В ноябре 2011 года в Даугавпилсе проходила частная выставка Павла Варунина (младшего) «Современный старообрядческий лубок». Об этом жителей города оповестила городская газета «Латгалес Лайкс», № 92 (2224), пятница, 25.11.2011.
Вскоре после газетной публикации в адрес Центрального Совета и Духовной Комиссии ДПЦЛ стали поступать звонки и устные заявления жителей Даугавпилса (и, к удивлению, не только староверов) возмущённых размещённой на выставке экспозиций, в частности, одного лубка под названием: «Бог создал три зла: беса, бабу и козла». В этом лубке зрители выставки усмотрели глубокое оскорбление своих религиозных чувств, и требовали действенной реакции со стороны Духовной Комиссии ДПЦЛ.
Духовная Комиссия ДПЦЛ, собрав необходимые материалы по данному вопросу, и, проанализировав их, пришла к следующим выводам:
• при случае организации данной выставки в индивидуальном порядке, исходящей от частного лица, выставляемая экспозиция (в данном случае - лубки) не стоила никакого внимания, ибо в демократическом государстве у каждого свободного художника есть свой свободный выбор самовыражения и выбор средств к этому самовыражению;
• но, учитывая факт того, что данная выставка строго ассоциируется с темой Староверия, имея в виду, что на территории Латвии выставляется номинальный глава религиозной организации «Союза старообрядческих общин Эстонии», а экспозиция лубков рекламируется как современное староверческое творчество, где показаны религиозные и нравоучительные сюжеты (!), Духовная Комиссия ДПЦЛ, несущая основную ответственность по защите и сохранению Старой Веры, не может равнодушно пройти мимо сути заострённого верующими вопроса, и высказывает своё мнение.
В Древлеправославной Поморской Церкви высокое понятие - Бог как Творец и Промыслитель вселенной - строго исповедуется как Любовь и Источник всеобъемлющей Любви, от Которого исходит благость, благодать, прощение и спасение. И ни в коем случае не исходит зло.
Этому следуют многочисленнье подтверждения из Священного Писания. Например:
<…> ибо сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога (Ин. 16, 27);
и ещё: <….> любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (Ин. 1,7);
следующее: <….> будем любить друг друга, потому что любовь от Бога <….> (Ин. 4,7);
далее: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (Ин. 4,16);
и, наконец: <…> любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5,5);
Великий светильник Вселенской Церкви Христовой преподобный Иоанн Дамаскин ежечасно наставляет нас, в том, что, когда Священное Писание «<….> говорит, что Бог зиждетъ злая, и что не бывает зла во граде, еже Господь сотвори, оно не показывает, что Бог - Виновник зол; но так как имя зла - двусмысленно, имеет два значения: иногда обозначает злое по природе, что именно - враждебно добродетелей и воле Божией; а иногда - то, что есть зло и тягостно для нашего чувства, то есть бедствия и насылаемые несчастья, <...> то об этих Писание и говорит, что они происходят чрез Бога .Должно же знать, что и мы - виновники этого. Ибо невольное зло - плод добровольных зол» (Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». М. 1992. с. 322).
Вредоносную идею - Бог создатель зла - в 1-ом веке исповедовала секта гностиков - далёких идеологических предков целого ряда современных тоталитарных сект.
Следовательно, публично представляя на староверской выставке художественное произведение - лубок, показывающая Бога как Виновника зла, автор выставки - Павел Григорьевич Варунин (младший) - публично богохульствует.
Духовная Комиссия ДПЦЛ призывает П. Г. Варунина к сожалению о содеянном и покаянию.
Председатель ДК ДПЦЛ /подпись/ о. Никанор Зубков.
Члены ДК ДПЦЛ: /подпись/ о. Алексий Жилко
/подпись/ о. Феодор Бехчанов
/подпись/ о. Андрей Бурдин
/подпись/ о. Александр Рогозин
/подпись/ о.Михаил Александров
Печать ЦС ДПЦЛ Кандидат в члены ДК ДПЦЛ:
/подпись/ о. Андрей Соколов. |