В старинном алтайском селе Анамас, где местные староверы создают свое поселение, ожидают гостей из-за океана. В мае посмотреть на опыт сибирских кержаков приедет представитель американской общины старообрядцев.
"Это, наверное, самый состоятельный мужчина из американской общины. Он сам живет в Аргентине, разводит лошадей. А дети у него в штате Орегон, США", - рассказал сегодня корр. ТАСС основатель алтайской общины Александр Холмогоров. По его словам, их будущий гость имеет русские корни, на Алтае живут его родственники. "У него сугубо личные цели. Дети выросли, а женить и выдавать замуж за американцев они их не хотят", - рассказал Холмогоров.
Село Анамас в Алтайском крае было основано староверами в 1886 году. В начале 1990-х село опустело - его жители умерли или разъехались. Полтора года назад в Анамас приехала жить семья Александра Попова из Барнаула. У него и супруги Дарьи пятеро детей, старшему 15 лет, младшему - полтора года. Из всех благ цивилизации в Анамасе осталось лишь электричество. Ближайшее село, куда дети могут ходить в школу, расположено в десяти километрах. Недавно к колонистам присоединился еще один барнаулец Андрей Марков. Его семья отказалась последовать за ним в "глухую" деревню, где не смотрят телевизор и живут по старообрядческому укладу - в молитве и труде.
Первые поселенцы возрождённого Анамаса занимаются сельским хозяйством, разводят пчел. "Много было ко мне обращений из разных регионов страны, но пока никто не приехал. Люди опасаются трудностей, ждут от государства поддержки. А мы просто работаем, надеясь только на себя и Бога", - рассказывает Александр Холмогоров.
В американском штате Орегон есть коммуна из 10 тыс русских переселенцев - староверов. И многие хотели бы вернуться к своим истокам. Есть старообрядческие поселения и на Аляске, в Канаде, Южной Америке. Холмогоров ведет с ними активную переписку. Они жалуются ему на нравы современной молодежи.
"Замужние молодухи хоть и отдыхают на Гавайях, но шашмуру /головной убор, - прим ТАСС/ пока, слава Богу, не снимают", - было написано в одном из писем, поступивших в адрес алтайских староверов.
На Алтай староверы, гонимые властями, начали переселятся с XVIII века. К 1930-м годам количество старообрядческих приходов в регионе достигало сорока, однако за годы советской власти все старообрядческие коммуны распались, а блюстителей древних канонов веры остались единицы.
|