13-14 января в Стерлитамаке находился древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр. Он принял участие в освящении храма в честь Василия Великого, построенного в 2010 году на ул.Ватутина, 36 «в», в Заашкадарье.
Это не первый визит патриарха Александра в наш город. В июле 2003 года иерарх Древлеправославной Церкви приезжал в Стерлитамак для закладки первого камня в фундамент храма в честь Василия Великого. Нынешний визит древлеправославного патриарха был ознаменован множеством важных для местной паствы событий.
13 января, после торжественного патриаршего богослужения, в котором также приняли участие сопровождавшие патриарха епископ Самарский Савин и епископ Нижегородский Василий, состоялось освящение пяти колоколов, позже украсивших звонницу храма. Колокола отлиты на пожертвования прихожан храма, самый маленький из них весит шесть килограммов, вес самого большого – девяносто килограммов. Отныне их чистый звон будет раздаваться по всей округе.
Община староверов Древлеправославной Церкви была зарегистрирована в Стерлитамаке в 1999 году. Несколько лет у активистов приходского совета ушло на оформление документов на землю, само строительство храма заняло около семи лет. И вот сегодня верующие получили возможность совершать богослужения в новом красивом храме, освящённом самим патриархом. Приехавший по этому поводу из Уфы председатель Собора русских Башкортостана Тимофей Азаров считает визит древлеправославного патриарха в республику событием выдающимся:
Духовное единение – вот главное, что нас сближает и роднит, что делает нас нацией. Храм построен рядом с домом настоятеля отца Сергия, в чьей семье восемь человек, пятеро из которых – дети. Фактически отец Сергий пожертвовал часть своего земельного участка под строительство храма. Староверы – удивительно стойкие, придерживающиеся строжайших канонов люди. Они дорожат своими традициями, бережно хранят веру отцов и дедов.
После освящения колоколов и окончания торжественной службы патриарх Александр охотно ответил на вопросы журналистов. В частности, речь шла о количестве храмов Древлеправославной Церкви в нашей республике.
- Сегодня в Башкирии всего два храма, – сказал патриарх. – Это церковь в Ново-Усенях под Белебеем и собор в Стерлитамаке. В Уфе создана древлеправославная община, но вопрос с выделением земли под строительство собора пока не решён. Во время своего нынешнего визита я постараюсь обсудить его с руководством вашей республики.
На вопрос о том, какое значение патриарх придаёт освящению храма в Стерлитамаке, владыка Александр ответил:
- Рождение церкви сродни рождению человека. Радость, которую я испытываю сегодня, трудно выразить словами. Недаром древние отцы говорили, что если в городе есть в изобилии хлеб, вино, имеется хороший правитель, но нет храма, значит, всё пропало. Церковь – это духовная лестница для людей. И она должна быть в каждом населённом пункте. Да, это непросто. Идти по пути веры всегда непросто, но это единственный путь к истине, отказываться от которого мы не имеем права.
Приятное впечатление на патриарха произвели башкирская погода и жители республики:
- У вас здесь настоящая зима: снег, морозец! А в Москве в день моего отъезда шёл дождь. В следующий раз непременно захвачу с собой лыжи, – пошутил он и уже серьёзно продолжил, – а люди в Башкортостане очень доброжелательные, чистосердечные, открытые, трудолюбивые. Такой и запомню Башкирию: морозная погода и тёплое человеческое общение.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Самый крупный раскол в истории Русской Церкви произошёл в середине 17-го века, когда патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича решил провести реформу русского богослужения и внёс изменения в богослужебные книги, а также вместо двуперстного ввёл трёхперстное знамение. Людей, не принявших эти реформы, продолжавших служить по прежним книгам и сохранивших все старые обряды, стали называть старообрядцами или староверами.
Поначалу старообрядчество представляло собой идейно единое течение. Однако гонения, которым подвергались старообрядцы, привели к их разделению на поповцев и беспоповцев. В 20-м веке по старообрядчеству был нанесён большой удар – к концу 30-х годов сохранились единицы старообрядческих храмов, а большинство священнослужителей было расстреляно.
Крупнейшей старообрядческой церковью в современной России является Белокриницкое поповское согласие. Его официальное название – «Русская православная старообрядческая Церковь» (РПСЦ). Она объединяет 200 общин, разделённых на 10 епархий, которые духовно окормляют 6 епископов. Глава РПСЦ – митрополит Московский и всея Руси Алимпий. (Предстоятель РПСЦ - митрополит Московский и всея Руси Корнилий - прим."Самарского староверия")
Бывшие «беглопоповцы» объединены в Древлеправославную Церковь, центр которой прежде находился в Новозыбково Брянской области, а теперь располагается в Москве. Возглавляет Древлеправославную церковь патриарх Московский и всея Руси Александр.
Основная часть современных беспоповцев принадлежит к Поморской Церкви, Часовенному и Спасовому согласиям.
Мария Воронова
|