Главная » 2009 » Сентябрь » 2 » "Православная" маниловщина или политический проект? Статья С.Е.Деева "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментарием автора сайта
21:44
"Православная" маниловщина или политический проект? Статья С.Е.Деева "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментарием автора сайта
В нашей Книжнице опубликована статья Сергея Еремеевича Деева "Об обрядовом единстве Православной Церкви". С.Е.Деев - Президент Благотворительного фонда «Белая Криница», эксперт Фонда национальной и международной безопасности.
 
 
 
 
 
Труды С.Е.Деева никогда не оставляли меня равнодушной, причем, реакция всегда одинакова - из серии "не могу молчать". Вот и на этот раз - ну понимаю, что я неофит и мне по рангу не положено спорить с заслуженным и коренным Сергеем Еремеевичем. Кроме того, я женщина, а приличные старообрядческие женщины должны молчать.  Я бы, может, и молчала, да только сочинения С.Е.Деева публикуют вполне уважаемые мною информационные ресурсы: нижегородский "Старообрядецъ", сайт "Семейские - староверы Забайкалья". И никто никогда даже не попытался проанализировать идеи автора или вступить с ним в полемику. Вот и пребываю я в недоумении уже не первый год: белокриницкие старообрядцы, что, разделяют взгляды Сергея Еремеевича? Или просто не принимают их всерьез?
 
Получив от Сергея Еремеевича его новую статью,  я написала автору, что готова опубликовать ее лишь сопроводив своим комментарием, поскольку взгляды автора статьи не соответствуют убеждениям авторов "Самарского староверия". Согласен ли С.Е.Деев на эти условия? 
 
"Хорошо, Ирина, публикуйте статью "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментариями. Поскольку эта идея не только моя, но и владыки Савватия, Архиепископа Киевского и всея Украины, она будет обсуждаться на встрече Митрополита Корнилия и Митрополита Леонтия в Белой Кринице 14 ноября 2009 г. на храмовый праздник Косьмы и Дамиана" - ответил Сергей Еремеевич.
 
Что ж, воспользуюсь любезным разрешением автора.
 
Собственно говоря, статья, большую часть которой составляет разбор отличий старых книг и чинов от новых, представляет собой компиляцию из сочинений Кутузова, Пентковского и Быстрова. Уровень статьи, да простит меня Сергей Еремеевич - это уровень реферата, написанного первокурсником.  Вся "соль" статьи - в нескольких абзацах. Протицирую:    
 
"Сегодня в русском православии наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам. «Де факто» реабилитированы старые византийские и русские иконы, крещение в три погружения, восьмиконечный крест, двуперстие и многое другое. Однако, «де юре», Соборы РПЦ от 1971 года и Зарубежной Церкви от 2000 года лишь допускают сосуществование старых и новых обрядов и уставов, не вскрывая сущности трагического трехсотлетнего раскола.
 
Спор не может закончиться на ноте – «молитесь, как хотите». Только Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам сможет установить причину фундаментальных расхождений и рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве на основе спасительного Апостольского и Святоотеческого наследия".
 
И далее следует заключение:
 
"Идея Всеправославного Собора с участием Восточных Патриархов, который не просто реабилитирует старые обряды и уставы, а вернет Православие к корням и истокам, принадлежит епископам Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. В 1914 году саратовский епископ Мелетий и рязанский епископ Александр во время поездки по Ближнему Востоку и Северной Африке обсуждали вопрос об общем Соборе с Александрийским Патриархом Фотием.
 
Патриарх Фотий: «…если у вас в России состоится Собор и на него будем приглашены мы, восточные патриархи, то неизбежно подадим свой беспристрастный и справедливый голос по отношению к вашей староверческой иерархии. Самой русской Церкви трудно разобраться в этом разделении, потому что отношение ее к старообрядчеству явно предубежденное; тут необходимо участие восточной Церкви, и тогда, даст Бог, прикончится это печальное разделение, с которым русская Церковь столько времени ничего не может или не желает поделать».
 
Епископ Мелетий: «Если бы она искренне желала достигнуть примирения со страрообрядцами, то давно могла бы пригласить для этого восточных патриархов, без которых не может быть достигнуто примирение, потому что клятвы наложены на старые предания, содержимые старообрядцами, при участии патриархов того времени, и снять их единолично она не в праве».
 
Патриарх Фотий: «Это, конечно».
 
Вот, собственно, и все.
 
Идея эта - не новая. Еще в 2007 году в интервью газете "Старообрядецъ" (2007, № 41) Сергей Еремеевич говорил: "...мы инициируем проведение в Белой Кринице Второго всемирного собора с участием обоих Первоиерархов (митрополита Леонтия и митрополита Корнилия - "Самарское староверие"). Здесь, возможно, будет принято обращение к восточным патриархам с предложением созвать в 2009 году в Киеве совещание руководителей всех поместных православных церквей мира. Там помимо прочего могут быть подняты следующие вопросы: 1. В связи с заявлением предстоятеля Римской церкви о том, что только она сохранила апостольскую преемственность, соборно провозгласить об апостольской преемственности Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской Церквей и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Таким образом, может произойти полное снятие клятв со старообрядцев, так, как это в свое время предлагал патриарх Фотий Александрийский. 2. Возврат церковной собственности на Украине, в том числе икон, книг, рукописей (реституция). Наша церковь может быть признана восточными патриархами, и историческая правота старообрядцев будет восстановлена".
 
С тех пор эта идея не раз в том или ином виде встречалась в статьях и интервью Сергея Еремеевича. Безусловно, ничего страшного в этом нет - пока это только личные взгляды С.Е.Деева. Но когда речь идет о том, что взгляды эти разделяет и старообрядческий епископ,  что идея эта будет обсуждаться на встрече двух старообрядческих митрополитов...
 
Помилуйте, неужели ЭТО можно обсуждать всерьез? Неужели наши епископы могут верить, что по приглашению двух старообрядческих митрополитов руководители "всех поместных православных церквей мира" слетятся в Киев, дабы торжественно заявить о своем апостольском преемстве и заодно снять клятвы со старообрядцев? И что же это за комплекс неполноценности, что так хочется признания от восточных патриархов? И зачем нужно публично, да еще и в компании восточных патриархов провозглашать апостольскую преемственность Русской Православной Старообрядческой Церкви?  Есть сомнения?
 
Я уже не говорю о "богословии" Сергея Еремеевича. На сайте "Семейские - староверы Забайкалья" он громит экуменизм, а тут - такая жажда влиться во "вселенское православие".  И что для Сергея Еремеевича "русское православие", в котором "наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам"?  РПЦ (МП)?
 
И все же... Неужели кто-то может всерьез поверить, что не сегодня-завтра может состояться "Всеправославный Собор" с участием старообрядцев, который  "вернет Православие к корням и истокам"?  Ладно бы С.Е.Деев был этаким околоцерковным Маниловым. Но обсуждение этого вопроса на встрече митрополитов?!  Неужели это всерьез?
 
Или дело здесь в другом? И Сергей Еремеевич озвучивает некий вариант возможного воссоединения старообрядцев со "вселенским православием" в лице РПЦ (МП)? Вот и механизм обозначен: сначала - "Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам", которая  сможет "рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве", а там и "Всеправославный Собор"... Уж не это ли он собирается предлагать для обсуждения старообрядческим митрополитам?
 
"Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно", - писал поэт. Знать бы, кто зажег звезду Сергея Еремеевича Деева... 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1676 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 9
1 Кресъ  
0
Похоже. Видать дело о.Симеона приносит свои горькие плоды. А может просто советская юность покоя не даёт? ("Голодраньци усих краин до кучи гоп")

2 samstar2  
1
У о.Симеона есть свои богословские взгляды, с которыми можно соглашаться или не соглашаться, и я что-то не слышала, чтобы о.Симеон призывал к объединению с РПЦ (МП). Говорить о богословских взглядах С.Е.Деева не приходится просто в силу отсутствия какой-либо системы взглядов. Все его многостраничные опусы - это каша, порой из взаимоисключающих утверждений. Свою (или не свою?) идею "всеправославного собора" с участием старообрядцев Сергей Еремеевич пропагандирует не первый год, причем, достаточно своеобразно. Наш пострел поспевает везде: начался раздор т.н. ДЦХ БИ - он отметился статьей. В ней пустопорожние рассуждения плюс идея о соборе - где-то в конце. Начались разговоры о соборе двух митрополий - новый опус или интервью ни о чем плюс пара абзацев о соборе. Просто нейролингвистическое программирование какое-то, 25-й кадр. И так - последние года три. Посмотрите на Семейских - там он ругает экуменизм. И тут же мечтает о всеправославном соборе. Так что не имеет это никакого отношения к о.Симеону. А вот что такое С.Е.Деев, хотелось бы мне знать. Ладно бы, безобидный графоман, который на средства возглавляемых им фондов тиражирует свои творения. То, что при этом он претендует на роль властителя дум наших епископов - прискорбно, но не смертельно. Но вот если Сергей Еремеевич не просто графоман...

3 nita  
0
Г.И.Х.С.Б.п.н.

Спаси Христос, Ирина за вашу статью.

Можно константировать начало активных действий РПЦ МП по отношению к древлеправославной церкви.

1. Митрополит Корнилий заявляет в своем интрвью, что ни о каком поглощении древлеправославной церкви со стороны РПЦ МП речи нет и инициирует процесс создания межконфессиональной комиссии.

Особенно ценно в наших отношениях, что нынешний Патриарх всегда подчеркивал, что ни о каком "поглощении", экуменическом "объединении" или хотя бы неформальном подчинении в отношениях между нашими Церквями не идет речь. Наша задача: впервые за три с половиной столетия начать равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления диалог по тщательному выявлению наших позиций в духе взаимного уважения. И в ходе этого диалога, я твердо убежден, старообрядцам есть что сказать и о чем спросить другую сторону.

2. Епископ Савватий отправляет патриарху Кириллу письмо об обрядовых различиях двух церквей: старой и новой.

3. Леонид Якушев выкладывает в интернете дезинформацию о том, что епископ Антипий на встрече с патриархом Кириллом высказал инициативу о создании межцерковной комиссии, таким образом вмешивая в это Белокриницкую Митрополию.

4. Сейчас из новой статьи Деева, которая, по-видимому, легла в основу письма епископа Савватия патриарху Кириллу, мы видим, что идет подготовка встречи двух митрополитов именно для обсуждения этого, главного вопроса.

Что будет происходить дальше и так понятно. Круг лиц, через которых проталкивается идея создания межконфессиональной комиссии, обозначился.

Только я очень сомневаюсь, что у них получится впутать в это Белокриницкую Митрополию, так что придется есть эту кашу тем, кто сам ее и заварил.


4 Александр_П  
0
Справедливости ради надо сказать, что С.Е. Деев проповедует свои взгляды уже лет 20 - с конца 80-х годов, о чём мне говорили многие "старожилы". Он даже в конце 80-х годов поднимал этот вопрос на Соборах.
Так что это старинная песня, что не отменяет того, что она совершенно неправильная по сути.

5 Евгений_Иванов  
0
Изначально - маниловщина. Сейчас - политический проект.

1. Есть указание Путина на эту тему от 2004 года
2. Общеправославный Собор, пока без старообрядцев, уже созывают.
3. Не думаю, что Деев Вам врет относительно позиции Савватия.


6 Белая_Криница  
0
Удивляют комментарии к статье.
Как видно, часть людей, включая и автора комментариев, сопротивляется возврату православных к своим корням. Эти люди хотят спастись сами, а остальных готовы отправить в ад.
Им приятнее самоизоляция от мирового православия.
Бог им судья.

8 Кресъ  
0
Странно читать подобный комментарий. "Мировое православие" - это миссионерский миф эккуменистов. Или Вы не считаете никониан и сомолитвенные им сообщества еретиками, как минимум второго чина? Если не считаете, так и скажите. Если считаете - о каком "православии" еретиков может идти речь?
Кому же спастись, а кому идти в муку вечную - то суды Господни и человеку в них дерзать нечего. Мы можем только молиться Господу об отпавших, но уж никак не желать прийти с ними в некое усреднённое единство.

7 Александр_П  
0
+++православных к своим корням.

Православные - это древлеправославные християне, а новообрядцы - НЕправославные, а еретики.

+++Им приятнее самоизоляция от мирового православия.

??? О каком "мировом православии" Вы говорите? Т.н. "Мировое православие" - это конгломерат еретических конфессий.

+++Эти люди хотят спастись сами, а остальных готовы отправить в ад.

Для того, что бы проповедовать Веру Христову отступникам совершенно не нужно сливаться с ними.


9 samstar2  
0
Прежде чем возвращать к корням "мировое православие", нашим епископам стоило бы побеспокоиться о своей пастве: вымирающих приходах, отсутствии достаточного числа епископов, священно-и церковнослужителей, учебных заведений и воскресных школ, о потомках старообрядцев, которые приходят в храм один раз в год на Пасху освятить куличи, а то и спокойно идут в близлежащий новообрядческий храм. Хороший пастух не должен нерадеть о своем стаде, вместо заботы о своих овцах, рассуждая о проблемах мирового овцеводства. Это первое.

И второе. Считать, что встреча митрополита (митрополитов) с "восточными патриархами" может привести к возврату "мирового православия" к своим корням - это даже не маниловщина, это просто глупость. А вот растерять авторитет РПСЦ может сразу и навсегда. Когда-то в Белой Кринице восстановили трехчинную иерархию. Теперь, похоже, есть охотники там же ее уничтожить.

Я не страдаю конспирологическими кошмарами, однако не перестаю размышлять: что же за проект проталкивает С.Е. Деев?
На чью мельницу льет воду?
Есть ведь разные варианты. Вот например такой. Киевский патриархат пока не может быть официально признан Константинополем поместной автокефальной церковью из-за позиции РПЦ (МП). Ну и просто по факту: на территории Украины есть УПЦ (МП) и УПЦ (Киевского патриархата) - неловко стать официальным "усугубителем" раскола. А властям Украины этого признания так хочется! И тут чудная замена: вместо РПЦ (МП) на собор пригласить старообрядцев: старообрядцам, как тем дикарям, бусы: признание иерархии, ну и подарят два-три храма да немножко старых икон. Константинополь признает поместную УПЦ (КП) - ведь на территории Украины редкостное единство православных, подчиняющихся Киеву и Москве. И не беда, что часть этих православных крестится двумя перстами. Хорошо президенту Ющенко, хорошо патр.Филарету, хорошо патр.Варфоломею и "мировому православию". А старообрядцы потаскают каштаны из огня для чужого дяди. То, как потом в России власти будут относиться к РПСЦ никого не волнует.
Главное ведь - на территории Украины не будет больше изоляции от "мирового православия".


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]