В получасе езды от Екатеринбурга – поселки, основанные староверами. В центре одного из них – наш храм, и глава готов содействовать его возвращению законным владельцам. Как мы поступим?
От Березовского до основанного старообрядцами поселка Становая не более получаса езды на машине. Да потом еще от Становой до Сарапулки, также появившейся усилиями староверов, минут 20 по хорошей дороге. Места здесь, как и везде на Урале, красивые, неповторимые. Мы проехались по ним, спустя почти триста лет после того, как их стали обживать наши предки.
Старейшее поселение
Край сколь загадочный, столь и дикий. На рубеже XVII и XVIII веков таинственный «большой камень» на границе между Московией и Сибирью стал интенсивно заселяться и вольными, и гулящими людьми, искавшими свободу и спасение от лютых гонений со стороны «никониан», на многие века расколовших православную веру. Люд гулящий любил в жизни риск и удачу. Его-то стараниями и открывались несметные богатства Урала – золото, серебро, самоцветы да руды металлические. Удачливые все, что находили, тут же спускали в разгульной жизни, но вслед за ними приходили люди ухватистые, скажем, Демидовы, а им нужны были работники умелые, с трезвой головой да не болтливые. Такими людьми и были староверы, уходившие от притеснений и травли из центра российских земель. Небольшой ручеек староверов переселенцев на Урал перерос в начале XVIII века в поток. И где бы ни оседали староверы, там возникал поселок, а то и рудник с заводом. Примерно так возникли на карте Среднего Урала недалеко от Екатеринбурга в нынешнем Березовском районе поселки Становая и Сарапулка.
На въезде знак, а время основания говорит о многом...
Административно они причислялись к Шарташским деревенькам, но точного года основания так и не выявлено. Предание о том, что здесь стояла дружина Ермака, документами не подтверждается. Скорее всего, во второй половине XVII века здесь останавливались измученные и преследуемые скитальцы из Центральной России. Лучше место для житья, чем Становая, трудно было найти: плодородные земли, родниковая вода, в лесах полно пушного зверя, птицы, грибов и ягод. Население основательно прибыло за счет переселенцев из разграбленных ста¬роверческих скитов у деревни Трека Первоуральского района – места сбора паломников-староверов в конце XVIII века на «Веселые Горы». Эти-то люди и создавали поселок.
Полагают, что Становая несколько старше села Шарташ. В летописях сохранилась запись, обнаруженная краеведом А. Мякишевым: «Смиренный иерей Устин забре в си места лета 1672 года майя пятый день зде у озера глаголаемого Шарташ пристанище обре». И далее: «И были где узнаваемо единоверны людие обитахуся на Востоке аз деревня Становая, мужска пол 58, женска 61». По тем временам немало, тем более, скорее всего, в расчет брали только взрослое население. Таким образом, Становая – одно из старейших русских поселений на Урале. Все жители тогдашней Становой считались староверами-раскольниками. Занимались хлебопашеством.
Становая... Этот поселок основывали кержаки
С 1720 года в деревне успешно занимались тележным, колесным и бондарным промыслами – от трудолюбивых приверженцев дораскольной веры иного отношения к делу ожидать не приходилось. Примечательно, что среди становлян оказался опытный рудознатец. В рапортах Екатеринбургской горной конторы от 27 августа 1736 года сообщается, что крестьянин деревни Становой Семен Швецов привез для пробы «...рудных каменьев один пуд тридцать фунтов, которые найденные им... на правой стороне вверх по речке Становой». Пробы подтвердили наличие золота. В 1758 году, спустя десять лет после открытия первого рудника, стал функционировать Становской золотосодержащий рудник. Кроме рудного золота в начале XIX века здесь добывалось и рассыпное.
При разборе архивов Становой была обнаружена объемистая рукопись неизвестного летописца. Многие ее листы истлели, чернила выцвели, написанное можно прочесть с большим трудом. Среди записей обращает на себя внимание такая фраза: «На месте за болотинкой на полдень уже медвежьим жилом, именуемо Кузко Сарапулов с детьми жило поставил 1690» (или 1693 – неразборчиво). Начало 90-х годов XVII века и следует считать моментом возникновения Становой.
Нерядовое село, а в центре…
Становая. Ощущение, что въехал в какую-то особую деревню. Нет, люди здесь такие же, но атмосфера не рядового села, возникшего в советские годы, но исторического, по улицам которого столетия назад ходили староверы, широко крестясь, и буднично приветствуя друг друга окающим «доброго здоровия!»
По переписи 1735 года тут числилось 25 дворов и все население «состояло в расколе, населяли деревеньку ту фамилии: Григорьевы; Крыловы; Колпаковы; Яковлевы; Барановы; Казанцевы; Лапшины; Миловые; Щербаковы; Щепетильниковы; Хряскины; Зайковы; Пастуховы; Чюрила; Батановы; Масленниковы; Сорины; Красильниковы; Кожуровы; Беляевы; Остафьевы». До начала XIX года деревни Становая и Сарапулка были населены исключительно «раскольниками», принадлежали к часовенному согласию.
Что я вижу? Ухоженный и опрятный поселок. Почти в центре – деревянное здание, на вид постройка конца XIX – начала XX века. Похоже, оно не раз перестраивалось, «обламывалось», и то, что осталось, внешне очень напоминает не то большую часовню, не то малую церковку – проглядывает алтарная часть, значит, говорить надо именно о церкви. Купола, естественно, снесены.
Церковь-часовня, принадлежавшая старообрядцам
Беспристрастные документы государственного архива Свердловской области (источники имеются в редакции «Общины»)) свидетельствуют о том, что почти до середины XIX века в тогдашнем селе существовала «раскольничья» часовня, но в 1840 году она, по неведомым обстоятельствам, перешла единоверцам, хотя в эту «веру» местное население стали обращать за два года до того. «В 1883 году к часовне был пристроен алтарь. Церковь единоверческая Никольская в деревне Становой приписана к единоверческой Покровской Сарапульской церкви», - говорит архив.
…Брошенная церковь
Не имея достаточных исторических свидетельств, но памятуя о реалиях того времени и повсеместном стремлении уничтожить старообрядчество, легко можно предположить, как часовня перешла к единоверцам (читаем – к «никонианам»). Община староверов в Становой и соседней Сарапулке была крепкой, что наверняка не нравилось ни чиновникам, ни «официальным православным». И эти последние, не без поддержки властей, отняли часовню. Наверняка и настоятеля назначили. А уж тому вменили – с расколом бороться! Как именно – посулами ли, угрозами, хитростью или иначе – дело наживное. Вернее всего, конечно, угрозами. И пока оставались в поселках староверы, обреченные молиться по домам да по дворам, действовал и приход. Предположим, мало погрешив против истины, что с постепенным искоренением староверов (одни умерли, другие перешли), церковь стала не нужна – окна заколотили, дверь запечатали. Главное дело было сделано…
Церковь-часовня обезглавлена
Часовня, вид сбоку
И сейчас здание, принадлежавшее старообрядцам, никак и никем не используется. Для главы поселков Юрия Аверкиева это серьезная проблема. Он признается, что многого, если не сказать больше – почти ничего – не знал об истории вверенных ему территорий – увы, в сотнях поселков, деревень и сел населению и властям на уровне подсознания за годы безбожной власти сделали «прививку», будто история России началась в 1917 году. И местные краеведческие музеи, за малым исключением, имеют экспозиции только о советском периоде. А вопросы культуры и истории старообрядчества – просто «белое пятно» для современников, желающих знать историю мест.
- Юрий Иванович, вверенные вам территории закладывали старообрядцы. А что сегодня – неужели потомков их совсем не осталось?
- Если они и есть в этих поселках, то их немного – и те преклонного возраста. Впрочем, мне о них мало что известно. А вот необитаемая церковь, скажу честно, всем глаз мозолит.
Глава поселков Юрий Аверкиев готов работать со староверами
…Но нельзя сказать, что о вере предков местные жители «забыли». Скорее, и не знали толком, ведь им о ней уже, верно, никто и не рассказывал. Да, в близлежащем Березовском есть староверы – все они ездят в екатеринбургский храм РПСЦ, а вот информация о Старой Вере в эти поселки не попадает. Интересно, что было бы, если бы она дошла до оставшихся еще в живых старожилов?
Здесь «городские» отдыхают
Ну а я еду дальше – еще один населенный пункт района, поселок Сарапулка. Вот как о нем написано в документах XIX века: «Село Сарапульское находится в тридцати верстах к юго-востоку от Екатеринбурга на небольшой речке Сарапулке, окруженное прекрасным сосновым лесом, почва песчано-глинистая, климат здоровый. До 1861 года жители были горнозаводскими непременными рабочими; теперь же числятся крестьянами и мещанами. Всего жителей в селе и в деревне Становой числится мужского полу 500 и женского 520. Большая часть жителей имеют маслобойные заведения, на которых выделывается до 10000 пудов конопляного и льняного масла. Другие гонят смолу и делают деревянную посуду».
Тут уже атмосфера другая: городские давно сделали поселок этаким местом отдыха – неподалеку берег водохранилища, дома здесь все больше основательные, никак не подтверждающие мысль о том, что в них когда-то жили староверы. Да те и не жили в них – дома эти, плод труда современных людей, «вынужденных» и равнодушных наследников своих глубоко верующих предков... Пишу «вынужденных», понимая, что не совсем это так – да, кто-то из местных жителей действительно ведет свой род издалека, но подавляющее большинство попросту не помнит ничего о своих корнях, а многие купили здесь недвижимость для отдыха и жизни вдали от задымленного промышленностью города, ничуть не интересуясь историей и первопоселенцами.
Эти поселки вряд ли когда-то вернут себе звания «старообрядческих», однако нелишне напомнить людям об их истории. Возможно, и здесь прорастут еще корешки веры, а нам – уральцам – будет повод задуматься: есть исторические места, стоит пустующий храм, есть подтверждающие документы, – быть может, из «иванов не помнящих родства» пора стать теми, кому и впрямь небезразлична вера предков? Или мы в очередной раз покажем свое бессилье и нежелание что-то делать? А вот Юрий Аверкиев намекает: дескать, если старообрядцы проявят инициативу и покажут свою заинтересованность этим зданием, он окажет им свою поддержку. Потому что ухоженная и обитаемая церковь, где чинно и по старорусскому уставу совершаются службы, гораздо лучше ничейного заколоченного здания, в котором лишь ветер гуляет…
Здание еще вполне годное - зайди, приберись и молись
Сергий ПАНОВ, Березовский. Фото автора
В материале использовались данные из книги Г.П. Тетеркина «Город Березовский», 1998, а также исторические документы: ГАСО ф.24, оп.1, дело 584 А; «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии 1902 год листы 6; 51; 581; 594; 584.» и «Общие статистические сведения о Екатеринбургской епархии 1909 год лист 72».
«Община», № 3 (30), апрель-май, 2012 |