Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Свободу совести - под государственный контроль? Комментарий автора сайта
21:24
Свободу совести - под государственный контроль? Комментарий автора сайта
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.  
 
Однако вчера на сайте Министерства юстиции РФ опубликован законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который, в случае его принятия, существенно ограничит гарантированную Конституцией свободу совести. 
 
Законопроект касается, главным образом, двух групп вопросов: порядка деятельности религиозных групп и возможности для религиозных объединений распространять свое вероучение, то есть, заниматься миссионерской деятельностью.
 
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующий порядок деятельности религиозных объединений в России, различает два вида таких объединений: религиозные организации и религиозные группы. Религиозные организации могут быть централизованными (например, РПСЦ, РДЦ) и местными - именно в форме местных религиозных организаций действуют зарегистрированные старообрядческие общины.  Религиозные группы - это добровольные организации верующих, действующие без регистрации. О своем существовании религиозные группы не обязаны сообщать, никаких разрешений для своей деятельности им получать не надо. И лишь в том случае, если в перспективе религиозная группа собирается стать религиозной организацией, то есть, получить регистрацию, она уведомляет о начале своей деятельности органы местного самоуправления.
 
Если мы посмотрим на ситуацию в современном старообрядчестве, мы увидим, что в любом из старообрядческих согласий незарегистрированных групп верующих гораздо больше, чем зарегистрированных общин. Например, в Самарской области официально зарегистрировано восемь старообрядческих общин: три принадлежат РПСЦ (Самара, Тольятти, Сызрань), четыре - ДПЦ (две в Самаре, по одной в Тольятти и Сызрани) и одна - РДЦ (Самара). Незарегистрированных групп по самым скромным подсчетам можно насчитать более трех десятков (РПСЦ, ДПЦ, РДЦ, спасовцы, федосеевцы, часовенные). После прочтения законопроекта сознательно не перечисляю населенные пункты, в которых действуют эти группы.
 
Новый законопроект предусматривает обязанность всех религиозных групп официально информировать территориальный  орган Минюста о создании и начале своей деятельности.  Далее цитирую законопроект: "В уведомлении о создании и начале деятельности религиозной группы указываются сведения о дате и месте ее создания, вероисповедании, лице, уполномоченном представлять религиозную группу, и гражданах, образовавших религиозную группу, а также, в случае вхождения в централизованную религиозную организацию – наименование данной организации".
 
Возникает вопрос: зачем??? Зачем органу юстиции знать имена и фамилии бабушек, которые собираются вместе, чтобы помолиться? Каковы цели этого тотального контроля за вероисповеданием каждого жителя России?
 
Дальше - больше. Напомню, что Конституция гарантирует каждому из нас право индивидуально или совместно с другими распространять религиозные и иные убеждения. Минюст России это, похоже, не устраивает. Поэтому  законопроектом предусмотрено внесение в закон  «О свободе совести и о религиозных объединениях" статьи 18-1 "Миссионерская деятельность".
 
Цитирую законопроект: "Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение, и осуществляемая религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами".
 
И еще одна цитата из этой же статьи 18-1: "Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации".
 
Перевожу с юридического на человеческий. С того дня, когда этот закон вступит в силу (если он все же будет принят), любой православный старообрядец, прежде чем "дать отчет о своем уповании" вопрошающему или просто объяснить кому-либо, что он считает свою Церковь истинной, должен предварительно заручиться доверенностью от религиозной организации. Нет доверенности? - "Осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пяти до семи тысяч рублей". Это уже цитата из статьи, которую предполагается включить к Кодекс об административных правонарушениях.
 
Полгода назад мне пришлось публично заниматься самой что ни на есть миссионерской деятельностью - встречать посетителей фотовыставки, рассказывать им о староверии, отвечать на вопросы. Случись это после вступления законопроекта в силу, я занималась бы противозаконной деятельностью - не являясь руководителем или членом руководящего органа религиозной организации, без доверенности миссионерствовала. Полгода назад я слышала только благодарности от  посетителей и работников музея, после вступления в силу нового законопроекта, повтори я это снова, могла бы подвергнуться штрафу.
 
Вчера неутомимый Сергий Аветян открывал фотовыставку в Ростове. Еще немного - и прежде чем выступать перед посетителями очередной выставки, он должен будет продемонстрировать доверенность.
 
На днях в Бурятии открывается фестиваль старообрядческих коллективов - тоже своего рода миссионерство. Скоро участники таких фестивалей тоже должны будут запасаться доверенностями? А участники концертов духовных песнопений?
 
А коллеги - авторы и редакторы староверческих сайтов? Разве деятельность религиозного сайта не направлена, в том числе, и на "распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения"? И осуществляется она публично... Миссионерство в чистом виде. В случае вступления законопроекта в силу всем администраторам и редакторам  - во всяком случае, тем, кто делает не личные странички, а сайты общин,  тоже нужно будет иметь доверенность или иной официальный документ от религиозной организации. Это же касается редакторов газет и журналов, которые издаются религиозными организациями. 
 
Кому это выгодно? В первую очередь, государству. Руководствуясь благими вроде бы побуждениями (противодействие религиозному экстремизму), оно готово взять под контроль то, что является личным делом каждого - религиозные убеждения и право их проповедовать. Выгодно это и тем религиозным организациям, которые рады привлечь административный ресурс для борьбы с религиозным инакомыслием - будь то инакомыслие иноконфессиональное или внутриконфессиональное.  Все религиозные группы на подведомственной территории наперечет -  и пусть попробуют миссионерствовать, не нарушая закона! Еще легче запретить любое выступление - на сайте, в печати, на телевидении - инакомыслящим внутри своей конфессии. Отозвать доверенность можно в два счета, а ведь можно и вообще ее не давать.
 
Похоже, государство готово поддержать "государственные религии",  в том числе, обеспечив им административную поддержку в борьбе с религиозным инакомыслием, если те, в свою очередь, поддержат государство.
 
Законопроект, предложенный Минюстом, откровенно антиконституционный, но не удивлюсь, если он пройдет в Думе "на ура". Что же нам остается? Пока еще остается право говорить от своего собственного имени. К счастью, это не так уж мало... 
 
Категория: События и комментарии | Просмотров: 2104 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 14
1 Евгений_Иванов  
Ирина, с Праздником!) Очень хорошая статья. Очень профессиональный комментарий. Только давайте глянем на ситуцию глазами человека незаконопослушного.

К примеру, Закон принят. Я занимаюсь миссонерской деятельностью, молюсь в незарегестрированной общине. Меня ловит милиция, привлекает к административной отвественности. Отвественность не такая уж и страшная. В тюрьму не посадят. А вот дальше? Может кто и замолчит, а я нет. Я к журналистам пойду, к правозащиникам, в пен-клуб напишу, в Госдеп США. Это так же легко, как к Вам письмо отправить.

Теперь оценим результат столкновения: я заплатил [и то вопросъ 2-5 тысяч. Российская власть "пропалоскана" по полной программе. Авторитет тех старообрядческих деятелей, что дружат с властью резко падает. Народ на них начинает коситься.


2 sokol  
Здравствуйте Евгений!
Где вы сегодня найдете Журналиста и ПравоЗащитника?
..
Интересно, 12 лет назад, когда только-только создавались поисковые правовые системы, типа "Гарант", все Российское законодательство умещалось на 500 мегаБайтах. Теперь, после внесения множества поправок, Законов, опять поправок, примерно 7 ГигаБайт, т.е. база документов выросла более чем в 10 раз! В Древнем Китае это называлось "ловить сетями собственный народ".

3 Евгений_Иванов  
В этом вопросе есть два основополагающих документа:
Декларация прав и свобод человека и Конституция РФ.
Все, что им противоречит - незаконно.

Журналисты:

http://kasparov.ru
http://grani.ru
http://www.ua-today.com/
http://www.gazeta.pl/

Правозащитники:

http://zaprava.ru/
http://sova-center.ru/
http://www.mhg.ru/

В конце-концов есть Самстар и мой блог:
http://evgenyivanov.livejournal.com/ smile


4 Евгений_Иванов  
Сюда еще написать можно http://www.idee.org/idee.html

5 samstar2  
С праздником!

Видите ли, я далека от того, чтобы всерьез опасаться, что сразу после принятия законопроекта милиция будет врываться в квартиры и разгонять несанкционированные молебны бабушек.

Дело в другом. Во-первых, тотальный контроль за всем и вся. Второе - стремление учесть и переписать все незарегистрированные группы, и, соответственно, рассматривать группы, не подавшие документы о себе, "яко не бывшие". К примеру, возвращая свой храм, нам приходилось много раз дискутировать с чиновниками. Они говорили: "А зачем вам храм - у вас два десятка бабок!" Мы говорили: "Да у нас... религиозные группы там, религиозные группы здесь". И далее шло перечисление всех населенных пунктов, где есть наши христиане. Получалась весьма существенная цифра. И мы не преувеличивали. Действительно, и большая группа в 30-40 верующих, и три семьи, которые остались в некогда староверском селе и собираются вместе на молитву, по нынешнему законодательству - религиозные группы, с правами, которые гарантирует им государство. А теперь? Посмотрите, как де-юре уменьшится количество старообрядцев: только у нас в области при таком раскладе их станет раз в пять меньше. Смогут ли зарегистрированные общины рассчитывать на возврат храмов, выделение земли и т.д.? Ответ будет один: "да вас уже не осталось!"

Вопрос с миссионерством - это вообще абсурд. Чей тут интерес, ясно, но попытка правового регулирования отношений, которые в принципе не должны регулироваться правом - это действия слона-государства в посудной лавке. Право должно вмешиваться в жизнь людей и организаций только для того, чтобы предотвратить или пресечь нарушение существенных интересов людей, организаций, государства. Чтобы предупредить возможные преступления. У нас есть статьи о запрете разжигания религиозной и иной розни, у нас клевета и оскорбления считаются преступлениями. Вот и пусть государство бдит за тем, чтобы все: религиозные организации, все остальные юридические лица, граждане не нарушали этих запретов. И не важно, от себя лично или от религиозной организации я говорю о вере - главное, чтобы мое миссионерство не было оскорблением, клеветой, не содержало призывов к разжиганию розни, свержению существующего строя и т.п., запрещенного УК. Если же я не совершаю правонарушений или преступлений, то это мое дело и дело моей Церкви решать, могу я выступать от ее имени или нет, должна я иметь при этом доверенность, мандат, благословение духовного отца, направление настоятеля или не должна. Это - уже не сфера государственного регулирования. Но государство лезет в эти отношения, государство, по сути, пытается превратить религиозные организации (имею в виду крупнейшие конфессии) в государственные церкви. По сути, вместо одной государственной церкви создать некоторое количество государственных церквей, а верхушку этих церквей превратить в бюрократический аппарат. Государство в обмен на полную лояльность будет с помощью права защищать интересы клерикальных верхов.

Я уже не говорю о том, что есть в законопроекте и другие нормы, не менее абсурдные. К примеру, не секрет, что молодое и среднее поколение в большинстве своем далеко от церкви. А бабушки ведут в храм внуков. Ну так вот вам новая статья в КоАП: "Ст.5.26.1 «Вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения вопреки его воле и (или) без согласия его родителей или иных законных представителей посредством приглашения несовершеннолетнего для участия в собраниях религиозного объединения или не воспрепятствования несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения, путем проведения бесед с несовершеннолетним, передачи для ознакомления печатных, аудио – и видеоматериалов, а также предоставления несовершеннолетнему материальных благ за участие в деятельности религиозного объединения – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей". И все - пропала бабка. Не спросила согласия у зятя (снохи), привела внука на службу, а потом еще и конфетку дала или десятку на мороженое - есть состав административного правонарушения. Ладно, если в семье отношения нормальные. А порой ведь, особенно при смешанных браках, один из родителей против приобщения ребенка к храму. И что? Станет бабуська административной правонарушительницей-рецидивисткой? А если на уроке ОПК староверческое дитятко "не в тему" расскажет, что его бабушка в староверческий храм водила? Не везде, конечно, но, думаете, не найдется желающих с помощью органа опеки на бабуську повлиять?

Если бабуля призывает к джихаду - государство должно вмешиваться. Если в монастырь насильно тянут несовершеннолетних, ломая им жизнь - тоже. Но вмешиваться в жизнь обычной семьи? А формально закон позволяет. А если он позволяет- будьте уверены, найдутся те, кто его точно и неуклонно, доведя до абсурда, исполнит. Полный сюр, а не законопроект.


6 Сергей_Волков  
Евгений_Иванов , ваша мысль : "...всё равно отобъёмся..!", а Ирина Георгиевна предпочитает не давать ретивым исполнителям закона права вмешиваться в жизнь законопослушных граждан больше, чем это действительно необходимо... Согласитесь, второе - более разумно ?!

10 Евгений_Иванов  
Соглашаюсь. Я просто хотел дополнить Ирину. По этому вопросу у меня нет с ней разногласий. Она молодец, что эту тему подняла. Низкий ей поклон.

7 Олег_Хохлов  
Доброго здоровья всем!

Согласен, что такие формулировки - прямая дорога к злоупотреблениям, комментарий отличный.

При критике также важно рассмотреть полностью выпавшую из законопроекта область - безбожников. Получается, что атеизм вообще не подпадает под ограничения, ведь регистрировать ничего не надо... А это - прямое ущемление прав верующих. Вариант с противодействующим родителем тоже сюда подпадает.

С другой стороны, надо и конструктивно предлагать что-то, ведь когда в сети, например, от имени старообрядцев говорят кто попало - явный пример дискредетации Церкви. А конкретный человек - лишь частный случай.

Мне решение видится в прописывании в подобном законе (если он нужен) принципов священнического благословения, то есть что возможно "доверенность" получить устно. Но это тонкий момент, с точки зрения бюрократии едва ли приемлемый.

Либо вовсе без закона, но как тогда экстремистов и сектантов остановить?


11 Евгений_Иванов  
Зачем останавливать тех, кто не нарушает Уголовный Кодекс?

Призвал к убийствам, погромам, завладел имуществом обманным путем - садись. Для этого все статьи есть и сроки по ним немаленькие.


8 samstar2  
Там, где государство, закон начинают регулировать "принципы священнического благословения", кончается Церковь и начинается ведомство православного (или любого иного) вероисповедания, государственная церковь (или церкви)

9 samstar2  
Для того, чтобы остановить экстремистов, есть правоохранительные органы, а заведомо рассматривать всех верующих в качестве потенциальных экстремистов, все равно, что рассматривать каждого вышедшего на улицу из дома, как потенциального убийцу и насильника. Что же касается сектантов, то не уподобляйтесь Дворкину. Мне вон в свое время один наш городской чиновник, к которому приходилось по вопросу храма обращаться, все пенял по-отечески: "Ну что Вы с этой сектой связались, ну зачем они Вам?" Секта для него, если Вы не поняли, это РПСЦ. Так что смотрите, как бы нас самих в сектанты не записали. Дело христианина - нести веру и защищать ее чистоту, но там, где Церковь начинает привлекать для этой борьбы государство - она превращается в государственное ведомство.

12 Сергей_Волков  
Ирина Георгиевна, вполне логичный, извечный "русский" вопрос: "Что делать ?" Есть ли у вас возможность донести ваши аргументы до ушей тех, от кого зависит принятие/непринятие законопроекта ???, ну или хотя бы до посредников на региональном уровне....?

13 samstar2  
Мое личное мнение вряд ли интересует власти предержащие. Но существует порядок обсуждения и согласования любого законопроекта, включающий, в том числе, рассылку проектов заинтересованным организациям. До сих пор все проекты, касающиеся деятельности религиозных организаций, направлялись крупнейшим конфессиям с просьбой представить свои замечания и предложения (другой вопрос - учитываются ли потом эти замечания). По крайней мере, в последние годы мне приходилось готовить для митрополии свои соображения по некоторым законопроектам. Привлекали к этой работе и других юристов нашей Церкви, благо, сейчас у нас и среди священства есть профессиональные юристы - о.Иоанн Курбацкий, о.Иоанн Заботин. Надеюсь, что и этот законопроект пришлют, а митрополия сможет представить властям свои замечания.
Мне сейчас совершенно некогда бродить по Интернету, но даже одни заголовки в новостях показывают, что законопроект воспринят большинством конфессий крайне негативно. Надеюсь, эти конфессии также выскажут свои замечания. А вообще, в начале ХХ в. староверы разных согласий могли защищать свои интересы в Государственной Думе, объединив усилия. Жаль, что сейчас все варятся в своем соку и не хотят или не могут объединить усилия в этом направлении. Это не экуменизм, это просто совместная борьба за выживание. Если хотя бы три конфессии РПСЦ, РДЦ и ДПЦ выступили с общим заявлением по этому поводу (я не о трескотне в СМИ в виде открытых писем и т.п., а о серьезно подготовленной аналитической записке, например, составленной всеми староверческими конфессиями). Думаю, это прозвучало бы совсем по-другому.

14 Didim2  
Доброго здоровья! Помните первохристиан в Риме! Подобное было в России при царях. Опять хотят поставить алтари госбогов и мы прекрасно знаем что они будут никонианскими.короче опять гонения.сушите сухари! Церкви стройте но неукрашайте,ибо вы невоспользуетесь ими.лучше потратьте деньги на книгопечатание,поддержку своих малоимущих,на создание канонических смей,наладить прерваные связи;ПОКА НЕТ ГОНЕНИЙ.нас и так мало осталось.нас всё равно неспросят.торопитесь.Простите Христаради!это написано мною изходя из анализа бесед с прихожанами старого поколения.включая моего духовного отца.Короче:сейчас затишие перед бурей(гонениями).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]