Утром воскресного дня мы вошли в храм, немного опоздав к началу Литургии. Чужой город, чужие люди вокруг, но есть что-то родное, безконечно нам близкое в их сегодняшней отрешенности от суеты и повседневных дел. Они молятся. Присоединяемся и мы к их горячему потоку пения и славословия Богу.
Служит епископ лет сорока, стройный, бледный, с длинной русой бородой. Он сосредоточен, лицо озарено внутренним светом.
Звучат знакомые слова молитв, но, в то же время и какие-то иные, не совсем привычные. Некоторые особенности богослужения кажутся очень странными. Читается не только Апостол и Евангелие, но и книги Моисея и Пророков из Ветхого Завета. После молитвы об оглашенных и возгласа «Двери, двери» входные двери за нашей спиной действительно крепко закрываются изнутри. Все тайные молитвы епископ почему-то произносит вслух. Символ веры и Херувимская не поется и не читается…
И вот – наступает самая важная часть Литургии. Смотрим и недоумеваем. После причащения духовенства из алтаря выходит епископ с дискосом в руках и диакон со святой Чашей, а все присутствующие в церкви начинают по очереди подходить к ним и причащаться. Отдельно Телом Христовым и Св. Кровью из Чаши. Что же чувствуем мы? Удивление? Негодование? Растерянность? Гнев? Может, ошиблись, и это не православный храм?
Но нет, не ошиблись. Мы в православном храме города Кесарии, столицы византийской провинции Каппадокия Первая. За окном IV век от рождества Христова. А служит здесь архиепископ Василий – аскет, благотворитель, знаток Священного Писания и учитель Церкви.
То, что стало удивительным для нас, было общепринятым у христиан того времени. Они причащались не только каждое воскресенье, но даже чаще.
В одном из писем св. Василий Великий писал: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам Господь ясно говорит: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?.. Мы причащаемся четыре раза каждую седмицу: в День Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого» (Послание 93, к Кесарии, жене патриция, о Приобщении).
Далеко не каждый из нас видит для себя необходимость приступать к причастию часто. Конечно, не настолько часто, как пишет св. Василий. Принято считать, что благочестиво живущий христианин должен причащаться во время многодневных постов, то есть 4 раза в год. Можно предположить, что это не образец для подражания, и минимальная необходимость. Некоторые (и мне лично такие люди встречались) вообще не придают этому значения и живут без причастия годами.
И хоть каждый воскресный и праздничный день звучат в наших храмах слова Спасителя «приимите, ядите, сие есть Тело Мое… пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя…», чаще всего остается тщетным этот призыв. Даже в великие праздники Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Успения Богородицы лишь дети и всего несколько взрослых идут к Чаше. Но далеко не все. Иногда причастников нет вовсе.
Чем объяснить то, что многие христиане, пройдя долгий путь поста и приступив к исповеди, так и не идут вкусить от Чаши Жизни? Или же участвуют в причащении, но только не в праздник? Что же позволит нам вполне этот праздник ощутить, как не соединение со Христом? Да и само причастие разве не станет великим торжеством и праздником?
Могут возразить, что люди в первые века христианства были другими, более духовными, а мы сейчас не можем достичь того уровня благочестия и святости. Но кто же будет для нас образцом, если не святые? Природа человеческая не изменилась, и так же склонна к греху, как и две тысячи лет назад. Так что принципиальной разницы между нами и древними христианами нет. Заповедь Христова о Чаше также неизменна. И Литургия по-прежнему совершается у нас, как и при Апостолах, каждый воскресный день.
Может ли частое причащение стать причиной неблагоговейного отношения к Таинству? Но ведь страх Божий не зависит от внешних факторов (частота причащения, частое хождение в храм Божий), а только от внимания за своим сердцем. Разве теряют благоговение наши священники? А ведь они приобщаются каждую неделю или даже чаще.
В Св. Писании ничего не сказано об ограничении по времени в допущении к Св. Тайнам. Единственное ограничение касается не времени, а состояния человеческого сердца и совести. Слово Божие велит очиститься и приготовить душу усиленной молитвой, покаянием и желанием исправиться. И тогда приступить к Телу и Крови Христовым.
«Временем Причащения да будет нам чистая совесть», - говорит св. Иоанн Златоуст. |