Главная » 2010 » Май » 14 » Послание Освященного Собора РДЦ всем древлеправославным христианам против искажения, изменения и умаления православной веры. Ч.2
20:19
Послание Освященного Собора РДЦ всем древлеправославным христианам против искажения, изменения и умаления православной веры. Ч.2
Итак, разномыслие в вере не угодно Богу и мы обязаны стремиться к тому, чтобы преодолеть это разномыслие и достигнуть завещанного Богом всеобщего единства и мира во Христе. Но именно здесь верующих во Христа опять подстерегает диавол, влагая в умы негодное стремление лишь к формальному объединению, а не подлинному духовному единству на основе Евангельского учения. Такой мир неугоден Богу, ибо примиряться с разномыслящими и отпавшими от православного единства без их исправления и возвращения в Церковь, от которой они отпали, это все равно, что примириться с тем, кто виновен в отпадении их от Православия, с тем, кто вложил некогда их родоночальникам и вождям ересей надменные и богохульные мысли – с диаволом.
 
Церковь не без основания разорвала церковное единство с еретичествующими, не без основания перестала считать их братьями в вере, а поэтому и исправить положение - достигнуть, безусловно, желаемого единства, возможно лишь устранив первопричину разделений. Святитель Григорий Богослов пишет: «Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом»[12].
 
Именно, поэтому наши благочестивые предки стремились не к механическому соединению с отпавшими от церковного единства, но желали подлинно вернуть их в Церковь, через кроткое увещевание, терпеливое разъяснение и тщательное опровержение тех заблуждений, которые разделили некогда единых в вере братьев и отторгли увлекшихся неправославными мыслями от единства с Православной Церковью.
 
Пример того, каким должен быть диалог с инакомыслящими - каким образом он должен быть организован и какие цели и задачи должен перед собой ставить, мы находим в 80 правиле Карфагенского Собора: «О назначении посольства к донатистам ради соглашения к миру. Потом разсуждено, чтобы, по сих деяниях, для возвещение мира и единения, без которого не может состоятися спасение христиан, из среды нас послати местоблюстителей к епископам самих донатистов, аще каких они имеют, или к их мирянам. Чрез сих местоблюстителей да соделается известным всем, что донатисты не имеют ничего благословного противу кафолические церкви».
 
Таким образом, мы должны идти к внешним и с любовью увещевать их вернуться к общению, показывая им несправедливость их уклонения от Православной веры. И только таким может быть путь к достижению всеобщего единства в единой Церкви. Если же искать объединения без достижения согласия в вопросах веры, или ценой богословских компромиссов, то это будет лишь иллюзия единства, самообман, ведущий к абсолютному религиозному безразличию и в конечном итоге, вообще к безбожию.

Тем не менее, именно на такой путь в наше время стали многие из именующих себя христианами. Внутренне желание единства, обеспокоенность об умножающихся разделениях побудили многих людей во всем мире искать пути общения и духовного единения друг с другом, но, к сожалению, данное строительство изначально пошло по неправильному пути. Как мы уже сказали, единственно правильный путь к такому объединению – это возвращение всех, кто исповедует Христа Господом к святоотеческому пониманию Христианства. Однако вместо возвращения к духовным истокам, нескованная никакими рамками богословская мысль устремилась все дальше от Православного учения, прилагая к древним заблуждениям новые.
Наибольшей деформации подверглось повсеместно учение о Церкви Христовой.

В 1838 году богослов англиканской церкви Уильям Палмер написал "Трактат о Церкви Христовой" (англ. Treatise on the Church of Christ). По-видимому, желая объяснить себе факт существования на земле многочисленных и не имеющих общения друг с другом религиозных сообществ, протестантский богослов сформулировал так называемую теорию ветвей, согласно которой все существующие на земле сообщества признающие Христа своим Господом и Спасителем являются равнозначными, равноспасительными и равноблагодатными частями единой Христовой Церкви, а все разделения между ними носят лишь формальный, видимый характер. При этом утверждается, что коль скоро каждая из конфессий является лишь ветвью общецерковного древа, то естественно, что и ни одна из них в отдельности не обладает богооткровенной Истинной в полной мере, но лишь все конфессии вместе. Из этого рассуждения следует вывод, что поскольку видимого единства и согласия в вопросах вероучения между конфессиями нет, то по сути своей нет и Церкви как таковой, но ее еще надлежит как бы создать, объединившись всем конфессиям вместе.
Ошибочность этой теории очевидна, ибо Писание говорит нам, что Христос «есть глава тела Церкви» (Кол.1:18), а «разве разделился Христос?» (1Кор.1:13). Нет, но «одна вера» (Еф.4:5) и «Церковь повинуется Христу» (Еф.5:24), она есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), и «врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Поэтому Церковь не разделялась и не может разделиться, как не разделятся Глава ее Христос. Единство Церкви заключается в единстве веры, а не в бесконечном многообразии противоречивых мнений. Итак, на протяжении веков, когда христианство смущалось различными ересями, не Церковь разделялась по причине разномыслия в вере, но от нее отпадали те, кто не желал принимать и держаться хранимого Церковью православного исповедания.

Однако, несмотря на несогласие со Священным Писанием описанной выше теории ветвей, эта экклесиологическая ересь в кратчайшее время широко распространилась в мире, объединив собой многие религиозные конфессий так или иначе именующие себя христианскими.

В качестве альтернативной позиции иными богословами высказалась мысль о неравнозначности конфессий, но различном их удалении от Церкви, пропорционально накопившимся у них догматическим отличиям от православного вероучения. Но говоря о существовании лишь одного правильного исповедания, эти богословы в тоже самое время признают, что в конфессиях с поврежденным исповеданием, тем не менее, совершаются благодатные и спасительные церковные таинства. Но если так, и Дух Святый не оставил отпавших от православного исповедания и за это осужденных еретиков, то несмотря на богословские погрешности, все эти еретические конфессии также прибывают в Церкви Христовой, поскольку только в Церкви возможно спасение и благодатная литургическая жизнь, только в Церкви живет Дух Святый. Так протестантская теория ветвей, при кажущемся внешнем ее отрицании, была изложена в иной, завуалированной, а потому еще более опасной для души форме.

Итак, мы видим, что описанные богословские концепции не имеют особого отличия друг от друга, обе они совершенно размывают критерии по которым можно определить Церковь Христову, ибо если догматические различия не имеют никакого значения и влияния на спасение человека, или если у еретиков есть Евхаристия – совершается бескровная Жертва, то следовательно все они имеют полное общение со Христом и их заблуждения никак не удалили их от этого богообщения.

Первая из них – протестантская теория ветвей, по сути своей является ересью религиозного синкретизма, поскольку признает, что различные богословские воззрения множества отдельных христианских конфессий, обладая некой частью истины, лишь все вместе содержат полноту знания о Боге. Таким образом, множество богословских заблуждений смешивается, сливается и соединяется в одно новое, чуждое Православной вере исповедание.

Вторая же теория, как бы разделенной Церкви, является ересью религиозного эклектизма, поскольку с одной стороны утверждая истинность и исключительность Православия, с другой стороны признает наличие спасительной и благодатной жизни в иноверии, таким образом, искусственно, механически соединяя различные по богословским взглядам сообщества в одну церковь.

Эти брожения и блуждания богословской мысли нашли отражение в новом богословском термине «инославие». В данном термине заложена мысль, что отпавшие от Церкви сообщества, тем не менее, не отпали от служения Богу, но также прославляют его. Само по себе такое утверждение неверно, ибо заблуждения отпавших заключаются не в каких-то второстепенных вопросах, но имеют непосредственное отношение к церковному вероучению, к вере в Бога, то есть еретики верят в Бога иначе, не так как Он научил нас через Своих святых учеников и апостолов. Любое же искажение истины, под которой мы понимаем православное святоотеческое вероучение не может быть угодным Богу, но оскорбляет Его, а оскорбление никак не может быть прославлением, но является поношением. Бога можно славить только правильно, отчего собственно и произошло понятие Православие. Какой же может быть слава отличная от правильной? Только неправильной, а, следовательно, не богоугодной: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит.28:9). Безусловно, что все, отпавшие от Церкви сообщества, сами о себе мнят, что воздают славу Богу, однако православные христиане не могут и не должны считать богоугодными приношения и славословия отпавших от церковного единства. Поэтому, с точки зрения православного исповедания, любая ересь является не неким «инославием», но неправославием, то есть, по сути своей, иноверием.

Оппоненты же наши оправдывают себя, говоря, что «Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8), что, мол, никто не может приказать Святому Духу перестать действовать в том или ином обществе и что суд Соборов человеческих не властен над Духом Божиим. Да, это так, но отчего уверены иноверные, что Дух Святый дышит в их сообществах? Какое свидетельство имеют они о том, что путь их богоугоден? Писание свидетельствует о верных, что «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Исуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:13-15).
 
Итак, Сам Бог, через святого Своего Апостола свидетельствует, что Дух Святой живет среди верных, а верные это те, кто приведен к вере проповедью святых апостолов и неукоснительно хранит полученную от них веру. Поэтому, тот, кто не хранит веру апостольскую, тот очевидно не может и говорить о себе, что имеет Духа Божия. А тот, кто старается неизменно следовать апостольскому благовествованию, тот имеет и дерзновение говорить о себе подобно святому Павлу: «думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор.7:40).
 
Подобным образом и святой апостол Иуда увещевает христиан и свидетельствует: «Вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Исуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» (Иуд.1:17-20).
 
Итак, отделившиеся от веры апостольской, люди душевные, а не духовные, и в молитвах их не действует Дух Святый. Поэтому и недопустимо единение с иноверными, основное на религиозном синкретизме и религиозном эклектизме, которые являются формами пагубного двоеверия, духовного блуда, попирающего первую заповедь Божьего Закона: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:3). Относительно такого ложного единства верны слова Писания: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Прит.16:25).
Такими путями к смерти представляются нам и описанные выше богословские концепции, изложенные в духе религиозного синкретизма и эклектизма, а потому несогласные и несовместимые с православным учением о Церкви и со святоотечеким определением ереси, как опасного, безблагодатного и неспасительного иноверия:
 
«Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (св. Василий Великий)[13];
 
«Они [еретики] дошли до такого безумия, что остались одинокими без благодати Духа Святого и потеряли наследие Господа, то есть прежнюю истину веры» (св. Иероним Стридонский)[14];
 
«Осужденные таким образом сами собой и… на… соборе низложенные и священства лишенные, какое могут совершать священноводство, или какой Дух может сходить на священнодействия, совершаемые такими [людьми]?» (св.Максим Исповедник)[15];
 
«Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, потому что у них крещение — не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как и Симон [Волхв] был крещен, но не просвещен, равно такими же оказываются и они» (св. Иоанн Златоуст)[16].
Таким образом, и мы, не желая передвигать межи давней, которую провели святые отцы наши (Прит.22:28), вслед за ними осуждаем всякое неподобное еретическое мудрование и пагубное двоеверие, анафематствуя как религиозный синкретизм, примешивающий к Православному вероучению всевозможные богословские заблуждения и ереси, так и религиозный эклектизм, искусственно соединяющий Православие с иноверием, через признание отпавших от церковного единства обществ нечуждыми благодатной жизни и части спасаемых.

При этом мы ни над кем не произносим конечного суда, ибо весь суд принадлежит Богу. Забота наша лишь о тщательном сохранении и охранении Православного исповедания и поэтому мы отсекаем от общения всякого, кто мыслит противно Православной вере. В то же самое время мы считаем своим долгом проповедовать мир во Христе всем живущим на земле людям, и способствовать возвращению в православное исповедание всех отторгнутых от него насильно или отторгшихся своею волею.

Мы положительно оцениваем то, что в настоящее время многие народы и религии мира, осознав и признав неисключительность, несовершенство и как следствие, неистинность своих религиозных верований, устремились по пути духовного поиска. Древлеправославная Церковь всячески приветствует эти духовные искания, однозначно соглашаясь с ищущими людьми в оценке их религиозных убеждений. Мы также считаем, что все людские веры несовершенны и не заключают в себе неповрежденной Истины. Слава Богу, что человечеству наконец-то открылось несовершенство и ущербность его религиозных взглядов, слава Богу, что религиозное чувство людей более не может быть удовлетворено их прошлыми верованиями, и они желают познать путь иной, путь более совершенный, ведущий к неведомому для них Господу! Говорим утвердительно: «неведомому для них», - поскольку они сами признали неполноценность и ошибочность своих прежних представлений о Боге. Поэтому мы обращаем к ним слова святого Апостола Павла: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22-23).

Итак, коль скоро человечество познало несовершенство своего пути, то пусть обратит свой взор на совершенство веры святой, веры Православной и пусть именно в ней по слову Христа «да будут все едино» (Иоан.17:21)!

Град Москва
23 апреля (6 мая) 2010 года
На память святаго и славнаго
великомученика и победоносца Георгия

Святейший Патриарх АЛЕКСАНДР, Московский и всея Руси
Священноиерей и представитель Преосвященного Иосифа, Епископа Белорусского и Украинского АЛЕКСАНДР (РАЗУВАНОВ)
Преосвященный СЕРГИЙ, Епископ Сибирский
Преосвященный САВИН, Епископ Нижневолжский
Священноиерей и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
Преосвященный ВАСИЛИЙ, Епископ Верхневолжский 

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Религиозный синкретизм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — объединение различных религиозных взглядов в единую религиозную систему.
[2] Религиозный эклектизм (от греч. εκλέγω «избираю») — Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых, противоположных религиозных взглядов, учений.
[3] О единстве Церкви // Творения. М.: Паломник, 1999. С. 234.
[4] Преподобный Феодор Студит. Послания. Кн. 2. М., 2003. С.191-198.
[5] Там же.
[6] Преподобный Феодор Студит. Послания. Кн. 2. М., 2003. С. 202-208.
[7] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.10. Кн. 1. СПб., 1904г. С. 336-337.
[8] Иоанн Златоуст св. Творения. Т.12. Кн. 1. СПб., 1906г. С. 100-101; об этом же у прп. Никона Черногорца в Пандектах слово 26-е, лист 189 об.
[9] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.10. Кн. 1. СПб., 1904г. С. 336-337.
[10] Книга Кирилова. М., 1644г. Л. 14об.-15.
[11] Чин Божественной Литургии.
[12] Слово 6 «О мире» // Творения. Т. 1, СТСЛ, 1994г. С. 157.
[13] Правило 1-е святого Василия Великого.
[14] Толкование на книгу пророка Иеремии (гл. XVII, ст. 2-3) // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 6. Киев, 1880. С. 345.
[15] Творения святого отца нашего Максима Исповедника. Ч. 1. Сергиев Посад, 1915. С. 68.
[16] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 12, Кн. 1. СПб, 1906. С. 383.
 
Категория: Соборы, съезды | Просмотров: 983 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 nita  
0
Начали хорошо, а закончили так себе.
Видимо это для старостильных греков придумано, которых сечас Московская Патриархия через РДЦ "укатывает". Особенно понравилось здесь: "Таким образом, мы должны идти к внешним и с любовью увещевать их вернуться к общению, показывая им несправедливость их уклонения от Православной веры. И только таким может быть путь к достижению всеобщего единства в единой Церкви. Если же искать объединения без достижения согласия в вопросах веры, или ценой богословских компромиссов, то это будет лишь иллюзия единства, самообман, ведущий к абсолютному религиозному безразличию и в конечном итоге, вообще к безбожию." и там много по тексту ссылок об этом.
И что из этого следует?
Где принципиальная позиция РДЦ о единстве с братьями по вере - древлеправославными християнами Белокриницкой Церкви, с которыми не нужно искать компромисов по вероучительным вопросам?
Християне РДЦ не приняли Божиего Промысла - Белокриницкую иерархию, а взяли священство , от отрезанной еретической ветви - никониано-обновленческой.
А как же быть с приведенными Вами самими поучениями Св. Отец?
«В церкви, основанныя еретиками, можно входить лишь по нужде как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь; однако, в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свечей» (46-е правило св. Никифора Исповедника);

«Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ. Отнюдь не должно входить в такия церкви для указанных целей, ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мф.23:38).

Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель тех мест, по словам великаго Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих. (Пс.25:5)

И т.д. и т.д. по Вашему же тексту. Начинать всегда нужно с себя.. , а то как бы двойные стандарты получаются:
"В чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать."


2 Aleko  
0
Как раз скорее это направлено в адрес Белокриницких с намеками на их общение с РПЦ МП.
Nita, а чем промысел возникновения иерархии РДЦ хуже белокриницкой иерархии? вы пишете что иерархия РДЦ преемники якобы "никониано-обновленческой ветви еретиков", а чем она хуже "греко-никонианской ветви еретиков" (по вашей терминологии) ставшей у истоков иерархии РПсЦ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]