Юбиляра приветствовали депутаты латвийского Сейма и Рижской думы, представители Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины и духовного училища, делегаты от Старообрядческого общества Латвии и Латвийского общества русской культуры, предприниматели. Также поздравительные адреса направили митрополит Рижский и всея Латвии высокопреосвященнейший Александр и министерство внутренних дел Латвии. К поздравлениям присоединилась и редакция «Часа».
- Поздравляя вас от имени редакции и читателей нашей газеты с высокой наградой, не могу не спросить, как вы сами оцениваете ее?
- Прежде всего я вижу в этом признательность государством заслуг всей Древлеправославной поморской церкви Латвии в ее духовной деятельности. Это также и признание отдельных староверских общин - Рижской, Даугавпилсской, Резекненской и других. Не стану скрывать подлинного и искреннего удовольствия в том, что староверы замечены государством. Так что это не моя личная награда, это награда всех староверов.
- Как долго вы трудитесь на духовной ниве староверия?
- С 1963 года я причетник церкви, с 1986-го - наставник, последние 23 года - наставник 1-й Даугавпилсской Новостроенской общины. Количество мною самим крещенных христиан перевалило уже за три тысячи. Вот так, в службах, исполнении треб, крещении новых христиан и отпевании умерших, и прошла моя жизнь.
- Чего, к слову сказать, в староверии больше - крещений или отпеваний?
- Было время, когда крещения намного превышали погребения, потом был период времени, когда они уравнялись, а последние 10 лет погребения намного превышают крещения.
- Можно ли делать опасный прогноз, что староверие уходит?
- ( Смеется.) Такой прогноз многие делали! Нет, староверие никуда не уйдет, оно останется на своем месте, ведь люди умирают и рождаются. И сейчас в Латвии порядка 70 тысяч староверов.
- Чем крепко староверие?
- Прежде всего, конечно, верой. Соблюдением Божиих заповедей, посещением богослужений. В последнее время в нашем приходе замечено явное омолаживание - молодых людей приходит в храм уже почти наравне с людьми старшего поколения. Еще староверы крепки своим знаменным пением, а еще, конечно же, образованием. Исключительную роль в этом вопросе играет Рижской Гребенщиковское духовное училище. Так, за минувшие три года его окончили 120 студентов. Люди впитывают знания своей истории, катехизиса, священных и богослужебных книг и могут эти знания применить на практике.
- Как вы оцениваете минувшие 20 лет староверия? Я имею в виду период после восстановления независимости Латвии.
- Время было сложное. У руля староверия, даже здесь в Риге, пытались встать люди, которые пытались увести староверие, объединить с другими конфессиями. Потребовалось очень много духовных сил, чтобы этот процесс остановить, а затем и ликвидировать. Был также период 90-дневной оккупации группой аферистов Рижской старообрядческой общины. И это пережили. Сейчас и Рижская, и другие общины развиваются нормально. Так что за минувшие годы мы от нестабильности перешли к стабильности с перспективной дальнейшего развития.
- А когда, по вашему мнению, староверие более уверенно себя чувствовало - во времена Первой Латвийской республики или сейчас?
- Наверное, сейчас былой темп еще не набран. До уровня развития времен Первой республики мы еще не дожили. Но доживем! Это и есть ближайшие перспективы нашего развития.
Оксана ДЕМЕНТЬЕВА
|