Главная » 2011 » Май » 9 » Таватуй: Министерство культуры Свердловской области признало, что староверческое кладбище представляет историко-культурную ценность
09:41
Таватуй: Министерство культуры Свердловской области признало, что староверческое кладбище представляет историко-культурную ценность
На протяжении последних четырех лет наш сайт публиковал материалы о староверческом кладбище в уральском поселке Таватуй.
 
Напомним, эта история началась в 2008 году.  23 сентября 2008 года Агентство Европейско-Азиатские новости объявило, что на могилах старообрядческих иноков  на старом кладбище уральского села Таватуй, установлен Поклонный Крест. Об этом корреспондентам ЕАН сообщил клирик верхнетагильского единоверческого прихода во имя Святого Архистратига Михаила священник Сергий Комаров.
 
Наш сайт рассказывал об этом святом для христиан-поморцев месте, поэтому информация агентства ЕАН вызвала тогда у нас недоуменные вопросы. За разъяснением "Самарское староверие" обратилось  к члену Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, ученому-историку Алексею Александровичу Безгодову.
 
"Нами с недоумением была воспринята информация об установке клириками РПЦ (МП) Поклонного Креста на Таватуе - пояснил А.А.Безгодов. - Таватуйский старообрядческий скит в 18-19 вв. был одним из духовных центров староверов-поморцев Урала и является поистине святым местом, местом духовного подвига наших предков. К тому же здесь староверами ежегодно совершаются поминальные панихиды, поэтому организация здесь какого-либо культового места в рамках РПЦ МП неприемлема. Непонятно также, что двигало представителями РПЦ МП в подобных инициативах, или они об этом просто не думают..".
 
Вскоре на сайте "Православная газета. Екатеринбург" Екатеринбургской епархии РПЦ МП появилась статья с названием "Старинные кладбища не должны находиться в поругании". У человека, незнакомого с реальным положением дел по староверческому погосту в п. Таватуй, после прочтения статьи должно было сформироваться положительное мнение об инициативах настоятеля верхнетагильского единоверческого прихода во имя Святого Архистратига Михаила Сергия Комарова.
 
А незадолго до появления статьи в поселок Таватуй приезжал священник Сергий Комаров с предложением о восстановлении ограды староверческого погоста и строительстве церкви. Руководители общества «Таватуйское согласие», объединяющего жителей поселка, сообщили ему, что в планах общества восстановление ограды есть, но вопрос по строительству часовни Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП) они считают неуместным, т.к. это оскорбит чувства староверов. И информировали, что подобные деликатные вопросы можно решать только на сходе жителей поселка. Такая постановка вопроса гостя не устроила. После этой встречи и вышла статья, в которой инициатива Екатеринбургской епархии РПЦ МП преподносилась как образец благородства, а позиция местных жителей критиковалась, причем, епархиальные авторы не брезговали и ложью.
 
На сайте "Таватуй", который стал направлять свои материалы на "Самарское староверие", отмечалось:
 
"Сергей Комаров уже знал, что общество будет восстанавливать ограду, а пишет «на заброшенном кладбище, на берегу озера, собираются устроить …пляж». Происходит какая-то подтасовка фактов: в статье пишут: «В Таватуе же не оставляют мысли сделать из кладбища пляж, хотя многие жители поселка считают это недопустимым». Безусловно, считаем недопустимым делать пляж, но ведь никто и не собирается.
 
Налицо попытка устроить какой-то скандал, возмущение читателей, дискредитировать таватуйцев и на этой волне решить вопрос с предоставлением земли под часовню. Ведь в Верхнем Тагиле все проходит по этому сценарию. В статье так и написано, что уже ставится «вопрос о передаче земельного участка Михаило-Архангельской общине под исторический комплекс».
 
Совершенно очевидна причина активности клириков РПЦ МП: в ближайшее время планируется принять закон о передаче земель религиозным организациям. Этот законопроект мощно лоббируется РПЦ МП. Чиновники от церкви очень заинтересованы в освоении новых земель, в т.ч. на Таватуе и В.Тагиле. Региональное общественное движение «Спасем Таватуй» категорически против строительства на староверческом погосте культовых сооружений РПЦ" (http://samstar.ucoz.ru/news/2009-07-14-2302).
 
Одновременно инициаторы движения "Спасем Таватуй" призвали жителей поселка восстановить кладбище своими силами. И такая работа была проведена. Наш сайт рассказывал о том, как всем миром староверческое кладбище было приведено в порядок. 
 
В мае 2010 года потомки первопоселенцев на озере Таватуй Зиновьевы, Клюкины, Фёдоров восстановили кресты на могилах  старообрядческого кладбища. Представители старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви г. Екатеринбурга освятили вновь установленные кресты и провели службу поминовения усопших – основателя скита и деревни Таватуй – досточтимого Панкратия Таватуйского (в миру – Фёдоров Панкратий Клементьевич) и иноков, служивших ранее в скиту.
 
Весной 2010 года инициативная группа обратилась к главе Невьянского городского округа и председателю Невьянской городской Думы с ходатайством о признании староверческого кладбища, места скита и могил староверческих иноков объектами культурного наследия. Это заявление наш сайт публиковал.
 
 
И, наконец, последняя на сегодня новость: Министерство культуры Свердловской области признало, что староверческое кладбище имеет историко-культурную ценность. В своем ответе Министерство разъясняет, какие документы должны быть представлены для внесения кладбища в перечень объектов культурного наследия. Впереди у инициативной группы много работы, но теперь уже есть надежда на то, что кладбище получит официальный статус памятника и будет защищено от рейдеров из патриархии.  Публикуем текст письма Министерства культуры и туризма Свердловской области, предоставленный А.А.Безгодовым.
 
 
 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1456 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 иеромонах  
0
Чрезвычайно прискорбно, что "поморцы" терпят напасти от никониян! Но что же пенять на зеркало..? Не так уж давно они с помпой поставили крест на месте Невельского общежительства християн-федосеевцев, к которому, как это понятно всякому нормальному человеку, конечно не имеют никакого отношения. Гавриил Семенов с братом Никифором никогда не были "поморцами законнобрачного согласия", а были, как и братья Денисовы, первобытными поморцами, не признающими "безсвященнословный" брак. "Законнобрачники" появились лишь в конце XVIII в. в Москве. Но современные "поморцы" по своему обыкновению преподносят себя как наследники Выга и помалкивают о том, что по сути являются отступниками выговских законов. За утверждение законности "безсвященнословных" браков на Выгу вплоть до XIX в. отлучали. cry

2 Aleko  
0
Как забавно! Любезный "иеромонах" ваши утверждения конечно интересны, но однако эта новофедосеевская позиция далека от действительности. Вы вероятно романтик, живете в выдуманном вами мире и признаете только такую историю которую хотелось бы иметь. Ну что ж это ваше право, сейчас много разных сообществ реконструкторов появилось.
А по существу ваших претензий могу сказать, что Феодосий Васильев равно как и первые федосеевцы безусловно считали себя находящимися в одной Церкви с поморцами, несмотря на имеющиеся разногласия по некоторым вопросам. Об этом есть множество подтверждений в источниках. После смерти Феодосия Васильева его имя было внесено в Выговский синодик. Так что Феодосий Васильев почитается поморцами как один из отцов пострадавших за правоверие. (Кстати Крест на месте невельского общежительства был поставлен безо всякой помпезности, а в рамках работы молодежного лагеря, силами самих участников).
К тому же никаких особых "законобрачников" отдельно от поморцев никогда не было, это уже ваши фантазии, иначе было бы известно и согласие безбрачных поморцев, однако таковое нам не известно. Так что Поморское согласие было вполне единым, не смотря на имеющиеся в разное время и в разных местах некоторых отличий, особенностей и некоторого разномыслия.

3 veniamin  
0
Не вижу особой забавности.
В некоторых постах сторонников современных поморцев в последнее время появилось интересное определение - "новофедосеевцы". Поскольку вы его употребили, прошу вас расшифровать смысл оного.
Вы утверждаете, что никаких особых "законобрачников" отдельно от поморцев никогда не было. Но именно так и называлась ваша церковь на своих соборах: законнобрачной. Далее вы утверждаете, то поморцы были едины. Но это совсем не так, как видно из множества исторических свидетельств. Со времени принятия на Выгу молитв за императора стали появляться отдельные общества, принимавшие или отвергавшие нововведения. По этому принципу появились и брачные. Филиповцы , как наследники Выга, остались безбрачными. Так что никакого единства по вопросу брака у мнимых и истинных поморцев не было.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]