Главная » 2020 » Апрель » 4 » В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь, часть 1
10:22
В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь, часть 1

Статья В.Н.Анисимовой "Рогожский некрополь" была написана в 2009 г. и опубликована на нескольких сайтах, однако в полном варианте, с фотографиями и иллюстрациями, подобранными автором к статье, не публиковалась ни разу. Наш сайт начинает публикацию полного авторского варианта статьи В.Н.Анисимовой.

 

Всяко дыхание да хвалит Господа! (Пс. 159)

 

Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву - чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.

С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской  Древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.

С разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимний во имя Рождества Христова. Построены  «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни и другие постройки. Постепенно образовался так называемый Рогожский Богаделенный Дом, так называемое – «Рогожское кладбище». Понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к Рогожской старообрядческой общине. С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской  Древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.

 

Смыслов Ф. Общий вид Рогожского кладбища, 1830-е гг. Акварель

 

Местность Рогожского некрополя сначала представляла не что иное, как несколько рядов могил рядом с большим курганом, представлявшим собой братские могилы первых умерших от моровой язвы (чумы) 1771 г. На этом кургане - холме, еще в двадцатые годы прошлого столетия,  стоял старый, обросший мхом и плесенью обелиск, украшенный Адамовой головой, так называемый «памятник моровой могилы».

 

 

На четырех его сторонах были надписи.

На восточной стороне было сказано об основании кладбища: «Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от Сотворения мира 7279, вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ…»

На западной стороне как религиозно-философское осмысление мира были написаны строки из книги «Премудрости Соломона», гл.3, на славянском языке. В переводе на русский язык это звучит так: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением, но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел достойными Его. Он испытал их, как золото в горниле, и принял их, как жертву всесовершенную».

На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:

«В числе множества удручающих смертных скорбей

Моровая язва свирепее всех поедает людей

Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,

И самым древним старцам от ней пощады нет.

Сия величайшая в мире на человечество напасть

Издревле ужаснее браней наводит собой страх.

Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,

Но равно всех определенных лютостью своею убивает».

На северной стороне  - описание симптомов и течения этой страшной болезни:

«Болящие чувствуют начало поражения –

Великия во всех членах расслабления,

Руки и ноги у всех так дрожали,

Что подобно пьяным шатаясь они упадали.

Потом озноб и головную боль они ощущали,

А внутренние их воспаления с жаром возмущали…

Все таковые действия сил лишали,

И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли».

К настоящему времени обелиск не сохранился и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-ом  участке.

 

                                                                                                                                                                        

Вид Рогожского старообрядческого кладбища. Москва. Фотография Шерер, Набгольц и Ко. [1876 г.]

 

Следующие памятники были поставлены над могилами священнослужителей Рогожского кладбища, трудившимся в период времени с основания кладбища и до учреждения  Белокриницкой иерархии. Историческая надпись,  составленная по указанию епископа Антония, была помещена на общем памятнике:

«Сий крест Господень поставлен в память почивающих здесь своими телесами священно-иереям, иже ко св. древлеправославной Церкви от никоновских нововведений с покаянием приходящих. И близ ста лет в духовных потребностях за всю последнюю половину многолетнего Ея вдовства служаху, причем они всегда страхом внешнего гонения поражались и внутренним лишением благочестивого епископства утомлялись. Вечность христопреданного священства от разных напастей на законность оного непрестанно защищали и в таковом лютом преволнении яко великодушные пловцы и без кормчего спасали от потопления корабль церковный… О доброе семя! Ты на столь же Церкви драго и почтенно, насколь возросшая через тебя благочестивая иерархия нужна и необходима. Буди же сей приятный плод твои паки неоскуден, и ты – из рода в род никогда забвенно в вечную память».

Но к горькому сожалению не сохранили потомки и время ни этих святых могил,  ни общего памятника над ними!

Рогожский некрополь — один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.
До революции здесь хоронили только староверов: священнослужителей, попечителей, почетных граждан и вообще лиц, принимавших близкое участие в судьбах кладбища, а также простых староверов. Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробиях почти нет дат рождения покойных и это понятно почему. Как правило, на каждом надгробии помещались и сохранились по сей день надписи об имени и дате смерти умершего (вплоть до часов), о возрасте (вплоть до дней), дне ангела и социальном статусе, а на некоторых – информация о годах, проведенных в супружестве. На другой стороне надгробия часто была написана трогательная эпитафия или текст из церковного писания. Памятники – это запечатленная в камне история Рогожской старообрядческой общины, так и история старообрядчества вообще.       

После революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины, Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Миловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы, Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы, Шелапутины.

Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил.  В 30-ые годы прошлого столетия Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве  поставщиком гранита на стройки социализма, в частности, для метро. О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям.

Большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище могил богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатенковых и многих, многих других. Точнее, не найти надгробных памятников, но ведь останки людей навечно упокоены в земле кладбища. Более того, нельзя сказать, что не осталось и следа от захоронений! В 2005 году на выставке в Государственном историческим музее, посвященной столетию распечатания алтарей Рогожских храмов и дарования религиозных свобод старообрядцам, в экспозиции была представлена карта Рогожского кладбища, составленная межевым архитектором А. Фихтнером  с  указанием  мест захоронений  усопших на момент 1886 года.  Бесценная карта передана в дар Государственному историческому музею и наступит время, когда по ней можно будет восстановить географию разрушенных захоронений.  

На сохранившейся уникальной фотографии видно, как выглядело место захоронения родоначальника рода московских купцов Рябушинских – Михайлы Яковлевича (1.11.1786 – 20.07.1858) и его жены Евфимии Степановны, урожденной Скворцовой (около 1790 – 1855).

 

 

Могилы  Михаила Яковлевича и Евфимии Степановны, Павла Михайловича и Александры Степановны Рябушинских

 

Теперь известно, что захоронения М.Я. Рябушинского и его потомков находились на участке 4 .

Рябушинские принимали активное участие в деятельности Рогожского кладбища и были известными предпринимателями. Вот очень  краткая справка об их деятельности.   

Рябуши́нские  — династия российских предпринимателей. Основателями династии стали калужские крестьяне — старообрядцы, отец Михаил Яковлевич и братья Василий Михайлович и Павел Михайлович, открывшие в 1830-ых годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году братьями был учреждён торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» (в  1888 году реорганизован в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями»). Семейное дело унаследовали сыновья Павла Михайловича: Павел Павлович, Владимир Павлович, Степан Павлович, Сергей Павлович, Николай Павлович и другие (всего в семье было 8 сыновей), в 1902 году основавшие «Банкирский дом братьев Рябушинских» (в 1912 году преобразованный в Московский банк). Братья входили в число лидеров партии «прогрессистов», издавали газету «Утро России». Известностью пользовалась художественные собрания братьев, особенно бесценная коллекция икон Степана Павловича Рябушинского, которые теперь хранятся в коллекциях Русского музея, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи и др. После революции все братья эмигрировали.

Не осталось следа от фамильного захоронения  «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911) и членов его семьи. Находилась семейная усыпальница напротив архиерейских могил. Недавно на этом месте Московский фонд культуры установил памятную стелу - бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову (участок 2).

 

 

Несколько слов о М.С. Кузнецове.

Родился в Гжели, Московской губернии. Образование получил в Коммерческом училище в Риге. Лишившись отца в 1864 году и сделавшись самостоятельным владельцем фарфорово-фаянсового производства, настолько успешно повел дело, что развил его до первого в России предприятия. Коммерции советник, Потомственный почетный гражданин. Был награжден многими русскими орденами и состоял кавалером французского ордена почетного легиона. В старообрядческих делах Матвей Сидорович принимал самое живейшее и деятельное участие; многие годы был Председателем Совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. Как написано в Некрологе: «покойный отличался редкими душевными качествами… Своим добродушием, отзывчивостью, крупной благотворительностью, он снискал уважение во всех кругах…Прах покойного погребен в склепе-часовне – усыпальнице Кузнецовых на Рогожском кладбище».

К сожалению, не сохранилась большая усыпальница купцов-старообрядцев  Солдатенковых (участок 4) из старинного рода Егора Васильевича Солдатенкова (1752 – после 1830), переселившегося в Москву из дер. Прокуниной Московской губ.

в 1797 году. Его дети Терентий и Константин торговали хлопчатобумажной пряжей и ситцами, владели бумаготкацкой фабрикой в Рогожской части (основана до 1813 года). Терентий Егорович – купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин, передал в наследство сыновьям Ивану и Козьме фабрику и многочисленные лавки.

Не пощадили советские 30-ые годы могилу замечательного российского предпринимателя, мецената – благотворителя  Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818–1901).

 

К.Т. Солдатенков (фото вт. пол 19 в. подарено Марии Федоровне Морозовой)

 

Владея одним из крупнейших в России состоянием, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатенковских учреждений (например, больница им. С.П.  Боткина) действуют до сих пор. Но, может быть, в еще большей мере К.Т. Солдатенков прославился своей издательской деятельностью: издавал сочинения Д.В. Григоровича, А.В. Кольцова, С.Я. Надсона, Н.А. Некрасова, Н.А. Полевого, Я.П. Полонского, И.С. Тургенева, А.А. Фета, Т.Н. Грановского, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И.С. Аксаковым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал.

К концу 19-ого века К.Т. Солдатенков был потомственным почетным гражданином, коммерции советником, членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, директором Товарищества Кремнгольмской мануфактуры состояние текстильного короля, директором Товарищества Даниловской мануфактуры и т.д. В итоге состояние «текстильного короля» Солдатенкова к концу жизни оценивалось в 8 млн. рублей.

Невозможно не упомянуть о картинной галерее и библиотеке (общая стоимость библиотеки оценивалась по тому времени в 1млн. рублей, переданных Румянцевскому музею. Одних картин русского и западного искусства  в собрании насчитывалось около 270, кроме того гравюры, акварели, скульптуры. Сейчас они находятся в фондах Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Значительную ценность также представляло собрание икон, часть из которых была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Хорошо было бы увековечить памятным знаком место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатенкова на Рогожском кладбище, воспользовавшись картой Л. Фихтнера.

Самый поразительный участок Рогожского кладбища находится справа от главной дорожки на участке 5. Это  Архиерейские могилы - место захоронения старообрядческого духовенства Белокриницкой иерархии.  Особо почитаемое место у старообрядцев.

Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и  представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40),  и несколько черных саркофагов.

 

 

Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).

 

 

 

Среди крестов возвышается самый большой деревянный крест, под которым погребён старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915). При нем было совершено распечатывание алтарей Рогожских храмов, в Москве сооружено 15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован Старообрядческий Богословский учительский институт. В 2003 году на Архиерейском участке был похоронен митрополит московский и всея Руси Алимпий, при котором началось возрождение старообрядческой жизни после советских времен. В 2005 году здесь же был погребен Митрополит Московский и всея Руси Андриан. Недавно стараниями Рогожских казаков установлены белые деревянные кресты в память об их упокоении.

 

Крест на могиле Митрополита Московского и всея Руси Алимпия

 

 

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1003 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]