Заявление Президента Эстонской Республики Тоомаса Хендрика Ильвеса о том, что Эстония оказалась гостеприимным домом для староверов из России, которые на исторической родине подвергались гонениям, полностью соответствует действительности. Как сообщает в четверг, 26 июля, русскоязычная версия популярного эстонского интернет-портала Delfi, об этом заявил председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин.
"На мой взгляд, заявление президента полностью соответствует исторической правде", — сказал Варунин.
Побывавший недавно с двухдневным визитом в Причудье президент Тоомас Хендрик Ильвес отметил: "Гонимые в России и подвергнутые церковной анафеме староверы создали в Эстонии новый дом, где толерантность местных жителей позволила им мирно исповедовать свою веру и хранить свои традиции".
Варунин, впрочем, признал, что лишь "в какой-то мере" толерантность местного населения позволила староверам исповедовать в Эстонии свою веру, строить храмы и хранить традиции. Он отметил, что свою роль сыграло также то, что местные просто не понимали проблемы и сути конфликта старообрядцев с российской властью.
"Действительно, приверженцы православия, принятого Русью в 988 году, были прокляты патриархом Никоном и преданы анафеме, которую сняли только в 1971 году. Естественно, что гонения и преследования стали мотивом для переселения довольно значительной группы приверженцев старой веры на территорию современной Эстонии. Упоминания о переходе раскольников "за свейский рубеж" через Нарову можно найти даже у митрополита Макария в его "Истории раскола". Полностью соответствует исторической правде и заявление о гонениях на староверов в Российской Империи — вплоть до принятия "Закона о веротерпимости" в 1905 году", — рассуждает Варунин.
"За столь долгий исторический период уровень гонений и дискриминации менялся и напрямую зависел от личного отношения к данному вопросу августейшей особы", — подчеркнул он.
"Если оценивать современное положение староверов в Эстонии, а конкретно — отношение государства в религиозном вопросе, то я не вижу никаких препятствований, контроля или попыток ограничения. Разумеется, что в регионе компактного проживания староверов присутствуют те же экономические, демографические и прочие проблемы, которые в большей или меньшей степени есть и в других регионах Эстонии. Но если говорить о религиозной составляющей жизни современных староверов, то уровень свободы, возможности реализации своих духовных потребностей и уровень поддержки общин со стороны государства можно соотнести только с периодом первой республики", — добавил Варунин.
|