Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » Рецензия А.Муравьева на сборник сочинений Архиепископа Московского Мелетия (Картушина)
18:28
Рецензия А.Муравьева на сборник сочинений Архиепископа Московского Мелетия (Картушина)
Мелетий, Архиепископ Московский. ПРОПОВЕДИ, ПОСЛАНИЯ, ВОЗЗВАНИЯ. – Ржев: Маргарит, 2010. – 117 с., Тир. 1000 экз., ISBN 978-5-87049-742-6

Ржевское издательство "Маргарит" продолжает публикацию материалов по истории Русской Православной Старообрядческой Церкви. Недавно опубликованный том сочинений святителя Арсения Уральского дополнен небольшой книжкой, посвященной Архиепископу Московского Мелетию (Картушину). Составление, подготовка текста, примечания и указатели составлены историком Церкви Виктором Боченковым. Автор уже не в первый раз выступает как историк 20 века. Достаточно вспомнить его активное участие в историко-археографическом журнале "Во время оно", издаваемом в качестве приложения к журналу "Церковь".

Архиепископ Мелетий, впрочем, не был ни ярким апологетом, ни полемистом, каким был, например, его двоюродный брат и предшественник на московской архиепископской кафедре владыка Иоанн (Картушин). Однако и владыка Мелетий оказался выдающейся личностью для своей эпохи. Его священническое служение началось во время большого подъема в старообрядческой среде в конце 19 в. В 1886 году он уже был избран священником. Однако со временем вышло так, что священник овдовел, довольно рано принял иноческий постриг и был избран во епископы, а затем и настолован на Московскую архиепископскую кафедру. Таким образом, Архиепископ Мелетий встал у руля Старообрядческой Церкви в самые тяжелые годы революции и гражданской войны. Статья издателя неспешно проводит читателя по жизненому пути Архиепископа Мелетия. Интересно, что главную кафедру Старообрядческой Церкви владыка Мелетий занял по жребию, хотя совсем не выглядел фаворитом. Боченков не скрывает и тех моментов, которые до сих пор нуждаются в прояснении и дальнейшем документальном уточнении, в частности, до сих пор загадочным и мало исследованным остается период с 1918 по конец 1922 года, когда владыка Мелетий прятался на Дону в подполье.

Как известно, Архиепископ Мелетий очень резко выступил против большевистского Указа о свободе совести, справедливо понимая, что за этим указом 1918 года стоят уже гонения на христианскую веру. С другой стороны, источниковедческий анализ, проведенный Боченковым, показывает, что сведения знаменитого воинствующего безбожника Емельяна Губельмана-Ярославского о том, что Архиепископ Мелетий "встал на позицию лояльности к советской власти", не подтверждаются источниками, а сам глава советских безбожников путает имена и конфессии.

Другим интересным моментом деятельности Архиепископа Мелетия надо назвать его сочинения, написанные по поводу возможности объединения Старообрядческой Церкви с беглопоповцами. Из этих писем вырисовывается любопытная картина: когда беглопоповцы (старообрядцы, не признающие Белокриницкую иерархию) уже обговаривали практические шаги по воссоединению со Старообрядческой Церковью, резко активзировались усилия различных новообрядцев по недопущению такого объединения. К беглопоповцам спешно перешел обновленческий архиепископ Николай (Позднев), а руководство сергиевского Синода активно обсуждало с беглоповцами возможность предоставления им трех архиереев. На этом фоне заметно, что в переписке с беглопоповцами владыка Мелетий оказался поставлен перед фактом их выхода из переговорного процесса и фактического сворачивания всех контактов. С неудачей этого предприятия, вероятно, связана большая горечь, с которой Архиепископ Мелетий пишет об этих переговорах.

Безусловно, все вышесказанное делает публикацию весьма интересной для историков Церкви в 20 веке. Ведь до сих пор дискуссии о том, почему две ветви поповского старообрядчества до сих пор не могут объединиться, постоянно возникают в Интернете и СМИ. Отчасти опубликованная книга может дать ответ на этот вопрос, ибо корни проблемы находятся не в нашем времени.

Отдельной темой книги стоит назвать ранние, еще дореволюционные, сочинения владыки Мелетия, направленные на искоренение пьянства в русском народе. Не секрет, что пьянство распространилось не только в среде новообрядцев, но и в старообрядческой среде появилось злоупотребление спиртным. Владыка Мелетий в нескольких посланиях увещевает пьющих старообрядцев отказаться от своей привычки и перейти на трезвое житие. Эта тема стала сейчас в старообрядчестве опять актуальной, и слова Архиепископа Мелетия звучат как нельзя более кстати. Все публикации, а их ровно десять, укладываются в период с 1908 по 1928 год и снабжены краткими комментариями. В книге также имеется иллюстративный материал, фотографии самого Архиепископа Мелетия, мест его служения и тех изданий, в которых он печатался. Книга снабжена удобным указателем имен.

Отрадно, что историки старообрядческой митрополии берутся за тему 20 века, поскольку именно эта тема считается слабо исследованной в старообрядческой историографии. История 18 и 19 века насчитывает уже много монографий и статей, в то время как 20 веку до сих пор посвящено немногое. С этим вопросом, в частности, связан осторожный подход старообрядцев к канонизации христиан, пострадавших за веру во времена советского террора, а также ряд других церковных вопросов, требующих скоро решения.

Интересно мнение владыки Мелетия относительно возможности соединения старообрядцев с новообрядцами, выраженное им в нескольких посланиях к единоверцам, а также в ответе на призыв архиепископов Андрея (Ухтомского) и Макария (Невского). История о предложении двух новообрядческих архиереев давно известна, однако впервые у нас имеется в наличии опубликованное документальное свидетельство об этой церковной инициативе. В ответ на предложение братского лобзания и объединения Архиепископ Мелетий со всей ответственностью говорит, что в современных условиях объединение с новообрядцами в какой бы то ни было форме будет не только для Церкви не полезно, но и вредно. Архиепископ писал: "При настоящем антиканоническом положении и расстройстве Церкви господствующей, когда попираются священные каноны, презираются святоотеческие предания и древнецерковные обычаи, не исполняется богослужебный чин - даже по ее книгам и уставам службы совершаются с пропусками, какими-то отрывками, антицерковным(концертным) пением, нет в Церкви единообразия и благочиния – говорить о мире и единении нас с вами и с господствующей Церквью нам кажется преждевременным и бесполезным". Как кажется, эти слова сохраняют актуальность и по сей день.

Безусловно, книга сочинений Архиепископа Мелетия на настоящий момент – лишь начало пути исследования наследия этого интересного церковного деятеля и не рядового христианского писателя. Она будет интересна не только старообрядцам и не только церковным историкам, но и всем, кто интересуется судьбами христианства в 20 веке, тем, что думали и как жили люди в условиях совершенно беспрецедентных и столь отличных от нашего современного бытия.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"
Категория: Новые издания | Просмотров: 1240 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]