Главная » 2015 » Апрель » 14 » С.Панов. По образу и подобию?
15:13
С.Панов. По образу и подобию?

Нововеры пошли по стопам хранителей Старой Веры и придумали, как завлекать сторонников «духовной романтикой». Да только все не то…

Одни скажут: «Зачем об этом писать?» Другие прочтут и забудут. Третьи задумаются… А речь вот о чем. Есть в уральской глуши такое село – Сербишино, что на реке Нейва. По сути, это «придуманный» и искусственно созданный островок новообрядцев среди сугубостароверских мест. С ознакомительной целью отправились мы туда в начале октября…

Еще в XIX веке духовенство и иноки новообрядческой церкви, памятуя деяния своих предков – «беглых» священников, принявших староверие и окормлявших общества хранителей Старой Веры, пытались организовывать скиты и монастыри по образу и подобию старообрядческих. Село Сербишино в Невьянском районе – классический тому пример. Скит, близкий по духу и укладу старообрядческому, здесь пытались организовать давно. А еще раньше в попытках повторить духовный подвиг староверов-скитников, поселились тут новообрядческие монахи Симеон и монахиня Валерия, впоследствии ставшие местночтимыми святыми в РПЦ МП.

Не будем писать подробно о тех, кого «никониане» в «святые» записали, отметим лишь, что в какой-то мере рассказы похожи на жизнеописания иноков-староверов, просиявших на Веселых горах – Германа, Максима, Павла и других. Но есть отличие. Подвижники-староверы уходили звериными тропами через таежную чащу в горы от жестоких гонений власти, чтобы сохранить древлеправославную веру в народе русском. «Новообращенные» же скитники из среды главенствующей Церкви искали уединения и созерцания.

Дорога в село Сербишино комфортная. От Невьянска через деревушки и далее проселочной грунтовкой километров через пять попали мы туда. Наш провожатый, как и всегда, Мефодий Тюкин – христианин с большой буквы, активист общины Старообрядческой Церкви  в Невьянске, человек-энциклопедия. Это его идея – глянуть, как никониане хотят альтернативу староверам создать.

 

Тропа к местночтимому Симеону Сербишинскому

Слева у въезда в село – недостроенный деревянный храм новообрядческого не то скита, не то полноценного монастыря. Впрочем, все понятно: «скит» - это название, скорее, для туристической привлекательности, нежели для описания реального духовного уединения. Говорят, в «нулевые годы» нынешнего века «никонианской» братией посредством их же «православного» телевидения был широко разрекламирован этот самый сербишинский мужской монастырь.

Но, к сожалению, даже такое благое начинание у РПЦ застопорилось – с проезжей дороги видна явно не первый год недостроенная церковь… Места упокоения «старца» Симеона Сербишинского и «старицы» Валерии расположены у подножия самой высокой близлежащей вершины, на правом берегу реки Нейвы за сельской поскотиной. Примечательно, что могилы обустроены по древлеправославным канонам с осьмиконечными намогильными крестами с голбчиками. Что тут скажешь: очень уж хочется «никонианам» на старообрядцев походить!

 

Подъем на Голгофу Сербишинскую

 

Крест, воздвигнутый Симеоном Сербишинским

 

Источник у могилы Симеона Сербишинского

К вершине горы – тропа с каменными ступенями. Поднимаемся. На вершине этой небольшой горы – лесная моленная изба и осьмиконечный крест, воздвигнутый, по преданию, тем самым «старцем» Симеоном. Здесь все вокруг обихожено, очень чисто и сруб моленной избы новехонький. Осматривая все это, мы – уже, в общем, кое-что посмотревшие с Мефодием люди, - стоим с ощущением, что все сделано по «лекалам» с мест жития и упокоения подвижников-староверов Веселых гор. И еще чувствуется: как-то все будто бы специально спроектировано, чтобы и некоторая тягость была для завлекаемых сюда паломников, но при этом не сильная, не обременительная, дабы не отпугнуть желающих «никониан» приобщиться к этому «святому» месту.

 

Моленный дом на Сербишинской горе

А вот что нововеров однозначно выдает, так это коммерция и излишняя инфраструктура: у могил – «продажная» литература о житии старцев, у «святого» ключа - посуда для обливания и тряпица для обтира тела.

Правда, мост через Нейву отсутствует: то ли сербишинцы разобрали его по своей надобности, то ли в паводок его снесло, но факт в том, что приходится, испытав прилив адреналина, «спецназовским способом» переправляться по тросу, держась за другой.

 

Переправа через реку Нейву

Как сложится судьба этого, в целом, нового эксперимента «новообращенных скитников» из РПЦ МП – не нам судить, но в душе остается невысказанное: нельзя быть кем-то наполовину, нельзя «частично подражать». Да и вообще, лучше быть, чем просто казаться… 

 

Сергий ПАНОВ

Фоторепортаж автора

ОПУБЛИКОВАНО: «Община», № 5 (42), ноябрь, 2014

Категория: Из жизни иных исповеданий | Просмотров: 1579 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]