Главная » 2011 » Ноябрь » 28 » Старообрядцы в Якутии
09:04
Старообрядцы в Якутии
Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление в Якутии представляет собой одну из актуальных и малоизученных проблем современности. Архивные данные свидетельствуют о том, что в Якутии старообрядчество имеет глубокие корни, поскольку языческая Якутская окраина приняла древнеправославную веру еще до раскола русской церкви.
 
25 сентября 1632 г. казачьи служилые люди под командованием сотника Петра Ивановича Бекетова в 70 верстах ниже от современного Якутска построили первый Якутский острог и первую в «Якутской землице» часовню во имя Святой Троицы. В апреле 1643 г. началось строительство нового острога, в котором были сооружены шатровый храм Живоначальной Троицы и деревянный храм во имя преподобного отца Михаила Малевина. Немногие читатели, наверное, знают, что в 1640 г. якутская красавица Абакаядо Сючу крестилась и венчалась с известным землепроходцем Семеном Дежневым.
 
Из архивных материалов видно, что первые ссыльные старообрядцы были доставлены на поселение в Якутскую волость в 1846-50 г.г.
 
 

Священник старообрядческой церкви
 
Со времён вхождения северо-восточной окраины Азии в состав Российского государства возникла потребность в создании пассажирских трактов, связывающих Сибирь с Охотским побережьем. Якутск стал узловым транзитным пунктом, через который следовали грузы и пассажиры из Центральной России на северо-восток и обратно. Как известно, в связи с этим сначала был построен Якутско-Охотский тракт, эксплуатация которого началась с 30-х годов XVIII века. Однако уже к середине следующего столетия Охотский порт стал неудобным, так как его жилые помещения и склады постоянно заливало водой. Поэтому в 1851 году губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский счёл необходимым основать новый перевалочный пункт для снабжения Камчатки и Русской Америки - в Аяне. На части Якутско-Аянского тракта, от города до станции Усть-Майская, были расселены якуты, основавшие там 12 станций, расположенных в 20-30 верстах друг от друга. Удалённая от Якутска часть тракта была заселена старообрядцами из Томской, Енисейской и Иркутской губерний, а также ссыльными из других мест. Началом этого переселения считается апрель 1851 года.
 

 Старообрядческая церковь
 
Осваивать новые земли отправились в основном староверы, измученные многолетними преследованиями со стороны официальной церкви и царского правительства. Они мечтали поселиться вдали от властей и мирского шума, а далёкая, малозаселённая Якутия очень подходила для этого Всего же по Якутско-Аянскому тракту было расселено 323 мужчины и 266 женщин, составлявших 102 семейства. Правительство старалось в первое время поддержать поселенцев, им предоставлялись льготы, пособия, прощались все недоимки бывшему хозяину...
 
Староверы всегда отличались трудолюбием, ответственностью, трезвым образом жизни. Поэтому в скором времени на вечной мерзлоте были построены добротные усадьбы, заколосились поля. Писатель Гончаров, об этих местах пишет: "Русские все старообрядцы, все переселенцы из-за Байкала... Переселенцев живет по одной, по две и по три семьи. Женщины красивы, высоки ростом, стройны и с приятными чертами лица. Все из-за Байкала, отчасти и с Лены". "Меня неожиданно и приятно поразило одно обстоятельство. Что нам известно о хлебопашестве в этом углу Сибири, который причислен, кажется, так, из снисхождения, к жилым местам, к Якутской области? Что оно не удается, невозможно: а между тем на самых свежих и новых поселениях на реке Мае... нам впервые бросились в глаза огороды и снопы хлеба, на первый раз ячменя и конопли. Местами поселенцы не нахвалятся урожаем". (Фрегат "Паллада").
 
 
 
 
Поселенцы
 
В начале переселенцы останавливаются в урочище Нелькан Усть-Майского улуса, затем в других местах, а семьи Бутковских, Кушнаревых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселевых, Борисовых, Спиридоновых и др. основывают с. Павловск, которое на долгое время становится центром старообрядчества в Якутии. По данным НАРС (Я) в Павловске в 1883 г. прибывало 97 старообрядцев, в 1902 г. – 182, в 1905 – 197, в 1909 – 219, а к 1917 г. число жителей села возросло до 243.
 
Но недолго пришлось староверам обслуживать Аянский тракт. В 1867 году устанавливается сообщение с Камчаткой по морю, а Аянский тракт, выполнив свою роль, упраздняется. Некоторые крестьяне выехали обратно в Забайкалье, часть семей переселилась в Амурскую область, другие остались в селении Усть-Майском, Павловске и Новопокровске. Семей десять сначала перебивались на станциях, но некому было продать строения, пашни, заимки. Вскоре они не выдержали, и Якутско-Аянский тракт окончательно опустел.
 

Часовня в Павловске 19в.
 
Старообрядцы в Якутии свято хранили веру отцов, а в селе Павловске построили деревянный храм во Имя Рожества Пресвятой Богородицы, а старообрядец - купец П. Кушнарев воздвиг величавую часовню на старообрядческом кладбище.
 
 
 
 
Храм Петра и Павла в Якутске
 
Есть старообрядческая церковь и в Якутске – якутская община во имя святых верховных апостолов Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского. Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций.
 
 
 
 
Внутренняя часть храма
 
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
 
Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
 
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована.
 
Кушнаревы
 

А.М. Кушнарев
 
Кушнаревы жили в Якутске с 1680 года. Сюда крестьяне-старообрядцы были сосланы Петром I за исповедание Старой Веры. Глава семьи - Апексим Михайлович Кушнарев - родился уже в здесь, в старообрядческом селе Павловское Якутского округа. Кушнарёв Акепсим Михайлович (1837-1902/3) - купец 1-й гильдии, из крестьян-старообрядцев с. Павловское Якутского окр.; занимался мелочной торговлей, собрал стартовый капитал и стал поставлять на золотые прииски скот, мясо, масло и рыбу. 1881 - купец 1-й гильдии; торговал продуктами, галантерейными, бакалейными, ко¬жевенными, скобяными товарами. Владел магазинами в Москве, Иркутске, Томске, Охотске, Аяне, Олёкминске, Витиме.
 
 
 
 
Дом и торговля Кушнаревых
 
За 30 лет торговой деятельности нажил миллионное состояние; регулярно участвовал в Иркутской и Нижегородской ярмарках. В Якутске имел 2-этажный жилой каменный дом и деревянный 2-этажный магазин по ул. Собранской (ныне ул. Аммосова), в Иркутске — обширную усадьбу с каменным домом и постройками. Жена Екатерина Матвеевна Кушнарёва (Борисова) (1841 — 1913) производила оптовую и розничную продажу вина и спирта мелким торговцам. Дочь Агриппина (по мужу Бушуева) (1869—1916) являлась доверенным лицом при скупке рогатого скота и лошадей. Её муж Алексей Бушуев — торговец, имел магазин и жилой дом, где после революции размещался почтамт по ул. Чернышевского.
 
Имели 3 детей: дочь Екатерина (1891-1961) вышла замуж за Кочеулова и родила Татьяну Павловну Луцкову (ученица Айседоры Дункан, работала в театре, до 1995 г. проживала в Москве, в доме, который ранее принадлежал Петру Кушнарёву по ул. Садово-Кудринская, 2. Ныне этот дом приобрел банк, расселив жильцов по разным районам Москвы). Кушнарёв Пётр Акепсимович (1877—1942) — купец, владелец торговой фирмы «П.А. Кушнарёв», сын А.М. Кушнарёва; имел паровую мельницу в г. Якутске (1912); поставлял на пароходах «Полярный» и «Акепсим Кушнарёв» продукты на золотые прииски в верховьях р. Лены; спонсировал приобретение типографского оборудования и выпуск частной общеполитической, газеты «Якутский край» («Саха дойдута»); впоследствии (09.03.1903) фирма получила название «Наследники А.М. Кушнарёва», компаньоны: Пётр Акепсимович, Агриппина Акепсимовна Кушнарёва-Бушуева, Пётр Иванович Кушнарёв (кузен); организовали «Северное торгово-промышленное товарищество» (СТПТ) на паях с купцом И.П. Антипиным: скупка пушнины, мамонтовой кости, поставка промтоваров и продовольствия по рр. Лене, Яне и проч.; имел в городе большую недвижимость.
 
Топонимика города имеет «Кушнарёвский квартал» — между ул. Малобазарной и ул. Набережной: жилые дома, 2-этажные кирпичные магазины и склады; имел дачный участок между оз. Гольминка и Ленской протокой.
 
Петр Кушнарев был образованным человеком, имел прекрасную библиотеку, дарил местному музею редкие экспонаты. Сохранил он и веру своих предков: содержал молельный дом для старообрядцев, делал большие пожертвования немощным и сиротам.
 
В годы гражданской войны Кушнарёвы выехали в Китай (01.04.1919), а после смерти П.А. Кушнарёва — в США. П.А. Кушнарёв был соучредителем фирмы «Jhon Walsh & К°»; жена Татьяна Васильевна — окончила в Париже Сорбонну, в Якутске преподавала в женской гимназии франц. язык, дочь Екатерина Петровна Кушнарёва-Криницкая (1919 г.р.) жила с мужем Иваном Александровичем в Вашингтоне; их сын Алекс женат на Мелани, дети: Джонатан и Стефания.
 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 4068 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]