В начале декабря 2012 года в «Доме Невьянской иконы», расположенном в Невьянске, совместными усилиями со здешним историческим музеем состоялась выставка-презентация современной школы Невьянской иконописи, созданной на основе традиций, знаменитой на весь мир Невьянской иконы XVIII – XIX веков. Здесь были представлены подлинные работы как старых невьянских мастеров, так и выполненные современными мастерами-иконописцами.
Как это ни странно сознавать, старообрядческая иконопись сохранилась в Невьянске до наших дней. Правда, многие традиции утеряны, но сам факт того, что феномен этот можно возродить, заставляет сердце ликовать.
«Дом Невьянской иконы» создан при непосредственном содействии Свердловского регионального общественного фонда «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов», при участии председателя фонда Петра Ивановича Савкина.
В одном из ближайших выпусков уральской старообрядческой газеты «Община» мы обязательно расскажем о том, в каком состоянии ныне невьянская иконопись, как получилось, что невьянские иконы попали в иностранные коллекции, и кто ныне занимается если и не возрождением, то уж точно аккуратным и кропотливым поддержанием иконописной школы в одном из старинных старообрядческих городов Среднего Урала.
В целом сама заметка Сергия Панова - замечательная и искренняя. Хочется вместе с ним верить в возможность возрождения иконного дела в Невьянске. Но приложенное к тексту фото вызывает недоумение. Конечно, при таком качестве не всё видно - но вот что бросается в глаза. Половина образов исполнена в стилистике барокко и классицизма... слева - образ преп. Серафима Саровского (разве он старообрядцем был?)... а справа вверху образ Спасителя в "рафаэлевском духе", да ещё запрещённый Соборами образ Бога-Отца в виде человеческом (дедушка с бородой, да на облаке)... При чём тут исконно русское иконописание, старообрядчество? Неужели ни сам автор, ни люди, у которых он берет интервью по теме невьянских икон - этого не понимают? И какую такую "невьянскую школу" и кто именно - при таком тумане в головах - будет там возрождать?! Разъясните, ради Христа.
Автор не пишет, поэтому отвечу я. Все верно Вы заметили, недоумение фото вызывает. Дело в том, что "Дом" пока не работает со старообрядцами-уральцами. С потомками староверов, живущих за рубежом, да, сотрудничество есть, а с нашими точно нет, да и в целом с "практикующими", похоже, нет. Это большая проблема. И наша задача сейчас - донести до них информацию о том, что среди их работ есть и неканонические, и прониконианские. Надеюсь, кто-то из них здесь эту мысль прочтет. При таком раскладе вряд ли удастся возродить именно то, что было утеряно, а новые веяния - это не возрождение традиций, а именно - новое. А те, у кого взято интервью, действительно, в старообрядчестве далеко не все понимают, не во всем разбираются. К слову, именно поэтому Е.Ройзман, собиратель-коллекционер-ценитель, постоянно и однозначно заявляет, что настоящая невьянская иконопись умерла. Я же, как редактор газеты, считаю, что дать людям шанс необходимо. И помочь с ненавязчивым, но твердым объяснением, что, если они рассчитывают на состоятельных "никониан", то старообрядцы в эту затею никогда не нырнут. И, думаю, до работников "Дома невьянской иконы" можно достучаться. Попробуем.
Возможно Ольхович и прав на первый взгляд. Сейчас в наше время не возможно по трафарету 19 века возродить Невьянскую иконопись. Да и в 19 веке Невьянская иконопись воспринималась как что - то "небывалое". Невьянские знаменитые иконописцы расписывали и единоверческие церкви и делали другие заказы на сторону, но от этого невьянская икона не стала менее значимой. Да школа в начале пути, отсеется ненужное и ложное. Но и школа возникла у себя на Родине в Невьянской "атмосфере", пропитанной верой и духовностью староверов Урала а не в Москве. У неё есть исторические традиции и духовная платформа. С ней нужно работать, А НЕ ТОЛЬКО СХОДУ ВСЕ ОТВЕРГАТЬ, мастерская тянется к старообрядчеству.
С.Б.ПАНОВУ: Уважаемый Сергей Борисович! Ещё раз - благодарю Вас за искреннее желание, проявленное в заметке о Невьянской иконе! Но и в ней, и в Вашем комментарии, увы, видно, что Вы далеки от искусствознания и, в частности, от понимания иконографии и стилей в иконописании. Очевидно, у Вас просто не было времени этим заняться профессионально. В своём комментарии я вовсе "не отвергаю всё с ходу" (определение расплывчатое и эмоциональное), а ставлю недоуменные вопросы по стилю и иконографии. И вот Максим Гусев это отметил: "Всё верно Вы заметили, недоумение фото вызывает. Дело в том, что "Дом" пока не работает со старообрядцами-уральцами". А если не работает с наследниками традиции, то - возникает целая цепочка ещё бОльших недоумений: - значит, взят "брэнд", "имидж" невьянской иконы без ведома прямых наследников и без их участия; - нет наставников, у которых можно перенять традицию; - налицо имитация возрождения невьянской иконописи. Как ответить на эти недоумения? Вот варианты (помогите с разъяснениями те, кто на месте владеет ситуацией, в частности, наверное, это Максим Гусев): 1 - "возрождение невьянской иконы" - чисто коммерческий проект, ради выживания и заработка художников; 2 - "возрождение невьянской иконы" - чисто имиджевый проект, ради улучшения имиджа города и Урала в целом, ради привлечения туристов и подарков иностранным гостям (как было уже с английским принцем); 3 - или это проект "никонианской" РПЦ МП, желающей перехватить у старообрядцев их полуугасшую (или вовсе угасшую) традицию и вписать её в свой актив; 4 - или это просто афёра в стиле Остапа Бендера, очередной "китч" под красивыми лозунгами "возрождения духовности", "Нью-Васюки" на могилах умерших предков? В пользу такой трактовки говорит приведённое Максимом Гусевым авторитетное мнение: "Е.Ройзман, собиратель-коллекционер-ценитель, постоянно и однозначно заявляет, что настоящая невьянская иконопись умерла". 5 - или в муках преодоления бездуховности и безграмотности идёт всё-таки работа подвижников, искренне желающих найти опору в великом опыте предков и стать достойными их наследниками? Как отметил Максим Гусев, "дать людям шанс необходимо"? Если верен последний тезис, напомню, что его воплощение нереально без двух факторов: А - без личной духовной практики иконописцев и их организаторов (менеджеров, пропагандистов) в той традиции, которую они дерзают продолжать; Б - без консультаций с профессиональными искусствоведами, знатоками Русской православной традиции. ...Ещё раз - благодарю двоих моих собеседников за пробуждение интереса к проблеме, а руководителя сайта Самстаровер - за возможность обсуждения! Быть может, нашу начавшуюся дискуссию перенести на страницы Вашей газеты, уважаемый Максим? И выслушать ещё мнения профессионалов и заинтересованных лиц? Ведь (скажу горько напоследок) - если не вывести процесс на достойный уровень, мы получим лишь китч под маркой "возрождения невьянской иконы", туристско-коммерческую имитацию великого духовного делания.
Ольхович, я согласен с Вашими резонными вопросами. И с цепочкой недоумений тоже. По поводу вариантов... Не скажу, что в полной мере владею ситуацией, просто потому, что сам пока до этого "Дома" не доехал, поэтому сужу только из многочисленных сообщений СМИ (в последнее время очень много в этот "Дом" ездят чиновники, вплоть до областного премьера, что, с одной стороны, радует и воодушевляет, с другой, - несколько озадачивает), и рассказа Сергея Борисовича. Но из того, что я знаю, думаю, можно уверенно отвергнуть Ваше 4 предположение, поскольку афера, на мой взгляд, предполагает краткость исполнения - "сделал, сорвал куш и был таков", а здесь очевидна многолетняя работа. Поэтому, в качестве основного тезиса предложил бы вариант 5, и далее по ниспадающей: 2, 1, 3. При этом третий вариант я вписываю условно, не зная в точности, так ли это. Знаю, что для "никониан" иконы пишутся. Оба духовных фактора крайне важны и нужны, а их воплощения, мне кажется, в "Доме" пока нет. Однако здесь нельзя махать топором и кричать - "кто не с нами, тот против нас", потому что это отпугнет людей и поставит точку в попытке наладить отношения. Надо аккуратно преподнести людям, которые задействованы в попытке возродить невьянскую иконопись, все то, что здесь обсуждается, показать, что старообрядцы готовы к диалогу и взаимодействию, но только на основе уже давно принятой традиции иконописания. Если идти по этому пути, то не будет ничего страшного, если "никониане" и просто сторонние люди пожелают приобретать такие иконы и молиться на них. О том, чтобы перенести дискуссию на страницы газеты, я не возражаю, и прошу Вас привлечь кого-то из думающих и понимающих историю вопроса людей к обсуждению здесь. А сам для начала попытаюсь довести информацию до Евгения Ройзмана, чтобы получить его компетентный комментарий "по теме".
М.ГУСЕВУ Уважаемый Максим! Благодарю за вдумчивый серьёзный ответ и готовность к сотрудничеству! Полностью согласен со сказанным Вами, особенно о такте и осторожности в "налаживании отношений". Постараюсь привлечь, как Вы просите, "понимающих историю вопроса людей". Очень интересно - что скажет о нашем разговоре Евгений Ройзман? Позвольте высказать мнение о Вашей фразе "не будет ничего страшного, если "никониане" и просто сторонние люди пожелают приобретать такие иконы и молиться на них". Все мы читали у Святых Отцов, что иконы - свидетели мира Горнего. Говоря более современным языком - это "окна", через которые проходит Божественная информация, льётся Фаворский свет. Писать иконы призваны люди традиции и личного духовного делания - но Свет льётся на всех... вне конфессий, вне личного разумения (или неразумия), вне нашей святости или греховности... В этом смысле настоящая икона - одно из многочисленных проявлений милости Божией и одна из форм Богоявления (Теофании). Потому так и важно возродить истинное иконописание, с чистыми намерениями и с укорененностью в традиции, чтобы писать не "сувениры", не "имитации" - а "образы Теофании". Дай, Боже, помощь и благодать Свою всем, кто трудится искренне на этом пути в Невьянске!
Получил ответ от Евгения Ройзмана. Он, если говорить мягко, не считает деятельность "Дома" возрождением невьянской иконописи. Впрочем, об этом подробнее, раз уж просьба появилась, поговорим в ближайшем номере "Общины", тем более, что там у нас планируется рассказ об истории невьянского иконописания и об отдельных иконописцах. А также дискуссия на сей счет. Приглашаю к участию и выражению мнений, а также хотелось бы услышать предложения: как староверы считают уместным выстраивать сотрудничество с "Домом невьянской иконы" и какие пожелания у старообрядцев будут к современным иконописцам Невьянска.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]