В день города на минувшем вернисаже общественных объединений Челябинска весьма заметна была экспозиция Челябинской старообрядческой поморской общины.
Это было своего рода репетицией грядущей, первой в современной истории, выставки «Старообрядчество как феномен русской культуры».
Эта выставка откроется в грядущее воскресенье, 12 сентября, на общее обозрение в областном краеведческом музее.
На общее собрание
Примеров столь широкого общения староверов с земляками в открытую не было ранее по вполне понятным причинам — три века двоеданы-старообрядцы, двуперстники, беглопоповцы подвергались всяческим гонениям. Приходилось им скрываться по таежным медвежьим углам, скитам. В результате существует бок о бок с нами некая параллельная, своеобразная культура!
За три века было сформировано у многих нетерпимое отношение к староверам, как к неким мракобесам, религиозным фанатикам. Но более близкое общение убеждает, что это неверно.
Благодаря в значительной мере староверам — уральским казакам, беглым крестьянам, староверам-промышленникам и была заложена Челябинская крепость на реке Миасс. Потому эта первая в истории выставка посвящена 275-летию Челябинска и 333-летию основателя металлургии на Урале Акинфия Никитича Демидова. Который, кстати, тоже был искренним приверженцем старой веры.
Для многих исследователей следующая деталь истории вызывает недоумение. Но сошлемся на данные кандидата наук, научного сотрудника Института степи Уральского отделения РАН Алексея Палкина: «Согласно архивным данным 1872 года число старообрадцев в Уральском казачьем войске значительно превышало число приверженцев официального православия. Распространение старообрядчества в исследуемом районе шло параллельно с процессами русской колонизации края. Переселенческая волна 30-40-х годов XVIII века захватила территорию Исетской провинции (ныне Челябинская и часть Курганской областей)».
Мы, конечно же, не утверждаем, что Челябинск основали только исключительно старообрадцы. В пестрой массе солдат гарнизонных полков, уфимских, самарских, исетских, яицких казаков, служилых из упраздненной Закамской черты, ссыльных, беглых опальным старообрядцам затеряться было несложно. А при становлении горнозаводского Урала заинтересованные в дешевой рабсиле заводчики сквозь пальцы смотрели на чистоту конфессиональной принадлежности…
Доктор исторических наук, завсектором визуальной антропологии института этнологии и антропологии РАН (Москва) Елена Данилко оперирует массой авторских и исторических свидетельств. Например, в «Отчете Оренбургской губернии за 1832 год по части Департамента полиции исполнительной» говорилось: «…казаки Войска Уральского все вообще с женами и детьми суть старообрадцы». Очень любопытен документ, в котором ярко отражено отношение населения Челябинской крепости к официальной церкви. Князь А.А. Путятин доносит Исетскому воеводе, что заложенная в 1748 году в крепости каменная церковь даже в 1764 году (через 16 лет!) не была построена. Причина известна: «понеже тамошние казаки, находятся уклоненными в Раскол, то статься может, что они к строению той церкви не усердствуют».
Реликвии бесценны
Даже сам предварительный «анонс» грядущей выставки в краеведческом музее на городском вернисаже выглядел внушительно. По словам председателя совета Челябинской старообрядческой поморской общины Дмитрия Каргаполова состоится показ редкостных оригиналов древних икон, книг, пройдет знакомство с историческими исследованиями ученых. Впервые зрители увидят более ста экспонатов — староверских книг, написанных еще задолго до никоновских исправлений. А также иконы, написанные в стиле, завещанном Андреем Рублевым. Есть книги более чем трехвекового возраста, они хранятся в молельном доме староверов.
Но их выставлять не рекомендуется, нужна глубокая реставрация. Иначе, по закону о музеях, они не могут быть выставлены. У общины поморов-староверов, конечно, нет приличных сумм на реставрацию фолиантов. Потому будут выставлены более молодые книги, «возрастом» век — полтора. Возраст икон определить еще труднее, здесь тоже требуется вполне затратная экспертиза.
Судьба каждого экспоната поистине драматична. Три века староверы, зачастую ценой своей жизни прятали и книги, и иконы у себя в избах, спасая их от «официальной казни» — в огне костров. Многие из них были спасены во время частых в деревнях пожаров, у них обгорелые переплеты и страницы. Подумать только, изба со всем имуществом сгорела в пожаре, а реликвию, доставшуюся от предков спасли… Без преувеличения, перед каждым таким экспонатом можно преклонить голову и колено. Вот оно — материальное свидетельство людской верности своим корням, эстафета множества поколений из седого нашего прошлого. Разум с трудом способен осознать всю эту толщу времени, соединяющего нас с нашими истоками…
Спешить на выставку старообрадцев в краеведческом музее следует еще и потому, что молельный дом, в котором хранятся бесценные реликвия — простая изба в районе города, под названием Колупаевка. Изба старая, ветхая. Тут еще из-за неудачного ремонта водопровода поблизости избу постоянно подтапливает грунтовыми водами. Это, конечно, здоровью раритетов никак не способствует.
А места для скромного хотя бы храма старообрадцев, в городе, который строили их предки, никак не находится. Точнее говоря, предлагают клочок земли за очень большие деньги на далекой окраине. По сути, на границе города, в районе поселка Исаково. Что это, очередные гонения на староверов?
Чуносов Александр Александрович
|