Орехово – Зуево. И.И.Зыков – наставник Поморского согласия, активный участник многих собеседований о вере, автор полемических произведений, некоторые из которых издавал сам на гектографе. Из них известны: 1. «Беседа И. И. Зыкова с игуменом Павлом Прусским … 3 октября 1876г.», 2. «Вопросы И. И. Зыкова, данныя Московскому братству миссионерского общества … 29 сентября 1993г.», 3. «Духовные ответы И. И. Зыкова на вопросительное письмо членам Московского Миссионерского братства. 1891г.».
 
5. Безводина Прокопия Максимовича, г. Сызрань Симбирской губ.
 
Белокриницкого согласия:
 
6. Швецова Анисима Васильевича (еп. Арсений Уральский (1840-1908) и И.Г. Усова (еп. Нижегородский Иннокентий). Основана в 1890 году в скиту возле села Безводного (Нижегородская губ.), затем перенесена в Нижний Новгород. В типографии печатались различные старообрядческие книги, в том числе многие его собственные сочинения символического, катехизического и апологетического содержания. Здесь впервые были напечатаны такие его труды как "Оправдание старообрядствующей Церкви" и "Книга об антихристе".[vi]
 
7. Братства Честнаго и Животворящего Креста в Москве. Издатель Бриллиантов М. И.( - ) Время его издательской деятельности охватывает довольно длительный период: сер. 70-х гг. XIX – нач. ХХ вв. Только за 25 лет деятельности Братства (70-80-е гг. XIX в.) было выпущено более 75 изданий.
 
8. Пономарева А.А. г. Пермь. Известно одно издание нач. ХХ в. –«Жизнь Антония, митрополита Белокриницкого».
 
9. Под руководством еп. Феодосия. г. Боровск. В 80 – е годы XIX в. Напечатано несколько изданий, среди которых «Житие боярыни Морозовой».
 
Прокопий Максимович Безводин (? - ?)– один из выдающихся деятелей Древлеправославной Поморской Церкви II половины XIX – начала ХХ вв. Духовный наставник, участник многих соборов и съездов Поморской Церкви, начетчик, издатель. Некоторые исследователи старообрядчества (в том числе и миссионеры господствующей церкви) ставят его имя среди имен самых известных старообрядческих писателей, историков и библиографов.[vii]
 
 
 
Прокопий Максимович жил и работал в Нижнем Новгороде и Москве.[viii] Основной период жизни и деятельности он проводит в г. Сызрани Симбирской губернии. Сызранский мещанин, Председатель Совета общины и наставник «Бочкаревской» Старообрядческой Поморской моленной. Участник Соборов 1896[ix] и 1905[x] годов в Самаре. Уполномоченный старообрядцев Сердобска Саратовской губернии на съезде старообрядцев Северо – западного края в Вильно в 1906 г.[xi] Организатор и Председатель Северо - Кавказского Собора Поморцев в станице Гиагинской 9 мая 7416 (1908) г.[xii] Участник Предсоборного совещания и I-го Всероссийского Собора 1909 г. в Москве, уполномоченный от Самарской губ, секретарь Собора, избран в члены Совета Соборов.[xiii]
 
По сохранившимся письмам Прокопия Максимовича можно судить о его высокой образованности. Очень красивый почерк, грамотное написание и четкое изложение мысли. Большое количество и уместное использование цитат из Писания и учительных книг, примеров из житий святых свидетельствуют о начитанности и глубоком знании вопроса.

На книги из собственной библиотеки он ставил свой личный штамп – экслибрис, с ажурным витиеватым орнаментом и надписью «Прокопий Максимович Безводин в Сызрани». Одна из книг с подобным штампов в настоящее время хранится в ОРРК Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского, республики Татарстан, г. Казань. [xiv]
 
П.М.Безводин присутствовал на различных собеседованиях о вере проводимых старообрядческими начетчиками. В частности, он был слушателем трехдневной беседы Л. Ф. Пичугина с синодальным миссионером К. Н. Крючковым 16 – 18 апреля 1902 г.[xv]
 
Также Прокопий Максимович и сам проводил публичные собеседования с никонианскими миссионерами и начетчиками других старообрядческих согласий. Так, известны его беседы со спасо – нетовцем Василием Петровичем Бирюковым из села Мыльное, Сызранского уезда 27 и 28 января 1910 г. в селе Печерские выселки Сызранского уезда. Тема бесед: «О перекрещивании трехпогруженцев еретиков».
 
Позднее Прокопий Максимович составил пространное послание своему бывшему собеседнику, которое явилось как бы предисловием к основному труду, написанному по поводу этой беседы: «О родословии христиан поморцев». Труд, в 275 листов, был издан в его собственной типографии на гектографе.[xvi]
 
Издательское дело П. М. Безводина начато в 80 – е годы XIX века еще в Нижнем, затем было продолжено в Москве, и своего рассвета достигло в г. Сызрани. Эта деятельность постоянно сопровождалась преследованиями от администрации, частыми обысками и конфискациями.
 
Возможно, его отъезд из Нижнего Новгорода, а затем из Москвы был вынужденным. В одном из писем к Л. Ф. Пичугину Прокопий Максимович так пишет о себе и своей многотрудной судьбе: «Я до Собора[xvii] и до свободы[xviii] был тяжко гоним за исповедание св. веры, за имя драгоценное моего Владыки, за обличение господствующаго духовенства! Везде и всюду были аресты и волокитства и страх, сколько перенес различных невзгод за доставление материалов моей российской братии! Сколько пострадал материально даже. До нага был ограблен, но ни от кого не было помощи не в материальных средствах, ни в моем здравии, бедное мое здравие разшатано и по сие время. Но вот я увидел свободу, и думаю я отдохну от того всего тяжкаго бремя. Но увы!». [xix]
 
Где и когда Прокопий Максимович перенял мастерство гектографирования неизвестно. Осмелимся сделать следующее предположение. Судя по тому, что одним из первых мест его деятельности была Нижегородчина, где в с. Безводном существовала гектографическая типография А. В. Швецова и И. Г. Усова. Как известно, фамилия часто давалась как прозвище от названия населенного пункта, уроженцем которого человек являлся. Вот и предположим, что П. М. Безводин был уроженцем (жителем) с. Безводного, где и изучил (перенял) данное мастерство в упомянутой типографии. Конечно же, не совсем подходят временные рамки для данного утверждения, но возможно и обратное, белокриницкие начетчики переняли это мастерство у Безводина П. М.
 
Вряд ли его занятие приносило большой доход. Во-первых, сам способ гектографирования был мало производительным, во-вторых, обыски, конфискации и судебные тяжбы предполагали немалые расходы и, в-третьих, Прокопий Максимович, в основу своей деятельности ставил именно распространение трудов в защиту Поморской Церкви, утверждая христиан в правоте старой веры.
 
Некоторые же исследователи считают, что «Создание типографий, гектографических мастерских, литографий нельзя считать абсолютно самостоятельным делом их владельцев. Есть основания полагать, что деятельность по изданию и распространению старообрядческих книг координировалась. Все участники этого процесса были связаны между собой, а некоторые организаторы типографий, возможно, получали и материальную помощь».[xx] В типографии печатались деяния Соборов Поморской Церкви, учительные, полемические и певческие книги, которые рассылались по всему Поволжью и далее по России.
 
Прокопий Максимович сознавал, что за достоверность и правильность, печатанного в типографии, он нес личную ответственность. Поэтому, на многих, особо важных изданиях, как - то «Соборные деяния» он ставил автограф следующего содержания:

«Съ подлиннымъ верно, о симъ свидетельствую Сызранский Мещанинъ Прокопий Максимовъ Безводин».[xxi]
 
Всего типографией П. М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения. Один из его выдающихся трудов – книга «Апология Церкви Христовой».[xxii]
 
В типографии П. М. Безводина были изданы труды А. А. Надеждина: «Ответы некоему вопросителю», «Ответы грекоуниатским миссионерам»[xxiii] и «Восьмидневные беседы А. А. Надеждина с миссионерами господствующей Церкви в Сызрани».[xxiv] Также издавались труды других деятелей Поморской Церкви: И. И. Зыкова и отдельные сочинения Д. В. Батова.
 
Оттиски делались как с рукописных образцов, написанных славянским шрифтом, так и с напечатанных на пишущей машинке гражданским шрифтом. При внимательном рассмотрении различных изданий П. М. Безводина заметно, что некоторые виньетки, буквицы и заставки в точности повторяются. Таким образом, можно сделать вывод, что был разработан собственный стиль издательства (вернее несколько стилей) в оформлении книг. Так, к примеру: некоторые виньетки в книге «Восьмигласный октай знамен. Пения» (№ 10) абсолютно идентичны с виньетками в «Ирмосах канонов» (№14); буквицы в «Обиходе знаменных песнословий» (№ 1) схожи по стилю, а в некоторых случаях повторяются в «Лире духовной» (№ 13). Многие издания были зачастую очень схожи между собой и на первый взгляд можно сказать, что это одно и тоже издание, но имеются и отличия. Так «Боголепных песнословий обиход» (№ 4) и «Обиход знаменных песнословий (3)» (№ 15) практически идентичны. При разном названии книг и оформлении титульного листа, здесь в большинстве случаев использованы одинаковые буквицы и заставки (но в первом встречаются и более ажурные), некоторые листы полностью совпадают по расположению текста, практически один и тот же состав, за самым малым исключением: в первом в службе св. Парасковии нет распевов тропаря и кондака, а во втором есть. Надо сказать, что певческие книги (Обиход, ирмосы, октай и другие) наречного распева Поморцами издавались только в гектографических типографиях.
 
В певческих книгах издания П. М. Безводина часто встречаются очень редкие распевы, а порой и сами тексты. К примеру: припевы к 9 – ой песни канонов празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы по другим изданиям (как – то служба празднику) и распространенным рукописям не известны.
 
Встречаются и не получившие широкого распространения в Поморской Церкви определенные чины: «Лития храмовому празднику[xxv] (в обнаруженном варианте - святителю Николе чудотворцу)», с певаемым многолетием императору Николаю Александровичу и прочим августейшим особам[xxvi]. Среди изданий П. М. Безводина встречаются яркие, интересные и поучительные, но все же с точки зрения старообрядческой церкви апокрифические сочинения, как то: «Письмо жены Понтийскаго Пилата Клавдии Прокулы» и «Жизнь Пилата, осудившего Христа на смерть».
 
При печати в основном использовались чернила синего, светло синего, фиолетового цветов – для текстов, и розового, сиреневого, фиолетового – для виньеток, буквиц, заставок и киноварных помет в певческих книгах.
 
Заставки, виньетки и инициалы порой повторяются в различных изданиях, что наталкивает на мысль, что писцом (или оформителем) в этих случаях, возможно, использовались специальные штампы.
 
Переплет всех изданий П. М. Безводина весьма похож, так можно предположить, что при типографии имелась и переплетная мастерская, либо заказы на переплет изданий отдавались одному мастеру (мастерской). Зачастую эти переплеты сделаны следующим образом: обложки – картон обтянутый бархатом уголки отделаны кожей, кожаный корешок с тиснением.
 
Следует отметить, что издания сызранской гектографической типографии П. М. Безводина по качеству гораздо выше подобных изданий других типографий. Здесь безусловно играет большую роль выбор бумаги и других материалов хорошего качества и безупречно подходящих для данной техники печати.
 
Отметим и мастерство писцов – каллиграфов и оформителей книг, с оригиналов которых делались оттиски, ровное и соразмерное распределение текста, удобное для чтения и пения при службе.
 
Заботясь о сохранении и долговечности своих творений, Прокопий Максимович пишет в конце некоторых изданий следующее «Предостережение»:
 
 
 
«Желающие сохранить настоящий цвет чернил сей книги, должны удалять книгу от солнечных лучей, ибо оные могут книгу попортить и привести в бледность, следовательно, днем книгу долженствует полагать в тени. Соблюдая оный совет, книга никогда не может потерять свой настоящий цвет».
 
 
Не простой была судьба Прокопия Максимовича Безводина и как служителя Церкви. Его личное мнение по некоторым вопросам церковного устройства зачастую расходились с мнением основных деятелей Старообрядческой Поморской Церкви того времени.
 
Неблаговидную роль играло и родство с опальными сызранскими служителями А. Басовым и С. Т. Бондуровым. Были и притеснения, и общественные порицания, и церковные наказания. Но он до конца дней оставался ревностным поборником и учителем староверия.
 
10 марта 1913 года, в послесловии к одному из изданий Прокопий Максимович пишет: «Сия книга напечатася о истине православныя Кафолическия Церкве и Седми святых Таин на утвержение Сынам св. Церкви Российскаго отечества Поморским Християнам, и на обличение развращающим св. Догматы и предания св. Церкве, которые силятся Сынов св. Церкви развращать и отторгать от оноя, устрашая христиан простолюдинов Поморцев, что они без Иерархии церковь не составляют, и они лишены таинств. Да познают развращаемыя ими истину учения Спасителя мира, им же мы приходим ко Отцу. Да внемлют Чада св. Церкви, и да не совратятся ухищрениями оных жалких развратников. Сие начертание дает познавать путь к вечному веселию, им же даждь превышний Владыко благочестивым християнам шествовати,таких де путь от водяй в вечную пагубу, от них же отврати Боже Спасителю наш! Слава и Благодарение Вседержителю Богу! Давшему видети начало и конец сия книги которая дапослужит на спасение Роду християнскому, желавшему памятовати завещание Христово, и его св. Апостол, и учителей церковных! Аминь. Православный Християнин Поморскаго Законно-брачного согласия Прокопий М. Безводин».
 
В начале статьи уже говорилось, что гектографические издания старообрядцев до настоящего времени остаются не изученными. Это большей частью затруднено тем, что большая часть гектографических изданий не имеет выходных данных: места издания, датировки, зачастую и авторства. То есть не имеется оригиналов, дающих представления об изданиях той или иной типографии.
 
Нет каталогов старообрядческих гектографических изданий (за исключением каталога Д. В Батова). Чаще всего при составлении каталогов собраний ранее не делалось никакого различия между рукописной книгой и гектографическими изданиями. В некоторых случаях гектографические издания описывались как литографические.
 
Ранее всего исследованиями по этой теме занялись при лаборатории археографических исследований УрГУ, в библиотеке которой находится, пожалуй, самое значительное собрание гектографических изданий. Там же в 1992 году были составлены первые методические рекомендации по описанию старообрядческих гектографических изданий. Их составитель - П.И.Мангилев, которому принадлежит и ряд статей о гектографических изданиях.
 
Сегодня работа по изучению гектографических изданий ведется так же при Самарской Старообрядческой Поморской общине и при библиотеке «Рогожского кладбища» в Москве.
 
[i] Со времени самого «Великого раскола» в Русской Православной Церкви середины XVII века и до Манифеста Императора Николая II «О веротерпимости» 1905 года.
 
[ii] Гектограф (от греч. гекто – сто и графо — пишу) - простейший печатный прибор, используемый в малой (оперативной) полиграфии для размножения текста и иллюстраций, с невысокими требованиями к качеству оттисков. Гектограф позволяет получить до 100 копий. Гектограф изобретён в России М. И. Алисовым 1869 году. Самый распространенный способ гектографической печати XIX – начала ХХ веков, основан на использовании печатной формы в виде желатиноглицериновой массы, содержащей краситель и выделяющей его при увлажнении. Оригинал, написанный от руки специальными гектографическими чернилами (в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт) или напечатанный на машинке, лента которой пропитана такими чернилами, прижимают к эластичной желатиноглицериновой массе. При этом значительная часть чернил проникает в массу. Оттиск получают, прикатывая бумажный лист к поверхности массы. С помощью гектографии можно получить и многокрасочное изображение, для чего оригинал должен быть выполнен различными по цвету гектографическими чернилами. Достоинство гектографа в низкой стоимости оборудования и расходных материалов, возможности многоцветной печати. Недостаток в низком качестве и недолговечности копий. Гектографы, конечно же, уже неоднократно модифицированные, использовали вплоть до 70 – х годов ХХ века. Позднее гектографы вытесняются более современными и производительными приборами — ротаторами, ротапринтами и, наконец, им на смену пришли ксероксы и ризографы.
 
[iii] Гектографическое и стеклографическое тиражирование книг. А. В. Вознесенский, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918). Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996г.,С. 71-73.
 
[iv] Батова Е. К. Дионисий Васильевич Батов (К 180 – летию со дня рождения). Календарь ДПЦ за 2003г. Издание РС ДПЦ. Москва, 2002. с. 75-76.
 
[v] Хвальковский В. Н. Дионисий Васильевич Батов. Биографический очерк. Доклад II Всеросскийскому Собору. Деяния II-го Всероссийского Собора 1912 г. в Москве. Москва, 1913. с.172.
 
[vi] Урушев Д. Жизнь, отданная Церкви. http://www.starover.religare.ru/print5987.html
 
[vii] Александров Д. Отчетныя сведения по противо – раскольнической миссии в Самарской Епархии за 1898 год. (Окончание). Самарские Епархиальные Ведомости, № 10, часть неофициальная, 1899.
 
[viii] Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. М.: типография Рябушинских. № 35 от 31 августа 1908 г., с.1096. [ix] Александров Д. Съезд в Самаре поморцев брачного толка. Самарские Епархиальные ведомости, 1897, № 24, н/ч.
 
[x] Деяния Собора 1905 г. в Самаре. Гектограф.
 
[xi] . Барановский В. Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. Краткий исторический и библиографический словарь. Вильнюс, Aidai, 2005.
 
[xii] Егоров И. И. Старообрядческая Поморская Церковь в Литве. Журнал «Китеж – град» № 3, 1990 г. Вильнюс, 1990.
 
[xiii] Деяния I-го Всероссийского Собора 1909 г. в Москве. Москва, 1909.
 
[xiv] Иннокентий Гизель. Мир с богом человеку. Киев, тип. Печерской лавры, 1669 (7177). 20. 351 лл. У. 842. К. II. 769. Горфункель 180. Штампы: "Прокопий Максимович Безводин в Сызрани". "Братья Першины в Коврове". Инв.N В-174184
 
[xv] Трехдневные беседы Льва Феоктистовича Пичугина с синодальным миссионером Ксенофонтом Никифоровичем Крючковым, бывшей в селе Поиме Пензенской губернии в дни Святыя Пасхи: 16, 17 и 18 апреля месяца 1902 года. Гектограф.
 
[xvi] Безводин П. М. О родословии христиан поморцев. Гектограф, типография П. М. Безводина, г. Сызрань, 1910 – 1911 гг.
 
[xvii] Имеется ввиду I Всероссийский Соборзристиан поморцев приемлющих брак 1909 года в Москве.
 
[xviii] Манифест императора Николая II «О веротерпимости» 1905 г.
 
[xix] Письмо П. М. Безводина Л. Ф. Пичугину от 20 марта 1910 г. Рукопись. Архив Самарской Старообрядческой общины ДПЦ. [xx] А. В. Вознесенский, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918). Материалы к словарю. Предисловие. Екатеринбург, 1996г.,С. 5.
 
[xxi] Собор и Соборное деяние в Нижнем Новгороде бывший в 1889 году августа 9 дня.
 
[xxii] Егоров И. И. Старообрядческая Поморская Церковь в Литве. Журнал «Китеж – град» № 3, 1990 г. Вильнюс, 1990.
 
[xxiii] Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.
 
[xxiv] Восьмидневные беседы А. А. Надеждина с миссионерами господствующей Церкви в Сызрани. Саратов, Старообрядческая типография «Сотрудник Школы», 1915. Предисловие.
 
[xxv] Либо на обновление храма.
 
[xxvi] В Поморской Церкви многолетие не пропевалось по причине отсутствия иерархических чинов, произносящих возгласы к ектиниям. Либо по местному обычаю пелось без возгласов.
 
Приложение
 
1 Список выявленных изданий Сызранской Старообрядческой гектографической типографии П. М. Безводина: 1.Обиход знаменных песнословий (1)
 
2. Ирмосы знаменных песнословий.
 
3. Обиход знаменных песнословий (2).
 
4. Боголепных песнословий обиход.
 
5. Азбука знаменная «самоучитель». Издание первое. П. М. Безводин. Сызрань, 1912 г.
 
6. Надеждин А. А. Ответы некоему вопросителю.
 
7. Надеждин А. А. Ответы грекоуниатским миссионерам.
 
8. Безводин П. М. Апология Церкви Христовой.
 
9. Восьмидневные беседы А. А. Надеждина с миссионерами господствующей Церкви в Сызрани. 10.Восьмигласный октай знамен. Пения. [1910-11].
 
10. Собор и Соборное деяние в Нижнем Новгороде бывший в 1889 году августа 9 дня.
 
11. Безводин П. М. О родословии христиан поморцев.
 
12. Полемический сборник
 
13. Лира духовная. Сборник Духовных гимнов (стихов).
 
14. Ирмосы канонов.
 
15. Обиход знаменных песнословий (3).
 
16. Письмо жены Понтийскаго Пилата Клавдии Прокулы.
 
17. Жизнь Пилата, осудившего Христа на смерть».
 
П.В.Половинкин (Самара)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 3101 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]