Определения собора Самарско-Саратовской епархии, состоявшегося в мае 1874 года в Хвалынске, вызвали у священства и мирян неоднозначную реакцию. Для того, чтобы не допустить нестроений и раздоров, в сентябре 1874 года в Хвалынске под председательством епископа Амвросия вновь собрался епархиальный собор. Собор вернулся к вопросам, которые рассматривались в мае и подтвердил определения майского собора 1874 года.
Из наиболее интересных определений собора можно отметить следующие: собор подтвердил, что священники не должны принимать на исповедь иноков, а священноиноки - мирян, в особенности жен, за исключением смертных случаев, когда принимать на исповедь можно невозбранно.
Собор определил также, что при крещении восприемниками могут быть только единомысленные, но не инославные. Христианам также запрещается становиться восприемниками у инославных. Для Самарско-Саратовской епархии, где бок о бок жили представители различных старообрядческих согласий, вопрос этот был более чем актуален. Широко распространены были смешанные браки между староверами различных согласий, зачастую члены одной семьи относились к разным согласиям. При крещении младенцев эти установления о восприемниках порой нарушались, особенно когда одна часть семьи относилась к белокриницким, а другая - к беглопоповцам. Так, в известной самарской купеческой семье Безпаловых одна ее ветвь во главе с Анфисой Федоровной Безпаловой (племянницей Н.Бугрова) относилась к беглопоповцам, сама Анфиса Федоровна была попечительницей и членом совета беглопоповской общины, а другая ветвь во главе с Т.Безпаловым - к белокриницким, а Т.Безпалов был активным деятелем и членом совета белокриницкой общины. В обычной жизни члены таких семей были тесно связаны родственными узами, вели совместный бизнес. Поэтому в метрических книгах начала ХХ века среди восприемников нет-нет да встречаются представители иных старообрядческих согласий.
Публикуется по: К.Попов. Архив раскольническаго архиерея Амвросия - Ставрополь, 1893
|