Главная » 2011 » Февраль » 28 » По страницам журнала "Неопалимая Купина": С.Аветян. О статье А.Ю.Рябцева
20:38
По страницам журнала "Неопалимая Купина": С.Аветян. О статье А.Ю.Рябцева
Мы предлагаем нашим читателям материал из нового, шестого номера журнала "Неопалимая Купина". Это не опечатка. Шестой номер журнала еще не вышел, он лишь готовится к печати. Все материалы номера уже готовы, в настоящее время начата работа над версткой. Но в силу загруженности верстальщика в конце календарного года новый номер может выйти чуть позднее, а не к Рожеству Христову, как предполагала редакция.
 
Однако среди материалов нового номера есть статья, которую, как нам кажется, мы должны донести до читателей без промедления. Это статья А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи. Поэтому общим решением редакции мы отступаем от сложившейся практики - публикации материалов нового номера после того, как он большей частью реализован, и размещаем статью А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи и предисловие к ней главного редактора журнала "Неопалимая Купина" Сергия Аветяна до выхода нового номера в свет.
 
Статья А.Ю.Рябцева довольно обширна. Технические параметры сайта не позволяют разместить ее полностью в текстовом формате. Поэтому мы публикует первую часть статьи, в которой описано существо проблемы, связанной со временем празднования Пасхи и ссылки, по которым в нашей Книжнице полный текст статьи А.Ю.Рябцева можно скачать в формате *doc или *pdf.  
 
 
Сергий Аветян
 
О статье А.Ю.Рябцева
 

Статья Алексея Юрьевича Рябцева родилась не вдруг. Начало ей было положено ещё год назад, когда для журнала «Неопалимая Купина» была написана её первая, справочно-техническая часть, знакомящая читателей с самим механизмом пасхальных таблиц. Тогда статья не была опубликована и заняла своё место в редакторском портфеле.

Празднование Пасхи 7518 года заставило редакцию вернуться к этой теме, т.к. впервые с 1966 года (н.с.), когда все участники редакции были ещё в весьма юном возрасте (а иных так и вообще не было), повторилась ситуация, когда июдейская неделя Песаха дважды подряд накладывается на Светлую Седмицу, празднуемую православными христианами как един день Святой Пасхи.

Осознание того простого факта, что Пасха - праздник переходящий, т.е. не назначенный раз и навсегда на какое-то число, а перемещающийся в зависимости от фаз Луны на промежутке в 35 дней, стало основанием для предпринятого автором исследования.

К тем же лунным фазам привязано и празднование июдеями Песаха, заповедь о праздновании которого дана Ветхозаветной Церкви ещё Богом Отцом.
 
В книге Исход писано:

«И рече́ Госпо́дь к Моисе́ю , и Ааро́ну, в земли́ Еги́петстей глаго́ля: ме́сяц сей вам нача́ло ме́сяцем. Пе́рвый бу́дет вам в ме́сяцех ле́ту.

[…]

И да бу́дет вам день сей в па́мять, и чте́те пра́здник Го́споду в ро́дех ва́ших, зако́нно и ве́чно, пра́зднуете семь дни́й опресно́ки, да я́сте. От пе́рваго дне изме́те квас, от домо́в ва́ших. Всяк бо и́же снесть ки́сло, поги́бнет душа́ та от Изра́иля. О́т дне пе́рваго и до́ дне седма́го.

Пе́рвый же день да ся прозове́т святы́и, а седмы́и де́нь наро́чит свят да бу́дет вам. Всего́ де́лания рабо́тна, да не сотвори́те вонь, ра́зве ели́ко сне́сть, сотвори́тся вся́кой души́, то́чию сия́ да сотворя́тся вам.

Снабди́те же за́поведи сия́, в сий бо день изведу́ си́лу ва́шу от земли́ Еги́петския, и да сотвори́те в сий день в ро́ды ва́ша, зако́нно и ве́чно начина́юще.

В 14-ый день пе́рваго ме́сяца с ве́чера да я́сте опресно́ки, до два́десяти и еди́наго дне месяца до ве́чера. Се́дмь дний квас да ся не яви́т в доме́х ва́ших. Всяк и́же а́ще яст ква́сно, погуби́тся душа́ та от со́нма сыно́в Изра́илевых. И в прише́льцех земли́, вся́кого ква́са да не я́сте…»

Одновременно со связью Пасхи – Воскресения и Песаха, для празднования которого Исус Христос и пришёл в Иеросалим, Господь, устами апостолов, заповедал нам не праздновать Пасхи вместе с июдеями и прежде времени.

Совершенно очевиден тот факт, что независимо от того, отступаем мы от Песаха на 1 день, на 3 или на 10, связь с лунными фазами остаётся, и чем раньше в каком-либо определённом году празднуется Песах, тем раньше празднуется Пасха, и наоборот – чем позже Песах, тем позже Пасха. Следовательно, самый ранний Песах всегда означает и самую раннюю Пасху.
Однако сегодня этот простой и очевидный механизм нарушен. Кем, с какой целью, умышленно или не умышленно – мы можем только предполагать, но для нас это и не имеет особого значения. Важно другое: при сдвиге столбца ключей границ на несколько пунктов по отношению к столбцам астрономического календаря, мы получаем на той же таблице совершенно верную закономерность, при соблюдении которой мы, даже не задумываясь о том празднуют июдеи Песах 1 день или 7, НИКОГДА не попадаем в их неделю опресноков и не имеем с ними ничего общего, как и заповедано правилами апостольскими, Никейским и Антиохийским соборами.
 
Так что суемудрия о том, важно ли не попадать с июдеями только в первый день, или во всю седмицу, можно спокойно оставить никонианским «богословам». Благо, они уже на протяжении нескольких веков пытаются обосновать такое совпадение, одновременно противопоставляя себя католикам, которые в связи с введением григорианского календаря умудряются в некоторые годы попадать и на первый день Песаха.

Возможен ли был такой сдвиг в незыблемых, казалось бы, таблицах? Да. Возможен. На наших глазах в новом издании Ока Церковного и Часослове, изданном Верещагинской типографией, помещены неправильные пасхальные таблицы, в которых столбец индиктов сдвинут на восемь пунктов относительно астрономических таблиц. Произошло это, вероятно, от въевшегося в мозг составителей понятия о том, что таблица повторяется один в один каждые 532 года. Но эта повторяемость касается только циклов лунного и солнечного течения. Индикты же нужно либо просто продолжить по ряду от последнего в предыдущем индиктионе, либо пересчитать заново и подставить к астрономическим таблицам соответственно году.

Осознания факта ошибки с индиктами в Церкви есть, т.к. в настольных календарях, издаваемых вл. Зосимой и Митрополией, уже несколько лет печатается правильное значение. Тем не менее, в богослужебных книгах, авторитет которых неизмеримо выше авторитета настольного календаря, ошибка так и не устранена. Следовательно, лет через 100 – 150, коли Господь ещё потерпит грехам, наши потомки смогут ссылаться на них, как на несомненное свидетельство того, что «благочестивые предки», которые «не глупее нас были» считали индикты именно так, а значит, так и должно быть.

Важно понимать, как понимали наши благочестивые предки, оставшиеся верными православию, что неизменны и незыблемы только Писание, Соборы и та традиция, которая согласуется с ними. Все же инструкции, таблицы и прочие вспомогательные, «технические» акты основываются на этом крепком основании и не могут быть с ним не согласны либо отменены со ссылкой на сомнительный обычай или привычную ошибку. Тем паче, что в изначальные пасхальные таблицы составителями заложен принцип соблюдения апостольского и соборного правил. Рассматривая эти таблицы, мы можем сделать правильный вывод о том, какая именно закономерность по отношению к лунным фазам и Песаху была использована при составлении пасхалии.

Статья Алексея Юрьевича не вносит ничего нового, не призывает к потрясению основ и революциям, а просто обращает внимание на очевидный факт. Какие же выводы делать для себя из этой очевидности - каждый христианин в отдельности и Церковь в целом решают самостоятельно. На личном или соборном уровне соответственно.

Помощи Божией нам всем в сей временной жизни и том выборе, который христианин в этой жизни делает каждым своим шагом. Выборе между Христом и миром. Между Христом и его распинателями.

Простите ради Христа и вас Бог простит.
 
Сергий Аветян,
главный редактор журнала "Неопалимая Купина"
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2945 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 32
1 o_Dimitriy  
6
Поднят очень важный вопрос!
Это должен знать каждый!
Ошибку в расчетах дня Пасхи можно было бы исправить решением предстоятеля Церкви или Архиерейского Собора.
Сейчас бы экстренно организовать комиссию под председательством митрополита Корнилия. Включить в нее епископа Зосиму, Алексея Рябцева, иерея Александра Панкратова... Срочно провести заседание и обсудить представленный материал. Результаты обсуждения разослать по общинам. Далее (если благословит владыка-митрополит) материал + результаты работы комиссии представить к рассмотрению на ближайшем внеочередном совете митрополии (ДО ПАСХИ!). Время еще есть.

3 Александр  
4
Вообще-то надо бы разобрать этот вопрос не до Пасхи, а до начала Триоди...

5 samstar2  
0
Безусловно

2 Радимич  
3
Вряд ли этим будут заниматься на совете митрополии или на Соборе. Вопросы о передачи колокольни куда важнее этой "мелочи".

4 ermakov-roman  
2
Помолимся братие, ведь сейчас все станет на свои места и выяснятся, как водится, очевидные вещи: кто, с кем, куда и зачем...

8 Евгений_Иванов  
0
Кто, куда и вправду ясно. см. мой пост № 7. А вот зачем?

6 o_Dimitriy  
4
В митрополии обещали сегодня ознакомить владыку митрополита с материалом А.Ю. Рябцева.

7 Евгений_Иванов  
-1
Википедия:
Quote
Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат. Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок.Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:
1.номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
2.остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).
В-третьих, модифицировались правила расчета христианской пасхи.
Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Я так понял, Алексей Юрьевич, предлагает нам только Триодный круг подвинуть, а обычный календарный оставить прежним. Примечательно, что это предлагается решить Совету Митрополии, а не общестарообрядческому Собору, с наличием епископата двух Митрополий.


9 samstar2  
1
Прежде чем оставлять комментарии, отмечаясь в каждой теме, Вам бы следовало прочесть статью, чтобы хоть чуть-чуть представлять, о чем она. Флуд в этой теме буду удалять - предупреждаю сразу. А поскольку возможности сидеть у компьютера сутками у меня нет, буду применять превентивные меры: еще один бессодержательный (то есть, не по теме статьи) комментарий - последует перевод на премодерацию.

10 Евгений_Иванов  
0
Уважаемая, Ирина, я ознакомился с текстом статьи, Алексея Юрьевича. В ней содержится утверждение, что Пасха вычисляется на основании трех параметров.

1) после иудейской;
2) после первого полнолуния после весеннего равноденствия;
3) в воскресный день недели.

Далее Алексей Юрьевич, ставит под сомнение правильность лунных фаз, указанных в "Оке Церковном", на том основании, что они не соотвествуют реальному положению дел.

Я лишь заметил, что это расхождение обнаружили еще астрономы-богословы Паы Григория XIII, в результате чего возник Григорианский календарь. Этот вопрос широко дискутировался еще в 16 веке. Так, что это по теме.

Я понимаю, что Вам не нравиться, что я очередного вашего кумира "за руку" поймал. Понимаю. Можете, меня, вообще забанить. Сайт ваш.


11 Сергiй_Аветянъ  
1
Глупо, конечно беседовать о православии с человеком, для которого недавний обычай выше правил Вселенских Соборов (что прямо следует из вот этого обсуждения http://samstar.ucoz.ru/news....omments), но для тех, кто читает комменты отмечу, что в статье Рябцева, написано, как раз о том, что если бы в четырнадцатом индиктионе таблицу не трогали вообще, т.е. не внесли в неё неправильные поправки (что следует из того простого факта, что самая ранняя Пасха перестала соответствовать самому раннему Песаху и других, более сложных для понимания "некоторых" признаков) - ничего страшного бы не произошло. Ошибка бы накапливалась, мы бы отодвигались от Песаха всё дальше и дальше, реальные полнолуния не соответствовали бы табличным ещё больше чем сейчас, НО нарушений канонических апостольских и соборных правил не происходило бы.

Так что никто бы и не волновался из-за "какой-то там астрономии с математикой" smile

Беда в том, что правка была внесена и исполнения канонического правила, заложенного в математический механизм расчёта таблиц больше не происходит.

Для таких, как господин Иванов людей, всё что старше 300 лет уже не авторитет :), а все правила Кормчей, которые утратились в повседневности - просто пустой звук и научные измыслы. Так что они могут особо не беспокоиться и продолжать горестно причитать: "<в> той Церкви, что была при м. Алимпии мне [...] было хорошо. Хочу туда. Вот "за" что я". Можно ли это понимать так: "А в той Церкви, что была до митрополита Алимпия меня (Евгения Иванова) ещё не было - туда не хочу"? wink

P.S. Простите за грубость, но для дебила, которому не известно значение слова "кумир" - поясню. Ирина Георгиевна не приносит жертв Алексею Юрьевичу, не молится на него и не почитает его идолом и божеством. Для всех нас он просто брат во Христе, который в отличие от некоторых ещё и думать умеет, а не только из википедии копировать и по клавишам стучать.


12 Сергiй_Аветянъ  
0
Опять же, не лишним будет отметить, что именно в начале четырнадцатого В.Индиктиона была заключена Ферраро-Флорентийская уния, пала Византийская империя (худо-бедно более 1000 лет простоявшая), ну а дальше уж по ряду пошло. Так что нельзя сказать, что такая "мелочь", как искажение празднования Пасхи прошла незамеченной на фоне всеобщего церковного благоденствия и благолепия. Точнее с незамеченностью это ещё большой вопрос (иначе откуда бы столько обоснований и оправданий относительно седмицы песаха), а вот с благолепием и благоденствием точно не всё ладно получилось.

13 o_Dimitriy  
3
С текстом статьи А.Ю.Рябцева митрополита Корнилия на сегодняшний день никто не познакомил.
Предлагаю Алексею Юрьевичу срочно направить (не через internet) свое исследование в Митрополию на имя митрополита, а копию в каноническую комиссию. Есть информация, что комиссия готова собраться и рассмотреть этот вопрос до совета митрополии. Тем более некоторые ее члены уже ознакомились со статьей в интернете.

14 o_Dimitriy  
3
Думаю, что присутствие А.Ю.Рябцева на канонической комиссии обязательно!

15 o_Dimitriy  
2
Интересно, направлял ли А.Ю. Рябцев свое исследование в каноническую комиссию РПСЦ?

16 Сергiй_Аветянъ  
-1
А.Ю. Рябцев обращался в устной форме с просьбой о рассмотрении статьи к председателю канонической комиссии владыке Зосиме.

о.Димитрий, неужели Вы правда полагаете, что комиссия состоящая из о.Панкратова, о.Коровина, пртд. Виктора даже если рассмотрит статью вынесет какой либо вердикт кроме отрицательного?

Вы же прекрасно знаете всю историю с поставлением некого благочестивого мужа во священники. О какой каноничности может идти речь, когда за её соблюдением приставлены наблюдать такие люди?

Другой вопрос, почему именно они поставлены в эту комиссию. Думаю, ответ очевиден.

Искренне хочу верить, что это не так, но полагаю, что такой состав комиссии даже по вопросу о том, что 2Х2=4, если сей вопрос будет поставлен Рябцевым вынесем либо отрицательный вердикт, либо не примет к рассмотрению, как несущественный.

Повторюсь, это не наговор на честных клириков, а некое впечатление, которое может быть и ошибочным biggrin


17 o_Dimitriy  
1
И что владыка Зосима...?

18 Сергiй_Аветянъ  
0
Отче, полагаю этот вопрос лучше задать владыке, дабы не имея на руках письменных свидетельств не пришлось потом оправдываться в неверно понятом ответе или ещё чём.

19 o_Dimitriy  
2
Этот вопрос адресую тем читателям самстара, кто является членом канонической комиссии РПСЦ:
Собирается ли каноническая комиссия РПСЦ дать оценку статье А.Ю. Рябцева о праздновании Пасхи?

20 mrodine  
1
Отче, а Рябцев уже направил письменное обращение в комиссию?

21 o_Dimitriy  
1
Мне известно только то, что написал выше Сергий: "А.Ю. Рябцев обращался в устной форме с просьбой о рассмотрении статьи к председателю канонической комиссии владыке Зосиме".
Также известно, что иерей Александр Панкратов, являющийся, если не ошибаюсь, членом комиссии, выразил свою позицию в ЖЖ. Если интересно, могу ссылку дать.
А в Митрополию А.Ю.Рябцев свою работу не направлял.

22 mrodine  
-1
Мне кажется, логичнее начать с писменного обращения в комиссию, а потом ждать официальной реакции. Если у А. Рябцева есть желание, чтобы комиссия рассмотрела его предложения, надо в письменной форме обратиться в эту комиссию. Тогда и комиссия (в письменной же форме) выскажет своё суждение. Всё всегда делается именно в таком порядке.

23 o_Dimitriy  
0
Именно это было предложено ему сделать еще 23.12.2010г. Мне тоже непонятно, почему он не хочет все сделать официально и открыто.

24 Алексей_Рябцевъ  
-3
Вероятно, многие не вполне понимают, как у нас всё устроено.
Особенно забавно (и трогательно) мнение "мродине":"надо в письменной форме обратиться в эту комиссию. Тогда и комиссия (в письменной же форме) выскажет своё суждение. Всё всегда делается именно в таком порядке."

Человек на полном серьезе полагает, что есть какое-то место (или адрес), где располагается "каноническая комиссия"; что туда можно подать письменное обращение и дождаться ответа. И что это и есть "порядок", по которому "всегда всё делается". Святая простота...

Для нормальных людей сообщаю, что к владыке Зосиме (председатель комиссии) я обращался и письменный текст своей статьи передал. С протодьяконом Виктором (член комиссии) общался и просил рассмотреть этот вопрос. Он статью читал и никакого "письменного обращения" не потребовал. О.Александр Панкратов, о.Вадим Коровин, о.дьякон Валерий Тимофеев (члены комиссии) с моей статьей прекрасно знакомы и ведут со мной полемику на форумах.


26 mrodine  
0
1. Ваше хамство уже неоригинально и скучно. Хамов много. Всякому хаму отвечать на его хамства -- много чести. И времени жалко. (Однако снова попрошу: хамите лучше своим родственникам и подчинённым.)
2. А вот дурачками взрослые люди прикидываются редко. Поэтому замечу, что "нормальные люди" прекрасно знают, что любое официальное учреждение даёт официальный ответ только на официальные запросы. Мало ли для чего кто-то передаёт кому-то из комиссии свои опусы. Мало ли какие дискуссии частным порядком ведут отдельные члены комиссии. Комиссия выносит официальное суждение после совместного рассмотрения официально поданного ей представления. Отец Димитрий, кстати, то же самое тут говорил. Вы же, похоже, хотите не официального рассмотрения, а пиара; поэтому не удосужились сделать такую малость, как написать на имя вл. Зосимы письменное прошение о рассмотрение в комиссии Вашего учения (в то время как на форумные дебаты тратите столько времени и сил). И разыгрываете тут комедию под названием "Злобные члены канонической комиссии игнорируют единственного специалиста по календарям и борца за истинную Пасхалию".
А жаль. Мне лично очень бы хотелось, чтобы это учение получило однозначную официальную каноническую оценку.

27 samstar2  
-3
Я что-то не припоминаю, чтобы А.Ю.Рябцев просил Вас ответить на его вопрошания. А вот Ваше хамство переходит границы. Рябцев в церкви и в митрополии работал, когда Вы еще и близко о староверии не знали. Вы в церкви без году неделя, а ведете себя так, словно уже митрополитом стали.
Впрочем, если для Вас церковь - официальное учреждение, то оно и понятно - в официальных учреждениях такая манера поведения и принята. Входящие-исходящие плюс хамство по отношению к тем, что чиновником не является.
За хамство перевожу Вс на премодерацию. Мне неприятно видеть на своем сайте такое хамство. Будете писать по теме -сообщения буду ставить. Будете хамить - сообщения будут стираться.

29 mrodine  
1
Ирина, простите, что на Вашем сайте позволил себе поставить на место Рябцева. Все Ваши упрёки оставлю без комментрариев. Вы можете говорить, что Вам угодно. Замечу только, что Вы исказили мои слова. Я назвал официальным учреждением не Церковь, а о каноническую комиссию. Церковные учреждения, Вы сами понимаете, -- не частная лавочка. Если человек ждёт официального ответа, а не частных мнений отдельных людей, то пусть подаст официальный запрос. Это очевидно.
Вы можете ставить меня на какую угодно премодерацию, если Вам этого хочется.
Можете стереть это сообщение, если захотите. Но заметьте, что здесь я говорю по теме: 1. Уточняю то, что Вы (надеюсь, невольно) исказили в моих словах. 2. Поясняю, по-моему, очевидный порядок официального рассмотрения комиссией канонических вопросов.

30 Александр_П  
1
Ирина, хамство присутствует с двух сторон. Это объективность.

+++Рябцев в церкви и в митрополии работал, когда Вы еще и близко о староверии не знали. Вы в церкви без году неделя, а ведете себя так, словно уже митрополитом стали.

Абсолютно тоже самое слышал от десятков попов и мирян по поводу Вас и С. Аветяна, да и себя тоже. И вообще всех, кто "голос имеет право поднимать".


31 samstar2  
-2
Если коренные говорят так обо мне, Аветяне или о Вас - это их право, и в их словах есть доля истины. Для них все мы всегда останемся пришлыми, особенно, если вдруг скажем что-то поперек. Здесь ситуация иная. Да, возможно, Рябцев не всегда бывает достаточно сдержан. Но когда человек из провинции, пришедший в церковь несколько лет назад, с ученым видом знатока и в довольно хамской манере начинает поучать члена совета Рогожской общины, работавшего с митрополией десятилетия, знающего "всю кухню" митрополии получше всех нас - это, простите, совсем иное. Рябцев сам член нескольких комиссий, ему ли эту кухню не знать.

32 mrodine  
2
Спаси Христос, Александр.
Я действительно виноват.
Выражения "прикидываться дурачками" и "разыгрывать комедию" обидные.
Алексей, прошу простить меня Христа ради, и Вас Бог да простит.
Прошу прощения, если обидел кого-либо ещё.

25 o_Dimitriy  
1
Если владыка Зосима по этому вопросу до сих пор не высказался и не созвал заседание комиссии, значит есть на то причины. Но вот какие?...

28 samstar2  
-3
Так причина у нас, отче, на все одна: всем все по барабану. Уж простите.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]