Главная » 2010 » Июнь » 10 » Старообрядцы Томска отказались от участия в эксперименте по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики»
20:26
Старообрядцы Томска отказались от участия в эксперименте по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики»
9 июня в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялось окружное совещание, посвященное первым итогам апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», сообщает портал Сибкрай.ру
 
С 2009 по 2012 годы в Новосибирской области (а также еще в девятнадцати регионах РФ) будет проходить апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. На данный момент в эксперименте принимают участие 1024 школы, из них 21 – начальная. Курс ведут 1286 учителей. Изучают - 22 563 учащихся.
 
Пока нововведение коснулось 4-х-5-х классов. По информации Центра культурологического и религиоведческого образования, родители четвероклассников в основном сделали выбор в пользу модуля светской этики. По этому курсу сейчас занимаются 16513 школьников, это 73% от всех участвующих в проекте. Основы православной культуры изучают 3 073 учеников. Почти столько же выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур».
Пока преподавание, как отметили почти все участники конференции, происходит не без проблем. В первую очередь потому, что предмет является новым для всех педагогов. Он не изучался ни в школе, ни в вузе. И уровень образованности самих учителей в вопросах ОРКСЭ на сегодняшний день явно не является достаточным.
 
Но проблема не только в этом. «На сегодняшний день у организаторов эксперимента отсутствует ясное понимание перспектив деятельности», а «несвоевременное финансирование апробации проекта угрожает ее дальнейшей организации», - такими формулировками пестрит резолюция окружного семинара-совещания.
За два месяца реализации проекта выявилось множество нерешенных вопросов: например, представители Томска рассказали, что у них старообрядческие семьи просто саботировали эксперимент – отказались от участия в нем. И принципиально не выбрали ни один из модулей программы.
 
Корреспондент Сибкрай.ru обратился с вопросом к заместителю директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ М. Гончар:
 
- Сегодня прозвучала информация, что в Томске родители из старообрядческих семей просто самостоятельно устранили своих детей от участия в этом эксперименте. А как другие родители? Могут ли они просто отказаться от курса?
 
- Был предложен такой выбор, где каждый мог бы найти себя и свой интерес. И даже для старообрядческих семей можно было бы выбрать тот курс, который был бы им интересен. Может быть, с этими семьями недостаточно подробно разговаривали. Тем не менее, право отказаться от курса у семей существует. У любой семьи. Но мне кажется, что в рамках того выбора, который предложен, найти оптимальный для себя вариант может сделать любая семья. Хотя я понимаю, что это очень тонкий вопрос.
 
По материалам портала Сибкрай.ру 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1154 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 11
1 samstar2  
0
Было бы очень интересно знать, старообрядцы какого согласия?

3 Кресъ  
0
Да вернее всего, что часовенные.

4 Александр_П  
0
Это наши, часовенные своих детей вообще в школы не отдают. Максимум - 3 начальных класса.

6 samstar2  
0
И это радует. То, что наши. Родители проявляют настоящую христианскую ответственность за воспитание своих детей. Несмотря на "одобрямс" Собора.

2 Евгений_Иванов  
0
Хорошо, что такие люди есть. Пока неизвестно какого они согласа, но я верю, что каждый старообрядец надеятся, что его.

5 Konstantin  
0
На Курнике ОПК можно найти и почитать, а где можно про светскую часть курса прочитать: что там? Ну, или может кто-то читал, да расскажет в двух словах о чём там, и почему томские родители эту часть не выбрали.

7 nimb  
0
Централизованного саботажа не было (по информации томской общины РПСЦ), отказы семей происходили на частном уровне. Вполне возможно, что в "отказ" пошли староверы разных согласий. Хотя среди белокриницких с.Гарь мог быть и коллективный случай - село-то практически старообрядческое, но из Гари пока комментариев не было. Резонно было бы обратиться с вопросом непосредственно к г-же М. Гончар.

8 echunin  
0
Заголовок статьи, скорее всего, излишне категоричен.
И совершенно непонятно, почему кто-то из комментаторов считает отказ от ОРКСЭ чуть ли не подвигом благочестия? С таким же успехом можно радоваться, например, тому, как если бы кто-то "по идейным соображениям" отказался учить своих детей читать... Надеюсь, таких "подвижников" все-таки немного?
По моему мнению, этот предмет гораздо более приемлем, чем пресловутое ОПК в его никонианской подаче.
Скорее всего, отказались те, кто СОВЕРШЕННО НЕ ПОНЯЛ, что это такое, и зачем оно. Кто же поинтересовался - понял бы, что уж этот курс - с шестью альтернативными модулями - отвергать по "принципиальным соображениям" глупо - нужно выбрать то, что актуальнее для вашей семьи.
Надеюсь найти возможность высказаться об этом более системно.

9 samstar2  
0
А чем, собственно, отличается ОПК как часть ОРКСЭ от просто ОПК? Только тем, что при его разработке поприсутствовали представители РПСЦ, которых потом задвинули, как и следовало ожидать? А результатом "сотрудничества" стал учебник Кураева, который даже глава координационной группы М.Шахнович назвала миссионерским. Что уж делать хорошую мину при плохой игре, о.Евгений?

Отказ от ОРКСЭ - это, безусловно, не подвиг благочестия. Но это, к сожалению, отражает растерянность и непонимание нашими христианами того, как в этой ситуации себя вести и что детям выбирать. Представители РДЦ четко определились и посоветовали своим христианам выбирать светскую этику или историю мировых религий. Поморцы также позаботились о своих, порекомендовав выбирать светскую этику. А наши соборне одобрили ОПК, потаскав каштаны из огня для чужого дяди - вон-де консенсус какой! Совместно трудимся с РПЦ - и все ради народного блага. Да только цена "сотрудничеству" видна стала сразу, как только "вдруг откуда ни возмись" нарисовался учебник Кураева. Нет бы о христианах наших позаботиться Митрополии - сказать: так и так, вышел пшик, советуем вам, мамы-папы-бабушки-дедушки выбирать чадцам светскую этику. Но...
А родители-то как раз поняли, что затея с ОПК дурно пахнет. Да посоветовать-то им некому. А жаль. Отказ от обязательного курса, между прочим, чреват неприятностями, что бы там тетя из Минобраза в интервью не говорила. Курс-то хоть и экспериментальный, да на территории 19 субъектов федерации обязателен. Отказаться от него - это все равно, что от математики или химии отказаться.


10 echunin  
0
Есть несколько существенных различий.
"Просто-ОПК" - это гораздо более "увесистый" курс, рассчитанный на несколько лет преподавания, подготовленный и протаскиваемый РПЦ в одностороннем порядке, при полном отсутствии какой-то "внешней регулировки". Хотя нынешние его версии и стали более "мягкими" (например, в отношении подходов к освещению вопросов Никоновской реформы), но при желании (которое различается по разным регионам) все-таки этот курс легко принимает миссионерский уклон и, самое главное, на это не найти никакой управы.
Курс ОПК в составе ОРКСЭ все-таки является подконтрольным, гораздо более сжатым, к нему придается справочная информация, которая не должна позволить отдельному преподавателю "оторваться" от исторических реалий.
А "учебник Кураева, который даже глава координационной группы М.Шахнович назвала миссионерским" - еще не последнее слово в этой "игре": игра продолжается. Во-первых, степень его "миссионерства" - это совсем не то, что мы видели в учебниках (и особенно - программах) "просто-ОПК" прошлых лет. Во вторых, остается надежда, что это пособие не будет монопольным и, к тому же, и его еще можно будет подвергнуть корректировке.
Признаюсь: в целом удовлетворение от участия в программе ОРКСЭ не полное, но уверен и в обратном: если совсем не участвовать - было бы хуже. Но если есть кто-то, кто может выполнить эту неприятную и непростую работу лучше нас с Муравьевым - мы за это не держимся: предлагайте кандидатуры.
Однако в любом случае - давайте перестанем кидаться камнями, на нашем корабле, Ирина! Эти детские игры не доводят до хорошего!
Работать в этом направлении нужно дальше и больше; то, что сделано - далеко не предел, но Ваши упреки в целом я все-таки отвергаю - они не носят конструктивного характера, и не помогают увидеть реальные резервы продолжения этой деятельности.

11 samstar2  
0
"Курс ОПК в составе ОРКСЭ все-таки является подконтрольным" - подконтрольным кому? Уж точно не нам.

В то, что игра продолжается - верю. Только зачем и кому нужны такие игры? С нами играют в поддавки, а мы радуемся, что и нас заметили, и нас посчитали.

И чем хуже было бы от неучастия? В чем плюсы участия? Плюс в том, что наряду с ОПК есть светская этика и история мировых религий (насчет последней - тоже еще вопрос). Но это не заслуга РПСЦ.
А детская игра - это когда вот так картинно обижаются, о.Евгений. Ах, мы плохи? Ну тогда замените нас на хороших. И т.д. Речь не о том, плохи или хороши те, кого командировали заниматься ОПК. Вопрос в том, зачем мы вообще туда полезли. Вот как ни смотрю - не вижу ни одного плюса. А минусов - ой сколько.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]