В нашей Книжнице опубликована статья Сергея Еремеевича Деева "Об обрядовом единстве Православной Церкви". С.Е.Деев - Президент Благотворительного фонда «Белая Криница», эксперт Фонда национальной и международной безопасности.
Труды С.Е.Деева никогда не оставляли меня равнодушной, причем, реакция всегда одинакова - из серии "не могу молчать". Вот и на этот раз - ну понимаю, что я неофит и мне по рангу не положено спорить с заслуженным и коренным Сергеем Еремеевичем. Кроме того, я женщина, а приличные старообрядческие женщины должны молчать. Я бы, может, и молчала, да только сочинения С.Е.Деева публикуют вполне уважаемые мною информационные ресурсы: нижегородский "Старообрядецъ", сайт "Семейские - староверы Забайкалья". И никто никогда даже не попытался проанализировать идеи автора или вступить с ним в полемику. Вот и пребываю я в недоумении уже не первый год: белокриницкие старообрядцы, что, разделяют взгляды Сергея Еремеевича? Или просто не принимают их всерьез?
Получив от Сергея Еремеевича его новую статью, я написала автору, что готова опубликовать ее лишь сопроводив своим комментарием, поскольку взгляды автора статьи не соответствуют убеждениям авторов "Самарского староверия". Согласен ли С.Е.Деев на эти условия?
"Хорошо, Ирина, публикуйте статью "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментариями. Поскольку эта идея не только моя, но и владыки Савватия, Архиепископа Киевского и всея Украины, она будет обсуждаться на встрече Митрополита Корнилия и Митрополита Леонтия в Белой Кринице 14 ноября 2009 г. на храмовый праздник Косьмы и Дамиана" - ответил Сергей Еремеевич.
Что ж, воспользуюсь любезным разрешением автора.
Собственно говоря, статья, большую часть которой составляет разбор отличий старых книг и чинов от новых, представляет собой компиляцию из сочинений Кутузова, Пентковского и Быстрова. Уровень статьи, да простит меня Сергей Еремеевич - это уровень реферата, написанного первокурсником. Вся "соль" статьи - в нескольких абзацах. Протицирую:
"Сегодня в русском православии наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам. «Де факто» реабилитированы старые византийские и русские иконы, крещение в три погружения, восьмиконечный крест, двуперстие и многое другое. Однако, «де юре», Соборы РПЦ от 1971 года и Зарубежной Церкви от 2000 года лишь допускают сосуществование старых и новых обрядов и уставов, не вскрывая сущности трагического трехсотлетнего раскола.
Спор не может закончиться на ноте – «молитесь, как хотите». Только Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам сможет установить причину фундаментальных расхождений и рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве на основе спасительного Апостольского и Святоотеческого наследия".
И далее следует заключение:
"Идея Всеправославного Собора с участием Восточных Патриархов, который не просто реабилитирует старые обряды и уставы, а вернет Православие к корням и истокам, принадлежит епископам Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. В 1914 году саратовский епископ Мелетий и рязанский епископ Александр во время поездки по Ближнему Востоку и Северной Африке обсуждали вопрос об общем Соборе с Александрийским Патриархом Фотием.
Патриарх Фотий: «…если у вас в России состоится Собор и на него будем приглашены мы, восточные патриархи, то неизбежно подадим свой беспристрастный и справедливый голос по отношению к вашей староверческой иерархии. Самой русской Церкви трудно разобраться в этом разделении, потому что отношение ее к старообрядчеству явно предубежденное; тут необходимо участие восточной Церкви, и тогда, даст Бог, прикончится это печальное разделение, с которым русская Церковь столько времени ничего не может или не желает поделать».
Епископ Мелетий: «Если бы она искренне желала достигнуть примирения со страрообрядцами, то давно могла бы пригласить для этого восточных патриархов, без которых не может быть достигнуто примирение, потому что клятвы наложены на старые предания, содержимые старообрядцами, при участии патриархов того времени, и снять их единолично она не в праве».
Патриарх Фотий: «Это, конечно».
Вот, собственно, и все.
Идея эта - не новая. Еще в 2007 году в интервью газете "Старообрядецъ" (2007, № 41) Сергей Еремеевич говорил: "...мы инициируем проведение в Белой Кринице Второго всемирного собора с участием обоих Первоиерархов (митрополита Леонтия и митрополита Корнилия - "Самарское староверие"). Здесь, возможно, будет принято обращение к восточным патриархам с предложением созвать в 2009 году в Киеве совещание руководителей всех поместных православных церквей мира. Там помимо прочего могут быть подняты следующие вопросы: 1. В связи с заявлением предстоятеля Римской церкви о том, что только она сохранила апостольскую преемственность, соборно провозгласить об апостольской преемственности Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской Церквей и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Таким образом, может произойти полное снятие клятв со старообрядцев, так, как это в свое время предлагал патриарх Фотий Александрийский. 2. Возврат церковной собственности на Украине, в том числе икон, книг, рукописей (реституция). Наша церковь может быть признана восточными патриархами, и историческая правота старообрядцев будет восстановлена".
С тех пор эта идея не раз в том или ином виде встречалась в статьях и интервью Сергея Еремеевича. Безусловно, ничего страшного в этом нет - пока это только личные взгляды С.Е.Деева. Но когда речь идет о том, что взгляды эти разделяет и старообрядческий епископ, что идея эта будет обсуждаться на встрече двух старообрядческих митрополитов...
Помилуйте, неужели ЭТО можно обсуждать всерьез? Неужели наши епископы могут верить, что по приглашению двух старообрядческих митрополитов руководители "всех поместных православных церквей мира" слетятся в Киев, дабы торжественно заявить о своем апостольском преемстве и заодно снять клятвы со старообрядцев? И что же это за комплекс неполноценности, что так хочется признания от восточных патриархов? И зачем нужно публично, да еще и в компании восточных патриархов провозглашать апостольскую преемственность Русской Православной Старообрядческой Церкви? Есть сомнения?
Я уже не говорю о "богословии" Сергея Еремеевича. На сайте "Семейские - староверы Забайкалья" он громит экуменизм, а тут - такая жажда влиться во "вселенское православие". И что для Сергея Еремеевича "русское православие", в котором "наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам"? РПЦ (МП)?
И все же... Неужели кто-то может всерьез поверить, что не сегодня-завтра может состояться "Всеправославный Собор" с участием старообрядцев, который "вернет Православие к корням и истокам"? Ладно бы С.Е.Деев был этаким околоцерковным Маниловым. Но обсуждение этого вопроса на встрече митрополитов?! Неужели это всерьез?
Или дело здесь в другом? И Сергей Еремеевич озвучивает некий вариант возможного воссоединения старообрядцев со "вселенским православием" в лице РПЦ (МП)? Вот и механизм обозначен: сначала - "Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам", которая сможет "рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве", а там и "Всеправославный Собор"... Уж не это ли он собирается предлагать для обсуждения старообрядческим митрополитам?
"Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно", - писал поэт. Знать бы, кто зажег звезду Сергея Еремеевича Деева...
|