Прихожан у новосибирской старообрядческой церкви около 500. Это те, чьи отцы, деды и прадеды были старообрядцами, и кто воспитывался по этим канонам с рождения…
Женятся староверы, как и прежде, только на "своих". И получается — несмотря на то, что старообрядцы не живут обособленным поселением, им удается сохранять свои традиции и внутри каждой семьи, и во взаимоотношениях с "внешним миром", где они стараются выбирать "богоугодные" профессии.
О себе они говорят, что являются теми православными христианами, кто не принял реформу патриарха Никона и, несмотря на преследования, более 300 лет хранят ту веру, которую 1025 лет назад "от греков" принял князь Владимир.
Церковь
Собор Рождества Пресвятой Богородицы рядом с Заельцовским парком — единственная старообрядческая церковь Новосибирской области. Она возведена 14 лет назад в основном на деньги австралийской старообрядческой общины. Как говорят в церкви, общины поддерживают связь, когда беда — помогают, это касается и строительства храмов.
Община в Новосибирске относится к Русской православной старообрядческой церкви, в ней нет толков, она едина. Чтобы восстановить священство, единоверцы в середине XIX века искали по миру священника, который был бы крещен и рукоположен по канонам. Нашли в Австрии, он стал митрополитом старообрядцев, потому церковь еще называют "австрийской".
Собор в Новосибирске каменный, высокий — огромный по сравнению с домом на ул. Пестеля, который служил церковью раньше. Еще раньше церковь была на улице Овражной. В дореволюционном Новосибирске в центре стояло здание, где молились старообрядцы. Его собирались перестроить в церковь, но началась революция…
Дом на ул. Пестеля, который раньше служил староверам церковью
В сегодняшней церкви — дети, взрослые, старики, всех много. При этом посторонний любого прихожанина может принять за священника — все мужчины с окладистыми бородами и наряжены в кафтаны. Это такая "униформа", желательная для прихожан, — черная и почти до пола, похожа на монашескую одежду.
Для женщин, соответственно, сарафаны до пят. Женщин в брюках здесь вообще не бывает — брюки под запретом. Кафтаны и сарафаны шьют индивидуально и хранят в церковном гардеробе.
Старообрядцы должны каждое воскресенье ходить в храм, молиться дважды в день и соблюдать не только ежегодные посты, но и поститься каждые среду и пятницу.
В Сибирь староверы попадали сначала как казаки, позже — как ссыльные. Некоторые сами сюда бежали. Когда-то центр старообрядчества был в Польше, но потом старообрядцев и оттуда стали переселять в Сибирь. Новосибирские старообрядцы — это те, чьи семьи приехали сюда на заработки при основании города, и потомки ссыльных — то есть те, чьи родители стали жертвами советских репрессий и были сюда сосланы.
Исповедник на зоне
О старообрядчестве рассказывает один из прихожан, Федор Устинов. Мы беседуем с ним, сидя на боковой лестнице собора, он после службы еще одет в кафтан.
Федор Устинов
Федор — сын репрессированного старообрядца, которого теперь единоверцы чтят как "героя веры". Отец Федора, Александр Устинов, был из семьи "беспоповцев" — это один из толков (течений) старообрядчества. Они во время раскола посчитали, что пришло время антихриста, и истинного священства уже не осталось, поэтому стали жить без попов. Александра беспоповство не устраивало, но другой веры он сначала не знал.
Александр прошел войну, а после вступил в партию, уехал на заработки на Сахалин. Жил вполне мирской жизнью, но что-то его мучило, а в беспоповстве он не видел настоящей христианской жизни. Правда, не видел он хорошего и в советской власти. И когда разочаровался, то сам сдал партбилет.
Александр Устинов. Фото предоставлено Федором Устиновым
Он искал свой путь, знакомился и с сектантами, и с католиками, и с никонианским священником, потом, наконец, Александр Устинов пришел в старообрядческую церковь, здесь крестился и венчался с женой.
Приверженность к религии обернулась чередой доносов, Александра арестовали, приговорили сначала к расстрелу, но потом заменили его на 25 лет тюрьмы. "Сидел отец в тюрьме в Новосибирске, там он был настоящим исповедником, и на зоне ходил с бородой. Его несколько раз сажали в карцер, но потом власти смирились с ним, пошли на уступки, — рассказывает Федор Устинов. — Отец был хороший токарь, его ценили. Когда Сталин убрался (умер), дела осужденных стали пересматривать. В итоге отсидел отец около трех лет".
По словам Федора, его отца заключенные очень уважали за твердость. "Все — и уголовники, и политические вышли его провожать. Была, кажется, осень. Отец рассказывал, что обернулся — и сотни шапок летят в воздух: "Александр Иванович, — кричали зэки, — нас не забывай!", — рассказывает Федор.
Сын рассказывает, что отцу пришлось еще несколько раз переезжать с места на место, опасаясь преследования властей, осел он в Минусинске, где и умер в начале 1980-х годов, когда Федор служил в армии.
"Отец был трудяга, ему медали вручали как победителю соцсоревнования, хотели даже фотографию на доску почета повесить, но потом передумали — из-за бороды", — вспоминает Федор.
Без бороды не причащают
Говоря о тех годах, Федор Устинов вспоминает случай в армии. Чтобы стричься, снял гимнастерку, помощник начальника штаба увидел у него на шее крест и сразу схватился, нитку порвал, но крест Федор успел подхватить.
"Давай крест сюда", — говорит офицер. А я: "Не отдам!". Тогда он отвел меня в недостроенное помещение штаба и, когда мы перепирались, достал пистолет, сунул мне его в лицо", — вспоминает Устинов.
"Я тебя сейчас застрелю", — пригрозил офицер, а Федор ответил: "Стреляй". Тот помедлил, а потом передумал и решил доложить комбату. А тот лишь посоветовал носить крест в кармане.
После службы, вспоминает Устинов, священник, к которому он пришел исповедоваться, отказался причащать Федора, поскольку у него не было бороды. Канон есть канон, снисхождения тут быть не может. С тех пор Устинов носит бороду.
Телевизор - не грех
У Федора трое детей — сколько Бог дал. У старообрядцев запрещены предохранение и аборты. Жизнь, мировоззрение верующих отличаются от взглядов нерелигиозных людей, поэтому они практически всегда находят свои "половинки" в кругу прихожан.
Со своей женой он встретился в церкви. "Выбирать жену надо по духу, — говорит Федор. — У меня была девчонка до армии, но неверующая. Я ее подтягивал к церкви, но ей богомолье надоело, а мне стало неинтересно, мы расстались. В семье нельзя, чтобы, как в басне Крылова, один тянул в одну сторону, другой — в другую".
Общность нужна, по его словам, и для того, чтобы воспитывать детей, передать им веру — за это старообрядцы ответственны перед богом. Двое из троих детей Федора Устинова учатся в мединституте. Выбор профессии также должен соответствовать требованиям веры.
"Медицина — это же самая благородная профессия: разделять боль больных, сострадать больным — это очень важно", — говорит Федор. Сам он занимается строительными работами, раньше был шофером.
Религия накладывает ограничения на мирскую жизнь. "Так называемые прелести земные, увеселительные заведения необходимо избегать, — говорит Устинов. — Не грех иметь телевизор, грех смотреть все то безобразие, которое показывают. Я последние новости слушаю по радио".
Привлекать кого-то в свою веру задачи нет. "Если людям интересно, я рассказываю, даю литературу, но если не интересно — не лезу. Сейчас отношение людей, не молодежи, а, скорее, старшего поколения меняется. Бывает, на улице кланяются, думают, что я священник", — рассказывает собеседник.
Про православие собеседник говорит, что РПЦ утратила соборность, поскольку все решения принимаются синодом, который ввел Петр I. Католики, по его словам, еще дальше отошли от веры. "У них Папа — непогрешимый наместник бога, они торговали индульгенциями… Уже в XVII веке историки подсчитали, что католическая церковь в то время отступила от канонов по 70 пунктам", — поясняет Федор.
"Что касается протестантизма, то Лютер во многом правильно обличал католицизм, но он и сам проводил реформу, стал по-своему трактовать Библию", — также говорит он. "С государством мы стараемся быть законопослушными, жить честно и правильно, а уж как получается — не нам судить", — добавляет Устинов.
Григорий Кроних
РИА Новости
|