Соборное уложение собора, происходившего в доме Мирона Ивановича Галанина, в лето от создания мира 7297-м году, месяца генваря 6-го дняГосподи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь.
Благословите, отцы и братия, начати дело благое, о святей истинной вере, благочестивой и православной христианской, и о церкви Христовой, откуду начался корень.
1-е. От Иерусалима и самого Христа, Бога нашего. Христос избра апостолов и благослови их, потом в Иерусалиме, поставив первого епископа сам Христос, Иякова, и благослови его. Такожде и апостили руки полагали на епископы и благословляли их. И тако влечеся время до царствования равноапостильского царя Константина, то есть до Перваго вселенскаго собора, 318 лет протекло времени. В то время явных Церквей не было, а церковь тогда бедствовала, и была гонима до Константина Великаго.
2-е. По прошествии 318 лет собрал Первый вселенский собор Великий царь Константин, и потом соборов вселенских было седмь поместных. Согласно мудрствовали един по единому. И тако влечеся время до крещения нашего русскаго народа.
3-е. Когда прошло время от самого Христа Спасителя 990 лет, до князя Владимира Киевского и всея Руссии. Потом Владимир князь крестился в Цареграде, и пришел в Киев, и крестил словян в лето от создания мира 6496-м году, а от воплощения Бога Слова 990 году. И от Владимира князя до настатия Никона патриарха стояло благочестие в наше, в Московском государстве седмь сот лет без малого. И стояла истинная вера непоколебима и согласно во всем со вселенскими соборами, яке солнце сияла до настатия патриарха Никона. А когда Никон наста патриархом, тогда принял от Рима ереси, и нарушил веру православную, и превратил церковь благочестивую, и принял уставы, противныя церкви благочестивой. И не убоялся разрушить те златыя печати, которыя вселенския соборы положили. Тогда они утвердили и подписали тако: «Аще кто не верует, или прибавит, или убавит, да будет проклят, анафема».
4-е. По нарушении веры патриархом Никоном хотяху веру нарушити в конец, но не могли ея порушити. Тогда достойныя памяти Павел, епископ Коломенский, и другой епископ, Маркел, и два благочестивыя священника, Достифей и Феодосий, новшеству Никонову не покорились, и за то пострадали, и за то пострадали от еретик никоньянских. Про тех двух священников нам по летописцу известно, что Достифей священник хиротонисан был до Никона патриарха и жил в Польше, на Ветке реке: тамо была церковь благочестивая; и служил до самой смерти литургию, и раздавал христианом Святыя Тайны в предгрядущия годы.
А Феодосий священник тоже ставлен до Никона, в 1679-м году был привезен на Керженец из Кирилова монастыря с Белаго озера, и сначала находился на Керженце, а потом на Дону, и при нем находился Корнилий Ипатьев 7 лет.
Потом от Достифея и Феодосия священников благословение подано священноиноку Софонтию. А Софонтий благословил Никифора. Никифор благословил Иова и Симиона, который пострадал в Тобольске. Симион священник приехал сюда к нам, на Ирюм, в 1719-м году, во время Черньцовой ревизии. Тогда страшное гонение было на православных христиан. И находился 15 лет священник Симион на Ирюме. И в то время принял благословение и Тарасий, послушник инока Авраамия. В 1705-м году и Софонтий был на Ирюме в бытность инока Авраамия. И все происходило далее согласно с древними отцами нашими и прадедами. Иов подав благословение Иякову много священников и иноков было, именно: Андреян, Феодул, Герасим, Паисей. Были и схимники: Иоаким, Иона, Максим, Григорий, Даниил, КлакаМакарий, Нил, Авраамий и прочих было до 30 иноков. И были обительные игумены. В 7208 году был игумен Ипатии, у него были послушник и страдалец Антоний, и Пахомий, Ефимий Сибиряк, Филарет, Достифей. Все они были пострижены от священника Никифора. Такоже и наши сибирския отцы и учители наши сибирския: Авраамий, Иоанн и Тарасий и многое множество безчисленное стояху в древлеотеческих преданиях и согласно мудрствоваху, как о святей вере, и о Святых тайнах и о Богоявленской и о священной малой воде.
Потом, когда преставися священник Симеон, мы, смиреннии, по нужде прибавляли в подобное время, и тако, хотя и без священников, надлежащи нужди, нужда не ровняется со свободой.
Тогда Мирон Иванович доказывал, что мы были в Старом заводе на соборе уже 12 лет тому назадь, то есть в 7285-м году, там же были и Степан Ивановичь. Много в священстве было суждения, некоторые предлагали священство и в конец оставить, где ниоткуда его взять. Потому как в Книге о вере написано, что начаток Христовой веры с концом согласуется, глава 20, лист 86; глава 2, лист 30, - какое было начало, такой и конец. При начале Христовой веры учили и крестили простолюдины и исполняли священническое (дело) не священники, даже и жены руководствовали.
Тогда Данило Иванович, прочитал манифест Второй Екатерины, как дозволено старообрядцам жить без притеснения. Затем издали устав о погребении верных по христианскому обычаю, также и прочия христианския предания: 1-е. Чин отрицания. 2-е.Принимать запасные Святыя Дары. 3-е. Богоявленскую воду. 4-е. Поминовения за усопших, сиречь третины, девятины, четыредесятины, и, летныя памяти, и круглыя Псалтыри, и сорокоустныя обеды, и прочее. Древнии наши отцы, и прадеды, и все христиане со усердием чистосердечно и душевно принимали по всем местом, нам известным и и имели надежду получить спасение. Тако и мы приемлем по древнему обычаю, а вновь прибавить или убавить опасаемся. Да не попадем под клятву святых апостол и богоносных отец наших, понеже всяк, разоряя уставы отеческия непременныя, да будет проклят. К сему преданию подписуемся единогласно вси.
Мирон Галанин, Стефан Иванов, Данило Кабыкин, Андриен Малышев, Максим Карматской, Иван Малышев, Иван Таратунин.
Собр. ИИ СО РАН. №3/04-г. л.16-18 Опубликовано: Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. - Том 2 - Новосибирск: Сибирский хронограф. - Вып. 12. - 2005 - С 69-71
|