Главная » 2009»Ноябрь»16 » Новый проект "Самарского староверия": актуальные события глазами старообрядцев
07:12
Новый проект "Самарского староверия": актуальные события глазами старообрядцев
Вот уже двадцать лет мы живем в условиях религиозной свободы: можем свободно молиться, строить храмы, издавать газеты и журналы, говорить о себе в Интернете. И все-таки, голос старообрядцев не слышен... Речь сейчас не о проповеди и не о диалоге с нестарообрядцами. Речь о том, что сами старообрядцы довольно смутно представляют себе, что думают о тех или иных событиях их братья по Церкви и староверы других согласий.
Вспомним 1905-1917 гг. Множество старообрядческих изданий: белокриницких, поморских, беглопоповских, общестарообрядческих. Староверческие газеты и журналы выходят регулярно, едва ли не раз-два в месяц, они оперативно откликаются на все события тех лет, и события не только церковные, но и общественно-политические. Они, если хотите, формируют позицию старообрядцев по тем или иным социальным и политическим вопросам. Весь цвет тогдашнего старообрядчества, его лучшие интеллектуальные силы привлечены к этой работе. Лучшие начетчики того времени: Мельников, Пичугин, Зенин, Худошин, Варакин, Яксанов, Кондратьев публикуются постоянно, и пишут они не только о вере и церковных вопросах, но и о современном положении старообрядцев, общественно-политических вопросах. В 1914-1917 году старообрядческие журналы становятся, пожалуй, чересчур политизированными. Но как бы то ни было, старообрядцы в то время активно обсуждали не только внутрицерковные вопросы, но и события в обществе.
А что мы видим сегодня? Большинство наших изданий (речь идет об изданиях всех согласий) вряд ли всерьез увлекут читателя. Исторические материалы, официальные материалы, похожие друг на друга заметки о торжествах или визитах, детская страничка, поздравления с юбилеями и некрологи - вот обычный набор "ингридиентов" любого староверческого периодического издания. Сравните журналы начала 1990-х гг. и конца 2000-х. Вряд ли увидите большую разницу.
Что же происходит? Неужели сегодня в староверии нет людей, чье мнение интересно и авторитетно? А если есть - почему их голос не слышен?
Причин, наверное, много, и не последняя из них - в том, что нет площадки, места, где эти люди могли бы высказать свою позицию, свое мнение по тем или иным вопросам. Большинство старообрядческих периодических изданий являются "условно" периодическими, выходят крайне нерегулярно. Большинство сайтов довольно статичны, а участвовать в форумах и посещать гостевые серьезным и занятым людям просто некогда - не говоря уже о том, что атмосфера там зачастую "на любителя". Светские СМИ не особенно приглашают старообрядческих деятелей для участия в разного рода "круглых столах" и опросах.
Между тем, и сегодня среди староверов есть умные, образованные, авторитетные люди, мнение которых по тем или иным вопросам, наверняка, интересно многим, и не только старообрядцам.
Вокруг нас происходит множество событий: какие-то из них нам малоинтересны, какие-то затрагивают за живое, а некоторые прямо влияют на нашу жизнь. Наш сайт намерен приглашать для обсуждения этих событий представителей разных старообрядческих согласий. Их комментарии позволят не только ознакомиться с точкой зрения интересных и думающих людей, но и, возможно, помогут взглянуть на события под иным углом зрения.
Для участия в нашем проекте мы пригласили людей известных, уважаемых, не на словах, а на деле работающих на благо старообрядчества. Это интеллектуальная элита сегодняшнего старообрядчества, и ее голос должен быть слышен.
Согласие на участие в нашем проекте дали Михаил Олегович Шахов, ответственный секретарь Совета православных приходов Преображенского монастыря, доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровского храма Ржевской общины РПСЦ, директор Московского духовного училища, о.Владимир Шамарин, духовный наставник Невской Поморской общины, заместитель Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, Иван Сокерин, председатель Сыктывкарской Поморской общины, заместитель Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, иерей Иоанн Курбатский, настоятель Калужского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви, редактор газеты "Калугарь", Сергей Рудаков, издатель и главный редактор газеты "Старообрядецъ", сопредседатель Союза старообрядческих общин Нижегородской области, старовер-спасовец, Кирил Кожурин, кандидат философских наук, член Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, главный редактор ежегодного Календаря ДПЦ, Алексей Рябцев, член Совета Рогожской общины, публицист, капитан 1-го ранга, Алексей Безгодов, историк, член Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, Сергий Аветян, главный редактор журнала "Неопалимая купина", Павел Половинкин, председатель Самарской Поморской общины, Председатель Поволжского Совета Поморских общин.
В дальнейшем круг этих людей - назовем их экспертами - будет расширяться. В наших планах - приглашение к участию в своеобразных заочных "круглых столах" и старообрядцев из-за рубежа.
Материалы первого "виртуального круглого стола" готовятся к публикации и будут размещены на нашем сайте в ближайшее время.
Хотелось бы услышать и мнение наших читателей: какие темы для обсуждения представляются вам наиболее актуальными и интересными? С кем из известных деятелей современного старообрядчества вам хотелось бы обсудить их?
С позволения спрошу о следующем.. Для нас очевидно, что сегодняшняя политика Государства по большому счету цинична (простите за критику Власти, но реальность такова) и обычному православному староверу (человеку) трудно (даже невозможно) приспособиться к непредсказуемым и ухудшающимся переменам. Приведу пример из области образования. С одной стороны - оторванная от детей и образования бюрократическая вертикаль, с другой - дезориентированные дети, причем в нашем регионе сирот-студентов уже 20%, из неполных семей - до 60%! Понятно, что большинство из них не знает как учиться, не имеют возможности и не хотят ничему учиться. Спрашивается - что делать учителю? Продолжать бессмысленно тратить силы и время на заведомо не результативное обучение? Причем, с каждым годом понижая и понижая уровень преподавания.. Выход представляется в использовании исторического опыта, далекого и не очень. Например, взять Выговское общежительство, которое стало не просто обособленным местом проживания староверов, но и центром иконописи, книгоиздания, производства религиозной утвари (икон, крестов..), ведение крестьянского хозяйства, ремесленничество и даже торговли. Или например, Соловецкий монастырь, в котором проживало до 5 тыс иноков и не только. Т.е. хочется обсудить вопрос возрождения неких центров староверия, вернее благочестивого Православия, которые не будут замыкаться от окружающей жизни, а наоборот, сохраняя внутреннюю (проверенную и известную) влавствующую структуру вести не только просветительскую работу, но и экономическую, возможно даже политическую (хотябы с целью самозащиты). Думаю, что если Россия и начнет возрождаться, то именно посредством примерно таких центров. И даже больше, никакие искусственно-созданные госкорпорации, иерархия которых либо корумпирована, либо носит семейственный оттенок, не смогут создать ничего продуктивного никогда! Нам даже видится, как при монастырях начинает развиваться конкурентное ремесленичество, свободное фермерство, в школах трудолюбивые дети староверов изучают и Слово Божие и светские науки, с тем, чтобы создать высокоинтеллектуальное производство и перестать, наконец, рубить и вывозить лес, ковырять катерпиллерами нашу прекрасную землю ради куска золота, или угля..
На всю Россию нет ни одного мало-мальски сильного старообрядческого монастыря. Иноков нет практически. Какое высокоинтеллектуальное производство вы хотите видеть при монастырях? Там если и есть кто живой, то и тех - "полтора землекопа".
Со мной будет уже два с половиной землекопа.. Сегодня люди в России находятся в состоянии прострации, растерянности. Не видят путей выхода ни для себя, ни для собственных детей. Метания властей непредсказуемо и безрезультатно, даже разрушительно (я не робщу, только констатирую). И вы и я хотим жить не только сегодняшним днем (хотя в Писании и написано о "дне насущном"), а в некой благоразумной последовательности, наследовании что ли? Когда не рвется нить вчерашнего дня с завтрашним. И кто может встать у руля такого благоразумия? Возможно только религиозная и интеллектуальная элита староверия, которую и пригласили на сайт? И если каким-то божьим промыслом возникнет толчок к созданию подобных центров при монастырях, то уверяю вас, найдутся желающие честно потрудится. Конечно, писать легко, а может и не так легко.. Про высокоинтеллектуальное производство думал.. Вот например, взять некую школу при воображаемом Центре староверия, что конкретно могу сделать я? Многое. Во-первых, зная трудолюбие староверов, качественно изложить основные направления современной информатики, через практические и долговременные занятия подготовить средних специалистов и в области прикладного программирования, и в области свободно-распространяемых систем, и в области бухгалтерии, в области Web-проектирования. А еще вчерашние неумехи (ученики), завтра создадут интерактивные сайты, средства Интернет-торговли, запрограммируют средствами свободно-распространяемых технологий интерфейс для сотовых телефонов, станут учителями в конце концов. А это уже не полтора землекопа?
Всегда интересовала идея совмещения традиций староверских артелей и современного IT-мэнеджмента. Очень приятно, что кто-то еще думает в этом же направлении. Развивайте тему. Буду рад посильно поучаствовать.
Уважаемый Александр, слово "артель" не совсем подходит (артель ассоциируется с физическим трудом и только). Интересно было бы узнать ваше мнение по вопросу эффективности дистанционного образования (если есть подобный опыт, например с системой Moodle)? Из личных наблюдений использования подобных свободно-распространяемых систем в некоторых университетах - увы, практических доказательств нет.. Вообще, вопрос предполагался рассматриваться несколько шире. Для этого и приводились исторические примеры.. Ну и пусть пока так, мысль высказалась и зависла, придет время - оживет
Уважаемый Олег, с Moodle работать не приходилось. Работал с IBM Lotus LearningSpace. Система позволяет создавать уроки (текст с иллюстрациями, видео) и тесты для проверки знаний, оцениваемые живым преподавателем или автоматически. Как дополнение к университетскому курсу – неплохо. Как замена ему – однозначно нет. Убежден, что главное в обучении прикладным вещам, таким как программирование или системное администрирование, - это _практика_. Именно лабораторные работы и домашние задания позволяют ученику понять как использовать полученную информацию для решения собственных конкретных задач. А это лучше всего мотивирует к обучению. PS Термин «свободно-распространяемое», по отношению к системам и ПО, невообразимо режет слух. На мой взгляд лучше использовать термин «свободное». В концепции «free software» ("free speech," not as in "free beer") помимо права на свободное распространения пользователь должен иметь права на свободную установку, запуск, использование, изучение, распространение и изменение (http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html)
Понял. Что называется "нарвался" Имя Lotus известно еще со времен эл. таблиц Lotus 1-2-3 и последующее перспективное направление интересов Lotus Domino (безбумажный докуметооборот).. На эл. письмо отвечу позже.