Фольклорно-этнографический ансамбль "Октай" из Тувы готовит к записи новый альбом староверческих духовных стихов. Это третий альбом "Октая" – первый вышел в США, второй – в производстве московской звукозаписывающей компании Sketis Music.
Ансамбль создан в Кызыле в 1990 году. "Октай" - от греческого "октоих", восьмигласник. Так называется богослужебная книга православной церкви с текстами и нотами в крюковом изображении. Артисты ансамбля изучают музыкальную культуру старообрядцев, живущих в верховьях реки Малый Енисей, в частности, старообрядческих духовных стихов.
О старообрядцах Тувы и этнографическом ансамбле "Октай" в интервью Радио Свобода рассказала художественный руководитель центра традиционной русской культуры из города Кызыл Надежда Пономарева:
- В верховьях реки Малый Енисей старообрядцы живут около сотни лет. Пока они сюда добирались, в основном, с Урала, с Алтая, прошло время... Староверы сохраняют до сих пор какие-то традиции, обычаи, веру, самое главное. Есть три деревни старообрядческие - это Ржей, Ужеп и Сизим, и выше по реке есть много скитов, куда уходят наиболее крепкие старообрядцы, когда мир их достает.
- Сколько их всего примерно?
- В трех деревнях - около тысячи человек. В основном они занимаются охотой, рыбалкой, земледелием, скотоводством.
- Как связь налажена с этими деревнями? Есть там больница, школа?
- Если взять самую дальнюю деревню, где живут наиболее крепкие старообрядцы, то, поскольку там нет электричества, они вполне могут использовать такие достижения, как солнечные батареи, генераторы электроэнергии, современные моторы, японские, чтобы проходить пороги. В общем, технические какие-то средства есть, за исключением телевизоров. Даже сотовые телефоны могут использоваться для дела.
- А интернет есть там?
- Интернет? Да, в одной деревне, Сизим, во-первых, есть школа средняя, вот там есть и интернет.
- Молодежь уходит из этих деревень?
- Очень мало людей уходит оттуда, потому что это крепкие старообрядцы, они не стремятся, чтобы дети закончили школу. То есть, научились читать и писать - и, в общем-то, считается, что этого хватает. Дети с раннего возраста приспособлены к хозяйству натуральному.
- Власти как-то беспокоят их?
- Сейчас, я думаю, власти шибко не беспокоят их. Но старообрядцы участвуют, насколько я знаю, даже в выборах, если им это выгодно. Ну, если их заинтересуют.
- Вы много общались с этими людьми. Что их держит в глуши, почему они придерживаются своего образа жизни?
- У людей уже это в крови просто. Это же сохранялось веками, этот уклад, образ жизни и, самое главное - вера.
- Вспомните, пожалуйста, как вы впервые приехали в старообрядческую деревню. Как вас там приняли?
- Мы занимались сплавом по реке, попали в деревню, а еще раньше вместе с геологами попали в скит, где просто было интересно понаблюдать, как живут там матушки. Сразу ощущается, что вот это что-то такое настоящее, глубокое. В этом есть такая сила, понимаете.
- Как именно вы собираете старообрядческий фольклор?
- Когда мы начали этим заниматься, тогда еще были живы старики, которые могли напеть мелодии духовных стихов. Сейчас уже этих стариков нет, сейчас даже, скорее, к нам обращается молодежь, чтобы мы показали текст того или другого духовного стиха.
- А кто участвует в вашем ансамбле, что это за люди?
- У нас несколько составов. Начинают дети заниматься примерно с 5-6 лет, пока здесь живут, в Туве, в Кызыле, занимаются. Обычно дети заканчивают школу и уезжают из Тувы, русскоязычные-то, но пока они здесь - занимаемся, поем. И есть еще взрослый коллектив, там женщины.
- Старообрядцы участвуют в вашем ансамбле или только позволяют записывать песнопения?
- У нас в ансамбле, случается, поют потомки старообрядцев, внуки, правнуки, которые, в общем-то, уже мирские люди, но корнями своими - там.
- Как вы понимаете смысл духовных стихов? Зачем они нужны? Что для вас в этих стихах главное?
- Самое главное, конечно, это тексты. Детям интересно в плане истории христианства и просто истории русской истории. Интересно вообще - старославянский язык. Стихи заставляют задумываться о смысле жизни, о душе, кто ты в этом мире, зачем.
- Как финансируется ваш ансамбль? Как-то власти местные или республиканские помогают вам?
- Вообще-то относимся к городскому департаменту культуры. Это официальное место работы. Базируемся мы в подвальном помещении. Как-то иногда помогают, бывает.
- Как часто вы выступаете?
- Довольно часто. Но не всегда с духовными стихами, потому что мы с детьми, в общем-то, осваиваем не только фольклор старообрядцев, но и вообще фольклор русский. Фактически из ансамбля человек выходит, имея представление о всей русской традиционной культуре.
- Что вас в самом начале привело к занятиям фольклором? Вы ведь геолог по профессии?
- Когда у меня появилось трое детей, стало интересно. Еще перед этим мы занимались фольклором, у нас был руководитель из Москвы, ученик Дмитрия Покровского, он приехал, нас собрал и заразил этой болезнью - фольклором. А потом интересно с детьми стало заниматься. Начинали мы со школьного кружка, детям это гораздо легче, проще дается, чем взрослым людям. Наверное, отсюда. И мои все трое детей пели в ансамбле.
Андрей Шарый
|