Уральский старовер Виктор Ковалев оставил светскую работу, чтобы больше времени уделять Богу, семье и любимым занятиям – их у него несколько!
Бывали вы в гостях у таких дружных семей, в чьих домах вся работа спорится, а между людьми – почтение и любовь? Мне такая возможность представилась этим летом, во время поездки на престольный праздник в поселок Шамары. На ночлег меня пригласил к себе добрый человек, в гостях у которого я чувствовал себя спокойно и благостно. Наутро проснулся, словно в улье – члены семьи Ковалевых, как трудолюбивые пчелки, занимались делами. Но обо всем по порядку…
О столярном ремесле Виктора Михайловича – главы большой шамарской семьи – я слышал и раньше, и потому очень хотел познакомиться с ним лично, потолковать по душам, узреть чудеса его умений. Но сначала нужно было найти повод, чтобы попасть к нему в гости. После службы пошел я на малую хитрость – выждал, когда основная часть гостей будет размещена на ночлег, и лишь потом обратился к отцу Михаилу: «Отче, нельзя ли мне заночевать у какого-нибудь местного жителя, с кем и пообщаться можно?» На мою радость и, конечно, по Божию провидению, он предложил мне разместиться в доме у Ковалевых.
…И вот прямо от церковной ограды один из христиан везет меня на машине к ним домой. Еду и немного волнуюсь – все ли сложится так, как бы мне хотелось? Ведь все мы люди разные и не всегда быстро можем найти контакт между собой. Остановились у ладного кирпичного дома с деревянной надстройкой, и вот уж навстречу выходит хозяин – бородат и, на первый взгляд, довольно строг. Тотчас ловлю его мудрый взгляд, протягиваю руку. Чудно сказать: в этом доме я сразу почувствовал доброе к себе отношение, тут же познакомившись с немалой семьей Виктора, с супругой его Наталией.
Знакомство и рассказы каждого о своем житье-бытье продолжались за ужином, который плавно сменился беседой и экскурсией. Хозяин показал мне свой дом и те прекрасные изделия из дерева, которые выходят из его рук. Да, Виктор Михайлович – художник по дереву. Мастер с большой буквы. Из обычной бездушной деревяшки он может сотворить почти любую красоту от мебели до резной иконы и иконостаса, подчеркнув при этом и неповторимость самого дерева и особенности изделия. Не любит он хвалиться, но нельзя замолчать о том, что его золотыми руками выполнены иконостасы в храмах поселка Шамары и города Перми. Свое мастерство он не растрачивает попусту, не зарывает таланты в землю, но вдумчиво и старательно преумножает это богатство.
Творческая натура и у супруги Наталии, она занимается иконописью, а старшие дети Виктора все получили образование и стараются в своей области стать достойными мастерами. Прогулявшись по дому и по мастерской (а там было, на что посмотреть!) мы с хозяином вышли на задний двор и разговорились – июльский вечер тек мирно и безмятежно. А чтобы беседа не была праздной, Виктор принялся за недоделанную работу – мастерить рамки для ульев.
- Пчелы – это еще одно мое жизненное, переданное по наследству от отца увлечение, - говорит он, старательно что-то выпиливая.
О пчелах Виктор знает, по-моему, все: когда начинать медосбор, как помочь пчелам перезимовать, какой мед вкуснее, а какой полезнее. Так и живут в нем эти умения, мирно соседствуя, и дополняя друг друга…
Коренной уралец, старообрядец в нескольких поколениях, он родился в селе Коптело-Шамары – это неподалеку от здешних мест. Виктор был первым, старшим ребенком в большой семье из шестерых детей. С малых лет перенял от отца философию пчеловодства, и ремесло – работу с самым, пожалуй, славным и благо-родным материалом – с деревом. Столярное дело начал «схватывать» вдумчиво, вникая в самую суть его. Окружающие удивились, а отец лишь удовлетворенно кивнул, когда увидел, как 14-летний сын из подручных средств собрал токарный станок по дереву. Это стало толчком для будущего образования – окончил Виктор Уральский Политехнический по специальности электротехник.
Жизнь забросила его в Сибирь. Там он устроился на один из красноярских заводов, но привитые с детства навыки к творческой работе влекли, манили к другому. И в 1986 году, в сознательном тридцатилетнем возрасте, он ушел с завода, чтобы заняться делами, которых требовала сама душа – резьбой по дереву, столярничеством и пчеловодством. Из Сибири перебрался в Шамары, где в последние годы жили родители, отстроил дом под большую семью – как и положено всякому староверу – и, наконец-то, занялся любимым делом.
Когда пришло время созидать храм – а нынешний «дом Божий» во имя Рожества Иоанна Предотечи построен здесь с ровного места – Виктор стал одним из добровольных помощников. В том числе и его руками украшена церковь, которую видно даже из поезда, если ехать по железной дороге на Москву.
Свой первый иконостас Виктор Ковалев сделал для родного шамарского прихода, конечно, не без помощи прихожан и самого отца-настоятеля Михаила Татаурова. Вторая, куда более крупная и масштабная работа, - это заказ, поступивший из Перми, от отца Николы Татаурова, который и сам долгое время жил в Шамарах. Несколько лет назад началось кропотливое, богоугодное воздвижение иконостаса в новом храме – соборе Уральской епархии. Работа была творческая и глубокая, от эскизного проекта до воплощения в дереве. Активно помогал в трудах старовер из храма в поселке Баранчинский Анатолий Гагаринов. Только в этом году основная, большая часть их совместной «пермской» работы была завершена.
Не менее важное и богоугодное дело его жизни – резные иконы. Чтобы изготовить один лик, уходит немало времени, но куда важнее здесь общий молитвенный настрой, твердость рук, художественное чутье. Не будь их – вряд ли в храмах епархии и в домашних Божиих уголках уральцев появлялись бы эти его иконы. Конечно, нет отказа односельчанам – изготовить ли мебель кому, отделать дом изнутри, все к нему идут. Но чаще все же иконы просят. Каждого он выслушает, кому-то совет даст, а кому и более серьезную помощь окажет. На просьбы всех христиан-уральцев отзывается!
Говорит, что за этими работами иногда появляется нужда и в смежных профессиях, и вот тогда приходится вспоминать институтское образование. Знания по энергетике очень кстати приходятся!
…Проговорили мы с Виктором допоздна и все равно не обсудили многого. А завтра вставать рано – служба по чину престольного праздника.
Хоть и сам я не привык залеживаться подолгу, но поутру подивился еще раз – чуть свет, а семья уже вся как один на ногах. Все «пчелки» заняты делами. А еще накануне я обратил внимание, что и жена, и дети его не только трудолюбивы и высокообразованны, но владеют современными технологиями. Так вот коренные староверы, сохранившие духовные ценности предков, адаптировались к современным условиям жизни.
Утром перед службой Ковалевым надо многое успеть по хозяйству. Виктор, например, с утра занялся пересадкой пчелиных роев, прямо как на той старинной картине «Пасека и пасечник». И вновь я увидел, как спорится все в руках у этого человека. Но вот уж утренние хлопоты закончены, и вся семья в праздничных одеждах идет в храм к Полунощнице. В церкви Виктор, как и на работе, степенен и всего себя без остатка отдает службе, а потом ведет ко Причастию младшего сына Дионисия. На прощание фотографирую всю большую красивую семью старообрядцев Ковалевых, и надеюсь еще раз побывать в этом гостеприимном доме.
Сергий ПАНОВ Поселок Шамары – Екатеринбург Фото автора
«Община», № 6 (27), ноябрь, 2011 |