Главная » 2011»Февраль»28 » По страницам журнала "Неопалимая Купина": А.Ю.Рябцев. О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения
20:39
По страницам журнала "Неопалимая Купина": А.Ю.Рябцев. О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения
Начать следует с самого главного: используемые нами пасхальные расчеты и составленные на их основе пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые года к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрещении празднования Христианской Пасхи вместе с иудеями.
Далее будет показано, что эта ошибка возникла примерно в 1409-м году («нашей эры») при исправлении пасхальных таблиц.
Проблема наложения нашей праздничной Светлой Седмицы на иудейскую пасхальную неделю известна давно. Уже с примерно с 16-го века («нашей эры») сначала греки, а потом никониане пытаются разными способами оправдать такое положение. Поэтому к никонинским текстам, объясняющим сложившееся положение, надо относиться с большой осторожностью.
В ходе изучения этого вопроса были обнаружены новые и весьма важные сведения, которые несомненно должны быть широко обнародованы и доведены до каждого священнослужителя и мирянина нашей Церкви.
Для тех, кто сомневается в том, что с пасхальными таблицами можно очень легко напутать, приведем самый недавний пример. В нашем последнем (2009-го года) издании «Ока Церковного» сразу за старой пасхальной таблицей (1409-го-1940-го годов) помещена таблица для нынешнего времени. Все «индикты» (ниже объясним, что это такое), помещенные в этой таблице, неверны. Ошибка составляет 8 лет. Например, для лета 7519-го (2011-го года) указан «индикт 12» вместо правильного «индикта 4».
Те же самые неверные «индикты» указаны в некоторых последних изданиях Часослова. То же самое было и в наших ежегодных церковных календарях с 1997-го по 2000-й и с 2005-го по 2009-й годы (в другие годы «индикты» вообще не печатались). И только после настойчивого (два года пришлось убеждать!) вмешательства автора данной статьи в наших календарях стал печататься верный «индикт». Совершенно непонятно, что мы 1-го сентября праздновали. То есть начало нового «индикта» мы праздновали, только не знали, какой это «индикт».
Ошибка произошла из-за того, что наши издатели были глубоко убеждены, что новые пасхальные таблицы, начавшиеся с 1941-го года, должны выглядеть точно так же, как и предыдущие. Вот они и повторили их один в один, строка в строку. А индикты, к сожалению, не повторяются, а меняются по своим правилам.
Заранее известно, каким будет самое распространенное возражение: «Наши предки глупее нас что ли были? Как написано в «Оке Церковном», так и верить надо!»
Такая постановка вопроса совершенно неправомерна. Наши предки не умели лечить туберкулез и предотвращать оспу, а половина детей умирала, не дожив до десяти лет. Сейчас эти проблемы решены. Но это не означает ни того, что предки были «глупее» нас, ни того, что от всех достижений современной медицины надо отказаться.
В «Оке Церковном» написано, например, что «Луна имать дни 29 и пол дни и пол часа и пятую часть часа» (то есть 29 суток 12 часов 42 минуты). А на самом деле средний лунный месяц длится 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Эти две минуты разницы достаточно быстро набегут в целые сутки ошибки. Если начать «верить» в продолжительность лунного месяца из «Ока Церковного», то будет то, что и имеем. На небе уже новый месяц сияет, а по нашему расписанию еще старый не исчез.
Справедливости ради надо отметить, что на самом деле в пасхальных таблицах (из того же «Ока Церковного») используется гораздо более точное значение лунного месяца – 29 суток 12 часов 44 минуты 25 секунд (но и такой точности, к сожалению, недостаточно). Так что, строго говоря, разные части «Ока Церковного» друг другу противоречат.
Всё это написано вовсе не для того, чтобы подорвать авторитет богослужебных книг. Просто надо понимать, что помимо важнейших и основополагающих вещей в том же «Оке Церковном» содержится и справочная астрономическая информация, имевшая значение в свое время, но утратившая его сейчас.
Надо четко различать то, во что надо верить, от того, что надо знать. В Бога надо ВЕРИТЬ, а расписание движения Луны надо ЗНАТЬ. И чем точнее мы будем это знать, тем лучше.
Кстати, христиане в древности были не просто «не глупее» нас, а намного умнее. Зная, что их астрономические данные неточны, они вовремя вносили поправки и исправляли ошибки. Им в голову не приходило «верить» в «лунное течение». Просто потому, что они иногда и на небо смотрели, а не только в таблицы.
Ниже будет показано, как происходило такое исправление. В чем можно упрекнуть наших предков, живших в 15-м и 16-м веках, так только в излишней доверчивости к грекам, передавшим нам ошибочные таблицы. Но от этой доверчивости мы, надо полагать, после Раскола излечились.
Предлагаемая статья состоит из трех частей.
В первой части даются основные понятия о Пасхалии, и рассказывается о том, как рассчитывается дата Христианской Пасхи в настоящее время.
Во второй части рассказывается о том, как возникла существующая ошибка в расчетах.
В третьей части говорится о том, чем нам грозит упорство в отстаивании нынешнего положения.
В четвертой части излагаются предложения по исправлению ошибочного способа расчета даты Христианской Пасхи.
Алексей Юрьевич! Вы касаетесь очень важного вопроса. И в первом же разделе делаете очень существенную ошибку. Пишите: "Правила, установленные для празднования Пасхи Христовой, известны. Христианскую Пасху надо праздновать: 1) после иудейской; 2) после первого полнолуния после весеннего равноденствия; 3) в воскресный день недели." Так вот в кириловой книге написано еще о трех днях, которые должны пройти после полнолуния м весеннего равноденствия до воскресенья. А если полнолуние будет в субботу, то отлагается до след. воскр при выполнении прочих условий.
Уважаемая Татиана, к сожалению, Вы неверно поняли смысл перечисленных Алексеем Юрьевичем условий.
Он упомянул основные требования, которые в той или иной форме прописаны в соборных и апостольских правилах.
Кирилова книга, хоть и уважаемый многими источник, но в список канонических книг не внесена и соборным постановлением не является. Статья о которой Вы упоминаете, а именно «О пременении дней и праздников» весьма поучительна, но никак не может быть взята за основу серьёзной церковной и научной дискуссии, т.к. в подобной дискуссии допустимы ссылки только на несомненные источники.
Более того, любой кто прочтёт статью А.Ю. Рябцева нигде не найдёт утверждения о том, что Пасху можно праздновать прежде трёх дней после 14-го нисана.
Так что не очень понятно, где Вы углядели существенную ошибку?
Если не сможете указать соборное или апостольское правило в котором пишется о трёх днях - даже и не трудитесь отвечать.
Одним из посылов к написанию статьи была твёрдая убеждённость в том, что составители таблиц твёрдо знали какие принципы они в неё закладывают и полное согласие с каноническими правилами. Рябцев, вроде явно пишет, что раньше 21 нисана, т.е. окончания июдейского песаха наша Пасха никак не может быть. Или Вы считаете, что три дня могут окончиться позже семи?
С.Аветян пишет: Ошибка бы накапливалась, мы бы отодвигались от Песаха всё дальше и дальше, реальные полнолуния не соответствовали бы табличным ещё больше чем сейчас, НО нарушений канонических апостольских и соборных правил не происходило бы. Так что никто бы и не волновался из-за "какой-то там астрономии с математикой" (это Вы пишете в ответе Иванову)
То есть по- вашему, если мы будем нарушать каноническое правило о полнолунии (цитата: реальные полнолуния не соответствовали бы табличным ещё больше чем сейчас), то это было бы лучше, чем нарушать правило о непраздновании Пасхи с иудеями.
Получается, что мы в любом случае будем нарушать какое-то из правил, если поправим Пасхалию и если оставим как есть.
Антиохийского собора правило первое.Славянская кормчая. Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирскии человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется. Толкование. О сем речено есть и в седьмом правиле святых апостол: яко аще со июдеи сотворит Пасху пресвитер, да извержется. Тоже убо и се правило повелевает: яко аще кто мирскии человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со июдеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.
Апостольское правило седьмое: Аще который епископ или презвитер или диакон, святый день Пасхи прежде времени со июдеи празднует, да извержется.
Ну и о каком нарушении канонического правила о полнолунии Вы говорите?
Отодвигаясь от песаха в силу накапливающейся погрешности таблиц, которые можно было бы просто оставить неизменными в начале третьего В.Индиктиона(хоть сам я сторонник исправных таблиц в которых расчётные значения соответствуют реальным), мы всё равно будем праздновать Пасху не прежде времени, т.е. после весеннего равноденствия, после полнолуния, и не с июдеями. Так что все требования соблюдены :).
Рябцев А.Ю. пишет: Кроме того, нельзя упускать из виду и неточности иудейского календаря. В настоящее время иудейский Песах начинает праздноваться в некоторые годы не в первое полнолуние после весеннего равноденствия, а во второе. Поэтому при начале каждого нового Великого Индиктиона необходимо вносить необходимую поправку в пасхальные таблицы. Механизм такого исправления должен быть следующим:…..
Укажите, пожалуйста, соборное или апостольское правило, по которому христиане должны «бегать» за иудейским песахом. Есть правила по которым, можно определить когда празднуется иудейский песах, он празднуется в первое полнолуние, так и надо брать это за основу, как его взяли за основу Св.отцы при составлении Пасхалии. Неужели мы должны каждый раз под них подстраиваться, мало ли что им в голову взбредет. Это они не соблюдают своих правил. Они же не переносят его, потому что его нельзя перенести. Они просто его не празднуют тогда, когда надо это делать. Это они не понятно что празднуют. Получается, что вы ставите весь христианский мир в зависимость от того, когда иудеям взбредет в голову отпраздновать их песах. Не слишком ли много для них чести.
Правила, по которому христиане должны "бегать" за июдеями - нет. Однако правило ясно привязывает нас не к механизму расчёта июдеями своего песаха, а именно к празднованию песаха:
Тексты правил:
Антиохийского собора правило первое.Славянская кормчая. Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирскии человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется. Толкование. О сем речено есть и в седьмом правиле святых апостол: яко аще со июдеи сотворит Пасху пресвитер, да извержется. Тоже убо и се правило повелевает: яко аще кто мирскии человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со июдеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.
Апостольское правило седьмое: Аще который епископ или презвитер или диакон, святый день Пасхи прежде времени со июдеи празднует, да извержется.
А там уж воля Ваша. У июдеев, к слову, расчётные значения попадают на реальные гораздо точнее чем у нас. Прежде чем писать: "Это они не соблюдают своих правил. Они же не переносят его, потому что его нельзя перенести. Они просто его не празднуют тогда, когда надо это делать. Это они не понятно что празднуют", просто поинтересуйтесь насколько первый день песаха соответствует 14-му нисана, т.е. реальному полнолунию, как и определено им в Ветхом Законе.
Так что не торопитесь покупать кроссовки. Вряд ли придётся много бегать.
Рябцев А.Ю.пишет: «Далее будет показано, что эта ошибка возникла примерно в 1409-м году («нашей эры») при исправлении пасхальных таблиц.»
Покажите ссылку на источник, где сказано, что пасхальные таблицы правились. Или это утверждение основано только на расчетах А.Ю.Рябцева. Думаю, что такое важное событие не могло пройти незамеченным, и где-то должно быть отражено у Св. Отцов, на Соборах.
Еще вопрос: Почему эта статья всплывает сейчас, когда количество грамотных людей в Церкиви "стремиться к нулю", когда практически ни у кого нет книг, когда службу на Рогожке ведут по слепым книгам, а не тогда когда, почти все были грамотные, было множестово начетчиков, и Святые Отцы ходили по земле.
М.Ф.Никонов в статье Обращение к старообрядческой молодежи пишет:
"Это та же тема поглощения Церкви ложными учениями. Преподобный Максим Грек еще указывает нам правило, как искушать таковые сочинения: «Яко всяко писание треми некими свойствы изрядне достоверное и твердое имать: Аще убо от благоверного и соборней церкви знаема и знаменитого списателя сложено бысть; Аще по всему согласуется апостольским догматам и преданиям; Аще сам себе согласует, а нигдеже разликует.» /Слово его на Афродитиана персянина. Казан. Изд. Часть 3, стр. 126 ./
Все ли эти правила мы можем применить к данной статье?
Рябцев пишет: Еще раз обратим внимание, что в пасхальных таблицах содержится не дата полнолуния, с которого начинается праздноваться иудейская Пасха, а дата 20-го дня лунного месяца, – последнего дня иудейской пасхальной недели! Если бы эта дата никакого значения не имела, она никогда в таблицах и не появилась бы! Если бы имел значение только первый день Песаха, то его дата и стояла бы в таблицах. А ее там нет!
Она там есть. В книге Псалтырь со возследованием в Пасхалии, в таблице есть столбец «Фасха жидом», далее «Епакта». Так вот разница между значениями в этой таблице не 7 дней, а они все разные.
Она там есть. В книге Псалтырь со возследованием в Пасхалии, в таблице есть столбец «Фасха жидом», далее «Епакта». Так вот разница между значениями в этой таблице не 7 дней, а они все разные.
"Покажите ссылку на источник, где сказано, что пасхальные таблицы правились. Или это утверждение основано только на расчетах А.Ю.Рябцева. "
Я пишу от себя и на свою полную ответственность. Давать ссылки на утверждения типа "дважды два четыре" просто глупо. Механизм расчета "течения луны" в пасхальных таблицах имеет погрешность в одни сутки примерно за 310 лет. Это написано во всех популярных книжках о календарях. Их и в интернете легко найти. Возьмите на себя небольшой труд хоть чего-нибудь прочитать и поднять свою грамотность хотя бы на немного. Расписание "течения луны" в пасхальных таблицах соответствует 15-му веку. Если бы их никто не исправлял, то они бы этому веку не соответствовали.
"Она там есть. В книге Псалтырь со возследованием в Пасхалии, в таблице есть столбец «Фасха жидом», далее «Епакта». Так вот разница между значениями в этой таблице не 7 дней, а они все разные."
Во-первых, обычно пишется "фаска", а не "фасха". Что это слово означает, трудно сказать. Во всяком случае, ни полнолунию, ни иудейской пасхе эти даты не соответствуют. Не соответствуют сейчас, не соответствовали и в прошлом. Обозначают они дату, после которой возможна Христианская Пасха (по современной системе расчетов). То есть Христианская Пасха - это первое Воскресение после "фаски".
Так что, прежде чем с апломбом восклицать "она там есть", подучитесь немножко.
"Думаю, что такое важное событие не могло пройти незамеченным, и где-то должно быть отражено у Св. Отцов, на Соборах."
Какие-такие "соборы" в 15-м веке Вам известны? Это Ферраро-Флорентийский что ли?
Вот выдержка из стенограммы второго дня Освященного Собора:
"Перейдём к обвинениям по существу. О. Александр пишет: «В некоторых же особенно важных случаях Предание Церкви извещает нас не только о годе и дне, но даже о часе того или иного события. Так, в 32-й гл. «Большого Устава» («Око церковное») сказано: «Господь наш Исус Христос распялся в лето 5533-е, марта 30, в пяток, в 6-й час дня»» Стыдно священнику не знать Евангелия. Это в Евангелии от Иоанна (зач. 60) написано, что Господь распялся в шестой час дня. Стыдоба.
Следующее. У о. Александра написано, что точная дата Рожества Христова 5500 год. При этом он ссылается на Матфея Властаря, у которого в 7-ой главе «Алфавитной синтагмы» написано, что Спаситель был распят в 5539 году, а значит, Матфей Властарь считает, что родился Спаситель от сотворения мира в году 5005 или 5006. О. Александр, если ты ссылаешься на Матфея Властаря, то зачем приводишь 5500 год?
О. Александр уверяет, что дата рождения Спасителя в 5508 году от сотворения мира называется только еретиками – католиками и никонианами. Но вот сейчас у меня в руках книга, академическое научное издание, называемая «Рогожский летописец» (который раньше хранился в книгохранилище Рогожского кладбища) и «Тверской сборник». В этой тверской летописи начала XVI века написано «Родился Господь наш Исус Христос в лето 5504». Ещё не было никакого раскола, никаких никониан.
Поэтому когда о. Александр уверяет, что только еретики «плавали» с определением даты Рожества Христова от сотворения мира, то это значит, что он просто неквалифицированный историк и сам не знает, о чём спорит.
Далее он начинает рассуждать о правилах вычисления Пасхи, но при этом показывает, что совершенно не понимает, о чём идёт речь.
Под словом «Пасхалия» понимаются два разных момента.
Первое – это общие правила вычисления Пасхи. Правила эти следующие:
1. Главное правило – Пасху нельзя праздновать вместе с евреями.
2. Пасху надо праздновать после первого весеннего полнолуния после весеннего равноденствия в воскресный день. Вот эти правила. Они действительно были приняты сначала от апостолов, а потом подтверждены I Вселенским Собором. И не малейшего желания у меня не возникает эти правила как-то трогать или менять, рука просто на это у меня не поднимется.
Второе, что понимается под словом «Пасхалия», - это те таблицы для вычисления Пасхи, которые печатаются в богослужебных книгах – «Часослове», «Оке церковном» и в других. Это, условно говоря, астрономическая таблица расписания полнолуний. Главное при расчётах – это именно полнолуние, остальные пасхальные таблицы – производные от него. Но, когда эта таблица составлялась, люди ещё не знали абсолютно точного значения лунного месяца. Поэтому на промежутки времени, близкие ко времени составления, эти таблицы дают правильный результат, а на длинных промежутках дают ошибки. Ошибка накапливается за 300 лет на одни сутки. То есть, если по таблицам получается полнолуние тогда-то, то через триста лет оно будет на сутки раньше. Поэтому определить, когда была составлена таблица, достаточно легко. Надо посмотреть, сколько суток сейчас составляет погрешность, отсчитать назад триста лет на каждые сутки, и получится XIV век. Это достаточно просто, и никакого открытия в этом нет, это все историкам давным-давно известно. Просто начался в 1409 году новый «Великий индиктион». На момент его начала таблицы и не имели ошибок.
Что такое 1409 год? Это разгром Византии. Таких астрономов и математиков, которые были в Александрии, когда составлялись первичные таблицы вычисления Пасхи, у них уже не было. И, к нашему большому сожалению, таблицы были составлены достаточно небрежно. В результате нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается. До «индиктиона», начавшегося в XIV веке, такого не было. Это видно из того, что в таблицах указан последний день празднования пасхи евреями – так называемая «епакта». В наши дни почти никто не знает, что это такое.
В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи, а иногда «отпрыгиваем» на месяц назад и празднуем не после первого полнолуния после равноденствия, а после второго.
Но стоило мне обратить на это внимание, тут же последовали обвинения от тех, кто в вопросах вычисления Пасхалии ничего не понимает"
Так что, как видите, Алексей Юрьевич весьма ответственно и последовательно подходит к теме именно на Соборе и прозвучавшей.
Почему? - Об этом он пишет в своей статье:
"Можно быть совершенно уверенным в том, что ничего на Соборах Церкви не происходит просто так. А раз так, то появление в соборном обсуждении вопроса о Пасхалии свидетельствует о том, что настало время серьезно и ответственно разобраться с порядком расчета дат Пасхи"
А.Ю. Рябцев пишет: Во-первых, обычно пишется "фаска", а не "фасха". Что это слово означает, трудно сказать. Во всяком случае, ни полнолунию, ни иудейской пасхе эти даты не соответствуют. Не соответствуют сейчас, не соответствовали и в прошлом. Обозначают они дату, после которой возможна Христианская Пасха (по современной системе расчетов). То есть Христианская Пасха - это первое Воскресение после "фаски".
Я правильно Вас поняла? Вы не знаете, что за значения указаны в столбце "Фаска жидом", но уже требуете, чтобы пасхальные таблицы были исправлены?
"Я правильно Вас поняла? Вы не знаете, что за значения указаны в столбце "Фаска жидом", но уже требуете, чтобы пасхальные таблицы были исправлены?"
Вы неправильно поняли. Вернее сделали вид, что не поняли. А вот понимаете ли Вы простой русский язык - вопрос... Вторично разжевываю для "Тонь" (или "Тань"? в профиле, правда, всплывает странное сочетание "Татьяна [ Мужчина ]"): Размещенная в пасхальных таблицах дата, называемая "фаска жидом" - это дата, после которой надо найти ближайшее Воскресение. Это Воскресение и будет Христианской Пасхой (по современной системе расчетов). То есть это один из инструментов предварительных расчетов. Неясно лишь, что означает слово "фаска". А не что расположено в колонке под ним. Это-то как раз ясно. Доступно излагаю? Раньше автоматом предполагалось, что это иудейская пасха, но иудейская пасха, к сожалению, случается (и случалась) в другое время. Существует предположение, что "фаска" - это "грань", "граница".
Кстати, Вы на редкость безответственный собеседник. Сообщили всем, что "Она там есть!" (про дату полнолуния). Спокойно узнали, что это не так. И как ни в чем не бывало "полемизируете" дальше. Да еще и передергиваете (при мнимом "непонимании")...
Поскольку Татиана указует нам на книгу Кирилову, позволю себе привести довольно интересный момент из главы, на которую она ссылается. Момент сей не очень согласуется с некоторыми иными моментами:
Меня зовут Татьяна. Русский язык я понимаю. Только объяснения Ваши мне не кажутся убедительными. Так как Вы правильно заметили, что "Я пишу от себя и на свою полную ответственность"-это Ваши слова. Практически нет ни одной ссылки в Вашей статье. Я пишу о том, что меня смущает в ней. Ваш тон разговора по отношению ко мне, и не только ко мне, не очень согласуется с той ролью, которую вы на себя взяли, а именно церковных учителей. Рябцев А.Ю. пишет: "Размещенная в пасхальных таблицах дата, называемая "фаска жидом" - это дата, после которой надо найти ближайшее Воскресение. Это Воскресение и будет Христианской Пасхой (по современной системе расчетов). То есть это один из инструментов предварительных расчетов. " В данном случае Вам также "на слово" надо поверить?
"Ваш тон разговора по отношению ко мне, и не только ко мне, не очень согласуется с той ролью, которую вы на себя взяли, а именно церковных учителей. "
А какой тон Вы считаете уместным у "церковных учителей"? Тон заискивания перед малограмотными людьми, которые с наскока (да еще с каким апломбом: "она там есть"...) пытаются выносить суждения по сложным вопросам?
Вы же пишете: "Почему эта статья всплывает сейчас, когда количество грамотных людей в Церкиви "стремиться к нулю""
Тут Вы, конечно, правы (хотя судите, в основном, по себе). В Вашей малограмотности сомневаться не приходится (слово "стремится" в данном случае пишется БЕЗ мягкого знака).
"Практически нет ни одной ссылки в Вашей статье."
Моя статья написана для людей, которые в этом вопросе ничего не понимают. Таковых в современной Церкви подавляющее большинство. Более того, к сожалению, по пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист. Во всяком случае, никто больше не проявился. Иначе не печатали бы в Часослове, Оке Церковном и ежегодных календарях неверных индиктов при полном невозражении окружающих.
"В данном случае Вам также "на слово" надо поверить?"
Именно так. Когда дети в школе начинают изучать какой-то предмет, они просто внимательно слушают (вернее, "должны слушать"...) учителя, а не требуют ссылок на научные монографии. В букварях ссылок не бывает. Я потратил немало сил на то, чтобы в возможно доступной форме изложить самые основы пасхальных расчетов (этому посвящена первая часть моей статьи). Вижу, что с доступностью у меня не очень получилось. Вы, например, не осилили.
А про "фаску" можно и не верить. Можно и проверить. Взять каждую дату из этого столбца, посчитать Пасху (и Христианскую, и иудейскую) в соответствующие годы, да и выяснить, врет Рябцев или нет. Только боюсь, что это Вам не по силам.
"А какой тон Вы считаете уместным у "церковных учителей"? Тон заискивания перед малограмотными людьми..." - ну не махать же шашкой. Или это потому-что "по пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист"? А если "по пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист" ошибается?
"А если "по пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист" ошибается?"
Тогда неким ревнителям необходимо малость подучиться, поднять свою квалификацию выше этого "единственного специалиста", найти его ошибки и указать на них. Если же этого не сделать, то тогда мы очутимся в ситуации, когда в Церкви нет ни одного специалиста по этому вопросу (ведь "единственный" окажется не специалистом, а "ошибающимся"). А это положение чревато многими опасностями.
Удивительно, как такой грамотный человек, «главный специалист», может перепутать 15 Индиктион с 5 и 14 Индиктион с 4.
На стр. 3 Вашей статьи приведены таблицы из Ока Церковного, для 14 и 15 Индиктионов, а внизу таблиц подпись:
«В подчёркнутой строке видно, что в таблице четвёртого Великого Индиктиона пятому индикту соответствует 6920 лето от Адама (6920-6915=5, следовательно индикт пятый), а в таблице пятого Великого Индиктиона пятому индикту соответствует 7452 лето от Адама, что ошибочно (7452-7440=12, т.е. индикт должен быть двенадцатый).
А теперь всерьез. Вести долгие дискуссии с анонимом мне представляется невозможным. Если Вы не являетесь чадом нашей Церкви, то дискуссия будет прекращена. Мнение внешних людей меня абсолютно не волнует. Если же Вы наша христианка, то напоминаю Вам о соборном постановлении, обязывающем всех чад Церкви при выступлениях в интернете указывать свое настоящее имя и фамилию. Кроме того, для ведения полноценной и серьезной дискуссии мне необходимо знать возраст и образование человека.
Я тоже не хочу больше дискутировать с Вами. Кстати, это не единственная ошибка в Вашей статье, но пока я не буду больше писать. Напишу только тогда, когда найду неопровержимые доказательства Вашей неправоты. Чтобы Ваш ответ был только «……» Буду повышать свою грамотность, как Вы и предлагаете.
Татьяна! Простите меня Христа ради! Я понял, в чем неправота моего "тона". Я подошел к Вам с абстрактных позиций абсолютной оценки. А всё, как говорится, должно познаваться в сравнении (то есть относительно). В настоящее время самое главное церковное бедствие - равнодушие. И мне, конечно, надо было оценить Ваш порыв не с точки зрения "права - неправа". Другим-то вообще всё "до лампочки". В наше время любой оппонент (хотя бы и неудобный) на вес золота. Поэтому я еще раз прошу у Вас прощения. Надеюсь, впрочем, что я Вас достаточно "завел" на серьезное изучение данной проблемы. И Вы действительно и сами подготовитесь, и других сможете консультировать. Поверьте, я вовсе не стремлюсь вещать с горы в гордом одиночестве.
Иудеи празднуют пасху после весеннего равноденствия в полнолуние. Равноденствие во время установления Пасхалии было 21 марта. Соответственно, иудеи могли праздновать свою фаску (см. Словарь Дьяченко: Фаска- тоже, что Пасха) не раньше 21 марта. Христианская самая ранняя Пасха была назначена на 22 марта. Никакие 7 дней на празднование жидами своей фаски не закладывалось первоначально. Самую раннюю жидовскую фаску от христианской Пасхи отделял 1 день. А то, что Вы привели слова из Кирилловой книги, так там ясно сказано. Если иудеи начнут праздновать в полную луну, не дождавшись равноденствия, то больше недели нас предваряют.
Все погрешности и ошибки были учтены Св. отцами в Пасхалии. Действительно за 304 года накапливается 1 лишний день и табличные значения уже не соответствуют тому, что происходит на небе. Но мы лишь отдаляемся от жидовской фаски, чему яркий пример Пасха 2010 года. У нас была самая ранняя Пасха, и от жидовской ее отделял уже не 1 день, как было раньше, а 6 дней, все за счет накопления этой «ошибки». Уже давно Св. Отцы заметили эти отклонения, но было принято решение не править Пасхалию, так как нарушения соборных и апостольских правил не происходило, а лишь увеличивалось расстояние между жидовской фаской и Христианской Пасхой, а смуту бы это вносило очень существенную в христианский мир.
Если бы вы почитали сначала Св. Отцов, а именно, Матфея Властаря «О Святой Пасхе», Вы никогда бы свою статью не написали. Приведу слова самого Матфея Властаря. «Если же хочешь знать яснейшие знамения времени, то вот точные показания: во время Набонассара равноденствие было 25-го марта, около полудня; во время Филиппа Аридея около полудня 24-го числа; в те же дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть, равноденствие было 23-го числа, при окончании его, около полуночи; а когда отцы составляли пасхальный канон, равноденствие было 21-го числа; ныне же у нас равноденствие вообще 18-го марта. Такое-то неравенство рождает малейший недочет времени (трехсотая часть дня) в движении светил, возрастающий понемногу, который и производит то, что светила как бы отодвигаются назад. Впрочем, ради этой причины неприлично изменять канон отцов; да и не можно составить другого, который бы столь же ясно показывал сказанные выше относительно Пасхи ограничения. Даже если бы мы и захотели это сделать, как некоторые думают, убавив канон двумя днями и начав это с 6841-го года: то невозможно было бы переубедить всех христиан во вселенной, чтобы они приняли новый канон. Притом, так как после каждых 304-х лет всякий раз опять будет возвращаться та же погрешность, ради которой каждый раз снова понадобится изменять канон: то лучше не предпринимать такого нововведения; потому что оно, кроме того, что не может, как сказали, не впадать снова в ту же погрешность, может быть еще поводом к важному смущению в Церкви. Кроме сего, ныне, при соблюдении канона отцов, главнейшее, что нужно соблюдать относительно Пасхи, соблюдается, - а именно, Пасха совершается после равноденствия и после равноденственной луны, всеми в одно время и в один день, без смущений. Сказать должно и то, что если бы новый периодический канон и был правилен по всему, нам случилось бы часто праздновать Пасху тотчас после иудейской, в следующий день; ныне же наша Пасха совершается по меньшей мере спустя три дня после Пасхи иудейской. А это еще более согласуется с Апостольским правилом, определяющим не праздновать Пасху вместе с иудеями. Таким образом, привходящая относительно Пасхи погрешность как бы нарочно производит то, что настоящий закон еще лучше соблюдается.
«Велие безумие есть оставити глаголы готовы и глаголати своя». Петр Дамаскин
Татьяна! Всё это было бы очень убедительно, если бы иудейская пасха в 13-м году лунного цикла во времена 1-го Собора действительно была 21-го марта. А она, к сожалению, была 22-го марта (а иногда и 23-го). И такое положение продолжилось вплоть до 927-го года, когда первый день иудейской пасхи последний раз выпал на 22-е марта. Из Ваших утверждений прямо следует, что Св.Отцы, установив правила Пасхалии, сразу принялись их нарушать. И нарушали аж 600 лет. Что же касается книги Матфея Властаря, то она мне прекрасно известна. Глава, посвященная Пасхе в этой книге, это смесь верных сведений с фантастическими. По этой главе равноденствие смещается на одни сутки за 300 лет (а на самом деле за 128), равноденствие в 14-м веке было 18 марта (а на самом деле 13-го) и т.д.. Вероятнее всего, глава была отредактирована где-то в начале 16-го века (это можно понять из анализа текста).
Татьяна! Единственный способ доказательств в этом случае - это предложение Вам научиться считать реальные полнолуния. Поверьте, это совсем не сложно. Немного труда и Вы у цели. Методик много и все они вполне доступны. Расчет лунных фаз с точностью до дня в современной науке является примитивной задачей. Солнечные затмения рассчитывают на тысячелетия назад (а это требует расчета лунных фаз с точностью до минуты). Мои расчеты Вас по определению не убедят, поэтому попробуйте посчитать сами.
А если эти методики неверные? Или верные только на небольших промежутках времени? Ваши расчеты проводятся по таблицам Н.И. Идельсона. (я бы сказала, говорящая фамилия). У православных христиан один путь: Верить Св. Отцам, утвердившим Пасхалию. В ней указаны все полнолуния, а также ясно написано. Самая ранняя христианская Пасха бывает в 13 круге луны 22 марта. Смотрим столбец "Фаска жидом" . В 13 круге луны жидовская фаска (пасха) бывает 21 марта. Т.е. на время составления Пасхалии самую раннюю христианскую Пасху от жидовской отделял 1 день, а никакие не 7 дней.
Вы же указываете путь , ведущий к антихристу . Вы предлагаете верить Н.И. Идельсону и иже с ним. Верить в то, что Св. Отцы после принятия Пасхалии сразу же начали нарушать ее правила, верить Носовскому, который также на этих методиках расчета полнолуний утверждает свою ересь. Думаю, что при смене календаря с юлианского на григорианский было не меньше различных методик, доказывающих, что только григорианский календарь верен.
Татьяна! Вы зачем столько сил и времени до этого потратили? Подобные доводы Вы могли бы и раньше привести.
Ни у каких Святых отцов в трудах пасхальной таблицы нет. Так же как нет расписаний отхода галер из Константинополя. Или расписания проведения выборов консулов. Или другого какого для своего времени нужного расписания. Расписание движения Луны на длительный период будет сверхсложным. А если оно простое, то по определению точность его соблюдается на относительно коротком участке. Идельсону верить не надо. Просто потому, что его можно проверить другими методиками и получить точно такой же результат. Просто таблицы Идельсона самые простые (из мне известных) в использовании. Расписания полнолуний сейчас с пасхальными таблицами не совпадают, чтобы удостовериться в этом достаточно купить отрывной календарь или просто на небо посмотреть). Это Вы предлагаете верить не Богу, заставившего Луну, Солнце и Землю вертеться так, как они и вертятся, а таким как Вы, утверждающим, что Святые отцы заложили в пасхальные таблицы неверные данные, да еще и предписали их не трогать их во веки веков. Не закладывали и не предписывали.
Алексей Юрьевич, отвечайте Христа ради по существу. То, что Вы прирожденный оратор я поняла уже давно. А.Ю. Рябцев пишет: "Татьяна! Всё это было бы очень убедительно, если бы иудейская пасха в 13-м году лунного цикла во времена 1-го Собора действительно была 21-го марта. А она, к сожалению, была 22-го марта (а иногда и 23-го)."
Алексей Юрьевич, давайте обратимся к Пасхалии и посмотрим там, когда было полнолуние во времена 1-го Собора. Смотрим, в 13 круге луны полнолуние было 18 марта. Сейчас они не совпадают ( этот вопрос мы рассмотрели выше), но во времена 1-го Собора они же должны были совпадать. А Вы пишете 22 марта. Вы это посчитали по методике Идельсона. Так кому верить Св.Отцам утв. Пасхалию или методике Идельсона.?
Забудьте Вы этого несчастного Идельсона! И без него можно посчитать многими способами. Что Вы думаете, я по одним его таблицам перепроверял? Берете нужный Вам год (например, 319-й, круг Луне 13). Берете нужную Вам дату (например, 18-е марта). Потом берете любой календарь, в котором обозначены полнолуния и выписываете несколько дат полнолуний подряд (лучше со временем в часах; причем время для большей точности приводите Константинопольское). Потом считаете расстояние в сутках от исходной даты (например, 18-марта 319-го года) до даты современного полнолуния. Делите полученный результат на длину лунного месяца (длину берете из любого справочника; чем больше знаков после запятой, тем лучше). Получите число лунных месяцев, прошедших между датами. Дробная часть даст величину поправки для определения реального полнолуния. Умножьте ее на длину лунного месяца и получите величину этой поправки в сутках. Прибавьте эту поправку к исходной дате (например, к 18-му марта). Получите дату реального полнолуния в 319-м году. Повторите всю эту процедуру несколько раз для нескольких дат современных полнолуний. Потом результат осредните. Получите дату с весьма высокой точностью.
Может быть предложите мне еще теорию Дарвина подучить? Все эти методики "идельсоновские" лишь теории, действие которых на больших промежутках времени нельзя доказать. Вся Ваша статья основана на этих лжерасчетах. Например, табл. на стр. 21. Откуда Вы считаете «7 день Песаха» непонятно. Есть столбец в Пасхалии «фаска жидом», вот от нее и считайте. Потом Вы предлагаете: «Для исправления существующих ошибочных пасхальных таблиц предлагается вернуться к тому порядку «исправных букв», который существовал до Великого Индиктиона лета 6917-го-7448-го (1409-го-1940-го года). Он хорошо восстанавливается по «скачку Луны». То есть «кругу Луне 1» должна соответствовать «исправная буква 16». Самая ранняя Христианская Пасха («исправная буква 1») в этом случае придется на год с «кругом Луне 16» (как и самый ранний Песах).»
Обратимся к Пасхалии, в год с кругом луне 16, Фаска жидом наступает 17 апреля. Так что, если мы исправим таблицы, как Вы предлагаете, то отпразднуем Пасху раньше жидовской фаски. Вы этого добиваетесь? Чем больше я читаю Святых Отцов, тем больше понимаю, насколько Ваша статья суемудренная и горделивая.
Вы заработали себе авторитет на том, что поправили индинкт. Но индикт - это справочная информация, которая ни на что не влияет. Его долгое время вообще в календарях не печатали. И считали его уж никак не от Адама, как Вы пишите. Индикт, как единица времени в 15 лет, введена не раньше 4 в. Можно сказать, что индикт введен для удобства отсчета времени. Вы поправили справочную информацию, а теперь решили и Пасхалию заодно поправить.
Татьяна! Я теряю надежду Вам что-либо объяснить. Наверное, это невозможно. Во всяком случае, читать лекции в форумном режиме физически невозможно. Доказывать в 21-м веке, что можно посчитать даты полнолуний на 2000 лет назад, просто унизительно. "Фаска" с реальной иудейской пасхой давно связи не имеет. Поэтому в 16 году Луны мы отпразднуем позже иудейской.
Это я теряю надежду Вам что-либо объяснить. А.Ю. Рябцев пишет: «По этой главе равноденствие смещается на одни сутки за 300 лет (а на самом деле за 128), равноденствие в 14-м веке было 18 марта (а на самом деле 13-го) и т.д.. »
Если следовать этой логике, то в наше время равноденствие должно быть уже в где-то в январе, а оно у нас как известно 20 марта.
Интересно, перед тем, как написать свою статью Вы читали Кирилову книгу раздел "об опресноках". Ведь в ней черным по белому написано, что Пасха совершалась в один день, в 14 день луны, а с 15 дня до 21 дня луны был уже праздник опресноков. Из Пасхальных таблиц также видно, что только один день отделяет нашу Пасху от их фаски. Вот прочтите, один день Пасха и 7 дней опресноков.
К сожалению, я не знаю, как вставить сюда фото, поэтому не могу вставить сюда страницу из самой Кириловой книги, но процитирую. Стр.290. "Яко же бо 14 луны закон пасху нарицает. такоже и 15 первый опреснока именует." Далее:" Тем же с вечера пятому надесять дню належащаго, опресноки повелевает закон зачати ясти, даже до двадесять перваго дня до вечера, дабы целая седмь дней исполнилася."
Скажите пожалуйста, Вы какую цель преследуете? Разобраться в вопросе поднятом А.Ю.Рябцевым или любыми путями поставить в вопросе о Пасхе первенство Кириловой книги над другими источниками?
Прошу ответить Вас (для того чтобы договориться о терминах, потому как иначе дискуссия невозможна)на несколько вопросов: 1. К какому времени относится составление Кириловой книги 2. Кто автор статьи на которую Вы постоянно ссылаетесь и откуда следует его авторство 3. Что выше - учение данное нам Господом в книгах, причисляемых к каноническим 85-м апостольским правилом или любые иные учения как канонические не зафиксированные? 4. Частное мнение даже и святых отец и учителей церкви (кои все известны поимённо и не в великом числе), не закреплённое Соборными Постановлениями выше или сравнимо с Правилами апостольскими и соборными постановлениями?
Буду признателен за ясные и однозначные ответы. Полагаю они позволят нам расставить все точки над i и завершить диспут однозначной договорённостью, либо прервать его за невозможностью договориться по причине использования разного понятийного аппарата и логики причинно-следственных связей.
Не передергивайте, Сергей! Я понимаю вас, больше нечего сказать, осталось только поставить под сомнение источник. Все еретики идут этим путем. После апостолов возникло огромное количество ересей. Поэтому была написана Кирилова книга, в которой были систематизированы «избранные от многих святых отцов писании о нужнейших потребах пристоящих к нашей православной вере». Эта книга издана при благочестивом царе Михаиле Федоровиче и при патриархе Иосифе. В этой книге через одно слово идет ссылка на Евангелие и на Святых Апостолов, почитайте Сергей! Книга эта названа «костью в горле еретиков». Раздел «о пременении праздника Пасхи» написан Вселенским учителем - Великим Афанасием Александрийским. (стр.311) У Вас, я так понимаю, не вызывает сомнения только вольное и суемудренное толкование правил Св. Апостол А.Ю. Рябцевым.
А теперь Вам вопрос, укажите где, в признанных нашей Православной старообрядческой Церковью книгах, (может в правилах Апостольских найдете), написано, что жидовская фаска длиться 7 дней. Только, чтобы это было четко прописано. Я вам от Св. Отец привела свидетельство (то, что Вы не признаете Кирилову книгу - это ваши проблемы), что она празднуется у жидов 1 день. Далее начинается праздник опресноков.
Сергей, вас нужно было сразу призвать к покаянию на Соборе , как только вы в своем журнале напечатали карикатуры на христиан и на священство. Ведь карикатура (см. словарь Даля)- это рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде. Тогда может не было бы и этой ереси.
Я предложил договориться о терминах и понятийной базе и указал с какой целью, Вы же упрекаете меня в передёргивании.
Простите ради Христа, но как я понимаю с людьми обладающими подобным мышлением говорить бессмысленно.
Для справки: - в журнале нет карикатур. Только лубки, которые всегда были свойственны старообрядческой традиции и всегда были неугодны господствующим властям, как светским так и секуляризированным духовным.
- моё отношение к книге Кириловой не что иное как плод Ваших фантазий. Канонической книгой её не признаю не я, а 85-е апостольское правило, в котором она не упомянута, но это не мешает мне относиться к ней с уважением, не возводящим однако этот поздний источник в ранг закона. Более того, это Вы относитесь с неуважением и к этому источнику и к собеседнику, т.к. просто проигнорировали приведённую мной выше фотографию разворота сей книги и просьбу разъяснить подчёркнутые на ней слова - статья "О пременении праздника Пасхи" НЕ писана св. Афанасием Александрийским. Не лжесвидетельствуйте и не выдавайте желаемое за действительное, как бы этого Вам не хотелось. Автор лишь ссылается на него.
- ну и совсем уж к слову напомню, что в семье благочестивого царя Михаила Романова (коль уж вы решили вместо того, чтобы просто дату указать акцентировать внимание на благочестии благочестивых), при благочестивом воспитании вырос исключительно благочестивый сын, можно даже сказать тишайший, по инициативе которого и был учинён раскол и казни верных чад Христовых.
Аветян С. пишет: "Для справки: - в журнале нет карикатур. Только лубки, которые всегда были свойственны старообрядческой традиции и всегда были неугодны господствующим властям, как светским так и секуляризированным духовным. "
Как- будто лубок не может быть карикатурой. Покажите мне хоть один лубок, изображающий христиан и священство букашками и тараканами.
В Деяниях Святых Апостолов написано: "Во оно же время возложи Ирод царь руце озлобити некия, иже от Церкве. Уби же Иакова, брата Иоаннова, мечем. И виде, яко годе есть иудеом, приложи яти и Петра. Беху же дни опресночнии, его же и ем, всади в темницу. Предав четырем четверицам воинов стрещи его. Хотя по пасце извести его к людем." Русский перевод: "1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков, 4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу."
Не поняли? Св. Апостол Петр арестован в "дни опресночные". А вывести к народу (для казни) его собираются после пасхи.
Евангелия (цитирую, копируя из интернета, поэтому по русски, но славянскому соответствует, проверял раньше): "Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою."(от Луки 22-1) "В первый же день опресночный приступили ученики к Исусу и сказали ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?" (от Матфея 26-17)
Вы тут не поняли текст Евангелия и Деяний, это ваше толкование. Дни опресноков не тоже что праздник опресноков.Христос ел в эти дни хлеб, а по закону в опресночный праздник, это не разрешалось. Тогда прийдеться вам признать, что Законодатель нарушил закон.
Как Кирилова книга могла попасть в апостольское правило, если она писалась позднее, на ереси возникшие позже. Вот А.Ю. Рябцев приводит свое толкование Евангелия, такое же, как и католики. Они думают, что Христос свою Тайную вечерю совершал в опресночный день и на опресноках, поэтому и причащаются опресноками. И А.Ю. Рябцев с ними согласен, так как только что привел нам свое толкование Евангелия.
Вот на эту ересь, тут вы уже не отвертитесь, и составлено было разъяснение Св. Отцами «Об опресноцех». Как вы можете говорить, что это частное мнение Св. Отцов. Это признанные учителя Церкви ( в отличие от вас), у них не может быть частного мнения, через слово ссылка на Евангелие и Св.Апостол.
Вы читать умеете Сергей, или Вы смотрите в книгу и видите .... На странице, которую вы выложили, написано «Не своя умышления составляем, но от слова Вселенского учителя, Великаго Афанасия Александрийскаго, еже писа о празнице Пасхи и т.д.».
Владимир, не стоит валить с больной головы на здоровую. Мысль о том, что: «Дни опресноков не тоже что праздник опресноков» - это и называется «ваше толкование».
Обратимся к святым отцам.
Свят. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. 59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати — квасные? «Будь же и сам ты заквашен о Господе, и старайся быть закваскою царства небеснаго, и не спеши приобщаться законных опресночных хлебов. Ибо закон есть тень и образ бездушный, чуждый жизни, почему он имел и опресночные хлебы, как мертвые и приличные тени, которые и назывались не просто хлебами, но опресноками, имея с хлебом только нечто общее и нося только имя хлеба. Будь причастником великой жертвы Мелхиседека, которой хлеб квасный — не опресночный — и вино были предвестием новой жертвы Мелхиседека, вечнаго и истиннаго Мелхиседека и единаго Архіерея Ісуса Христа, о коем написано: Ты есии иерей во векъ по чину Мелхиседекову (Евр. 5, 6). Если же не хочешь, то, может быть, вместе с опресноками будешь и приносить жертву, и по иудейски приобщаться безсловеснаго агнца, — будешь совершать их празднества и принимать опресноки, как дары, — что запретили нам делать отцы наши, — примешь обрезание, будешь субботствовать: это уже естественно для тебя, так как для тебя нет ничего недостойнаго, и ты часто и в трапезе сообщаешься съ Іудеями, и мало различия между тобою и этими богоубийцами и безбожниками; но у нас нет ничего общаго с ними. Древняя мимоидоша, се быша вся нова, взывает Павел (2 Кор. 5, 17). И как вместо обрезания существует у нас крещение, так вместо безсловесной жертвы — Агнец Божий, и вместо опресночных хлебов — квасный (хлеб) царства Христова, который есть Хлеб животный, сшедший с неба, вместо древней манны, — ядый сей хебъ, не умрет, какъ сказал (Господь — Іоан. 6, 59-60). Если же ты еще споришь, по своему обыкновению, и настойчиво доказываешь это временем (тайной вечери), и говоришь, что тогда предложен был опреснок, потому что законная (іудейская) пасха совершалась на опресноках: то весьма многия и совершенно истинныя изречения величайших и божественных мужей низлагают твою дерзость и неразумие, и (показывают), что тогда не был еще отложен хлеб квасный, когда Спаситель преподал таинство. Свидетельствует об этом и Евангелие, проповедуя, что не был тогда день опресноковъ, когда Христос священнодействовал свое тело и кровь; но это было прежде опресноков: прежде же праздника пасхи, сказано, ведый Ісусъ (Іоан. 13, 1). Он преподал жертву, когда сотворил вечерю. Тогда же совершил Он и то, что относится к умовению, и это было прежде пасхи іудейской. »
Иоанн Златоустый. Беседа 81: «“В первый же день опресночный приступили ученики к Исусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими” (Мф. 26:17,18). Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: “Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца]” (Лк. 22:7). “Настал”, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Исусу, ученики говорят Ему: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”? И отсюда, между прочим, видно, что у Исуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Исуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону». А вот, что утверждали латыны: «Главное же оправдание использования опресноков лат. полемисты видели в том, что именно опресноки должен был использовать Сам Господь, когда Он совершил Тайную вечерю. В связи с этим им было важно доказать, что установление Евхаристии произошло во время ветхозаветной пасхальной трапезы - и, следовательно, иного хлеба, кроме пресного, за Тайной вечерей быть не могло (Laycus de Amalfi. Epistola missa Sergio abbati ad defendendum se de azymis contra Graecos // Michel A. Amalfi und Jerusalem im griechischen Kirchenstreit (1054-1090). R., 1939. (OCA; 121). S. 35-47; Anselmus Havelbergensis. Dialogi. III 17 // PL. 188. Col. 1235; Rupert. Tuit. De divinis officiis. 2. 22 // PL. 170. Col. 48-51)»
Так что, Владимир, учите мат часть и не приписывайте Рябцеву того, что он не говорил. Фраза из деяний проста и безыскусна:
«Во оно же время возложи Ирод царь руце озлобити некия, иже от Церкве. Уби же Иакова, брата Иоаннова, мечем. И виде, яко годе есть иудеом, приложи яти и Петра. Беху же дни опресночнии, его же и ем, всади в темницу. Предав четырем четверицам воинов стрещи его. Хотя по пасце извести его к людем»
Для любого кто умеет читать очевидно, что дни опресночные шли в этот момент, но пасха ещё не закончилась.
Иоанн Златоустый. Беседа 81: "Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера."
День начинался с вечера. Поэтому вечером в четверг началась Пасха и продолжалась до 12 часов пятницы, а вечером в пятницу, когда началась уже суббота, начался праздник опресноков.
Прошу прощения. Таблицу оформлял я и подпись к ней делал тоже я. Описался. Хотя к сути дела это отношения не имеет абсолютно никакого. Благо в приведённых таблицах оставлены шапки в которых прописано к какому В.Индиктиону они относятся. Простите ради Христа. Переправлю. Спаси Христос за подсказку.
Хорошо, что Вы заметили опечатку. Гораздо хуже было бы если бы она обнаружилась после публикации
Так что если найдёте ещё опечатки в тексте - буду признателен.