Главная » 2009 » Декабрь » 18 » В Книжнице - Канон Архангелу Михаилу, Грозному Воеводе, Чиноначальнику Небесных Воинств
20:06
В Книжнице - Канон Архангелу Михаилу, Грозному Воеводе, Чиноначальнику Небесных Воинств

В нашей Книжнице - Канон Архангелу Михаилу, Грозному Воеводе, Чиноначальнику Небесных Воинств. Текст канона предоставлен диаконом Иоанном (Самарская область, РДЦ). По утверждению о.Иоанна, именно этот список является подлинным текстом канона, написанным царем Иоанном Васильевичем Грозным. Публикуемый список отличается от известного варианта Канона святому Ангелу Грозному, записанного, в частности, в рукописи из Троице-Сергиевой Лавры. Рукопись канона хранилась в одном из старообрядческих семейств, передавалась из поколения в поколение. В любом случае, этот список интересен и является памятником гимнографического творчества.


Категория: Новости Самстара | Просмотров: 4359 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 11
1 Изумлённый  
1
Странно, в библиотеках хранятся рукописи 16 века с идентичным текстом и текст там без сомнительных неправоверных учений. Повествуют же те каноны о прихождения ангела к человеку умирающему, да душу изымет от тела бренного. И как видим в житиях многих святых и явление ангел описующих, то человеку нераскаянному и явление ангела представляется грозным и исхождение от тела болезненным. А святым и ангел светлым представляется, как читаем то в молитве святаго Евстратия великого: "Милостив буди ми Владыко, и да не узрит душа моя темнаго взора лукавых бесов, но да приимут ю Ангели твои светлии и пресветлии". В "Григориевом видении" на листе 11 об. описывается исхождение души бл.Федоры от тела: "и се внезапу явишася два юноши красны зело, во одеждах златых" и далее во всей книге видим душу тоя Феодоры двема ангелами чрез мытарства на небо сопровождаему.
Что же сие творение претендует на оригинал письма Иоанна 4, Васильевича? И что сие за новое богословие? Архангел Михаил приходит за каждой умершего душой? В коих книгах у древлеправославных сие обретается? На каком Соборе сей догмат утвержден? Да и по мирскому уму положено воеводе воеводствовать, а не ходить по домам звать новобранцев.
Да и молитва Архангелу Михаилу весьма и весьма предивна: "Господи, Господи, великии архангеле Михаиле демоном сокрушниче". Не к Люциферу ли сия молитва? Ибо он возжелел быть богом и был за то свержен с небес!
Изумительно, как это на Самстаре опустились до публикации таких низкопробных подделок сатанистов царебожников? Ясный намёк на Царебожничество зритмися от помещения образа Ивана кровавого в каноне сем.
Остерегайтесь, правоверные, от чтения таких лукавых писаний!

2 Aleko  
-1
Да, согласен, весьма странный вариант. По канону Ангелу Грозному воеводе имеется весьма обширное исследование, ни в одном из сохранившихся списков нет упоминания о Архангеле Михаиле, не понятно откуда оно взялось здесь.
Вообще текст довольно полно совпадает с текстом изданным в нач. 20 в., но с некоторыми отдельными правками (надо заметить мало удачными) и заменой обращения Ангелу Грозному на обращение к Архангелу Михаилу.
Складывается впечатление, что это какая то частная переработка.

Кстати молитва Архангелу Михаилу в отличии от опубликованного варианта (тоже правленного не в лучшую сторону) в состав канона не входит, а является самостоятельным произведением.

К слову сказать мной уже отдан в типографию канон Ангелу Грозному печатного образца нач. 20 в. для его переиздания. готов будет на днях.


3 samstar2  
3
По поводу того, что опустились... Знали бы вы, сколько я бракую материалов и какие это материалы... Что касается канона, то его я не ставила недели три. Админ вообще был против публикации. Канон предоставил диакон РДЦ из Самарской области. Я написала ему, задала ряд вопросов. В частности, просила пояснить, что это за источник, откуда архангел Михаил взялся, по тексту кое-что пояснить просила, святой царь - тоже вопрос вызывает. Предупредила, кстати, что реакция неоднозначной будет. Но диакон Иоанн ответил уверенно, что канон видели многие священники РДЦ, епископ, и все его высоко оценили. Пыталась я задавать вопросы и некоторым представителям РДЦ, помимо о.Иоанна. Ни у кого вопросов к канону не возникло.

Мне меньше всего хочется подставлять представителей тех или иных согласий. В данном случае я все же решила поставить канон, и не потому только, что мои вопросы восприняты были с некоторой обидой. Согласитесь, если довольно большое число представителей РДЦ, причем, церковнослужителей, считает, что это прекрасный текст, это о чем-то говорит. Но размещая канон, я решила поставить ссылку еще и на рукописный текст из собрания ТСЛ - чтобы желающие могли сравнить с первоисточником.

Кстати, я рада комментариям, хоть они и негативны. Больше всего меня огорчило бы молчание. Мне порой кажется, что исправь сейчас книги - все молча проглотят, никто ничего и не поймет. Я поставила канон - прошел день, другой, третий... Все молчат, оценку поставили - отлично. Вот где печаль... Уехала в командировку - а по возвращении увидела комментарии. И оценка снизилась до тройки. Это вселяет надежду.

Старообрядцы всегда так трепетно относились к богослужебным текстам! Здесь (то есть, в предоставленном каноне) этого, к сожалению, нет. Очень не хочется, чтобы было такое вот легковесное отношение. А то так и до акафистов а-ля РПЦ дойти недолго.


4 AFANATOS  
-1
Этой реакции со стороны некоторых людей я вполне ожидал, но один интересный момент - если бы не было сказано ни слова, что канон написал Иоанн Грозный, то какова была бы тогда реакция? Но, к сожалению, некоторые наглядятся иконы антихриста - этого телевизора, в частности мерзкий фильм "Царь" жида П. Лунгина, и, возможно, наиболее легковерные тут же громко проклянут «царя-зверя» Ивана кровавого, как изумлённый некто нектович например - Бог ему судья, отсюда возможно и антипатия к канону. В том, что известный канон Ангелу Грозному это канон Архангелу Михаилу - сомнения нет: http://www.ic-xc-nika.ru/texts....lava_11 И к тому же написан этот канон во время боевых действий похода на Казань 1552г, (Через год после Стоглавого Собора!), где, как известно, царь бился вместе с войском и где каждый час мог быть последним в жизни. Поэтому-то царь и молился Небесному Воеводе Архангелу Михаилу о заступничестве - "запрети всем борющимся со мною видимых и невидимых, и сокруши их силу немощну." а вслучае смерти - "О! людие Божии благочеcтивии вси племени земстии, егда видите мое смертное тело повержено, и вонею обьято греховною. тогда помолитеся о мне грешнем архистратигу Божию Михаиле, да ведет душю мою в тихое пристанище." Да, этот канон есть и будет "Камнем претыкания", и всякий верный Господу и Святой Руси не поругается ему, а неверующий, в особенности если это жид, будет поливать грязью. Если кто хочет прояснить какие-то моменты или будут вопросы - можете их прояснить написав мне на почту: Iwann-gorgonij@ya.ru

5 samstar2  
1
Уважаемый о.Иоанн!

Во-первых, прошу Вас быть сдержаннее в выражениях. "Самарское староверие" - не тот ресурс, на котором борются с "жидо-массонским заговором". Поэтому впредь "жиды" и т.п. будут убираться. По той же причине я убрала Ваш оскорбительный ответ Изумленному. Такие комментарии мы не публикуем.

Во-вторых, прошу Вас более внимательно прочесть замечания. Во-первых, отрицательные отзывы на текст связаны не с тем, что канон написан Иоанном Грозным. Судя по отзывам, всем участникам дискуссии это хорошо известно, более того, они хорошо знакомы с ранее изданными или содержащимися в рукописях текстами канона.

Это то, о чем я писала Вам, уточняя, каков источник происхождения текста. Во всех списках этот канон проходит как Канон Ангелу Грозному. У Вас он назван Каноном архангелу Михаилу. Есть и иные отличия от известных списков, причем - и тут я согласна с Алеко - отличия эти не в лучшую сторону.

Речь идет о том, что канон - переработка оригинального текста, причем, переработка не самая лучшая. Да и святой царь Иоанн Грозный тоже вызывает некоторое недоумение. Разве он канонизирован в РДЦ?

Люди, которые сюда заходят, в большинстве своем весьма начитанны и делают выводы вовсе не на основе фильмов. А уж если принимают участие в дискуссии о богослужебных текстах, то хорошо знакомы с ними. Я ведь предупреждала Вас, что реакция на этот текст будет, скорее всего, негативной.

Я с удовольствием размещу любые Ваши комментарии, но только без оскорбления участников и навешивания на них ярлыков. Тем более, Вы не знакомы с ними лично.


6 AFANATOS  
1
Простите Христа ради - погорячился, но и изумленный не должен называть священнослужителя РДЦ сатанистом-царебожником, полно о том.
Есть отличия, конечно же, так и должно быть, но почему же Вы все считаете, что отличия эти не в лучшую сторону. Я же Вам докажу обратное.
Сравним первый запев 7 песни: А.Г. - "Великий мудрый хитрец, никто же может твоея нещадности, святый Ангеле, умилися о мне окаяннем." О чем здесь вообще речь, кто-нибудь мне пояснит? Второй запев: "Милосерд сыи светлыи светильник, просвети ми мрачную душу своим светлым пришествием, да во свете теку в след тебе." Вроде бы ничего, но течь в след светлого светильника? Разве возможно этот бред переправить в следущий текст:
1 запев 7 песни А.М. - "О! великии воевода премудрыи воине хитрыи слуга Божии, творитель воли Его Архистратиже святыи, никтоже может твоея мудрости разумети, да бы скрылся от твоего грознаго воззрения, и нещадности святыи Архангеле Божии Михаиле. Просвети мя мрачную душу своим светлым пришествием. да во свете пойду радуяся вослед тебе."
Первый запев 8 песни А.Г. - "Царя Небесного слава, нетленная и непроходимая, Сотворшему чины архангельския свята такова страшна и грозна, смертоносна Ангела, хвалите пойте и превозносите Его во веки." Что-то я никак не пойму, кого же здесь хвалить петь и превозносить во веки и про что здесь написано?
Первый запев 8 песни А.М. - "Царя Небеcнаго грозныи воевода страшныи воине, и предстатель великии преcтолу Владычню. святыи Архангеле Михаиле, грешным нам скорыи помощник, и теплыи заступник, смерть приcно измени нас доброты здания сего, приведе нас к Свету Святейшему и Праведному Судии, Егоже благословим и превозносим Господа во веки."
Так где же здесь переработка оригинального текста, да и еще не самая лучшая? Сравнения можно продолжать и дальше, но они будут не в пользу канона Ангелу Грозному. Это может проверить каждый, положив перед собою молитвослов с каноном А.Г. и канон обсуждаемый здесь и сравнить каждую песнь, каждый запев.
Предоставьте же мне теперь правки и отличия мало удачные и не в лучшую сторону, то есть не в пользу канона Архангелу Михаилу, я бы хотел взглянуть, ибо я не находил таковых.

7 Изумлённый  
-1
"изумленный не должен называть священнослужителя РДЦ сатанистом-царебожником"
А где я Вас так, о любезнейший, наименовал? Несть того! Но приложил сие именование к тем кто канон ПОДДЕЛАЛ!
Вот она шапочка-то и загорелась... smile

Не стали Вы отвечать на изумлённые вопросы мои. Оно и верно, ответить -то нечего! Но к тексту рукописи привязались. Приведу же во свидетели иных списков сонм честныи.


8 Изумлённый  
-1
Источник: Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе.

Текст Канона издается по небольшой рукописи XVII в., открывающей собой известный сборник №2 из Карельского собрания ИРЛИ.

Канон Ангелу Грозному воеводе Парфения Юродивого нередко встречается в рукописях. Леонид указывает, например, следующие списки Троице-Сергиевой лавры: канонники № 280 (конца XVI — начала XVII в.), 284 (XVII в.), 287 (XVII в.), 293 (XVII в.) и др. Нами для вариантов избраны тексты в сборнике канонов БАН, 33.3.20 середины XVII в., в 16-ю долю, на л. 213 об.— 227 (обозначаем — А).
Для вариантов избрана также рукопись канонника Архива Синода № 436 (610) (обозначаем — С). В. Н. Перетц относил этот список к концу XVI в. и снял с него копию, использованную нами с любезного согласия В. П. Адриановой-Перетц. В том же Архиве Синода Канон Ангелу Грозному имеется и в каноннике № 460 XVII в. Текст Канона публикуется по правилам, принятым в ТОДРЛ.

Канон (и последующий за ним кондак) заключает в себе отметки о песнопениях "Слава Отцу и Сыну..." и "И ныне и присно...". В списке Пушкинского Дома эти отметки сделаны на полях рукописи. В других списках эти отметки внесены в строку.

Канон Ангелу Грозному воеводе

//л. 4//
Канун, ангелу грозному, и воеводе, и хранителю всех человек, от Вседержителя Бога посланному по вся душа человеческая. Ты же, человече, не забывай часа смертного: пой по вся дни канун сей творение Уродиваго Парфения.
По утреннем пении глаголи: Молитвами (За молитв АС) святых отец наших Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилуй нас. Аминь", "Царю Небесный", "Трисвятое" и по "Отче наш" — "Господи помилуй" 12, "Слава", "И ныне", "Приидите поклонимся , та же псалом 50, "Помилуй мя боже", та же канун глас 6,

песнь 1, ирмос "Яко по суху". Запев: "Святый ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас". (помилуй мя грешного А) // л.4 об. //
Прежде страшнаго и грознаго твоего ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное.
Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, ангеле, чашею спасения.
Святый ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему хождению и молюся — не остави мене сира.
Рождьшия Ти Царя вышним силам, пресвятая Царица, Ты бо еси милостива, може//л. 5//ши бо облехчити мое бремя греховное, тяшкое.

Песнь 3, ирмос "Несте свята, яко же ты, Господи Боже".
Святый ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешного раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, святый ангеле, по мене грешнаго имрек разлучить мою душу от убогаго ми телеси, вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.
Молю ти ся, святый ангеле, яви ми свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход твой святый, да уготоваюся на сретение тебе честно.
Святый ангеле, посланиче Божий, дажь ми, //л. 5 об. // ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след тебе.
Святый ангеле, не имам иного разве тебе заступника скора. Помилуй грешнаго раба своего имрек и приведи душу мою ко Владычицы. Та бо есть милостива отпущати грешным согрешения.


9 Изумлённый  
0
Источник: Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе.

Песнь 4, ирмос — "Христос мне".
Молю ти ся, страшный и грозный посланниче Вышняго Царя, воевода, — весело возриши на мя окаяннаго, да не ужаснуся твоего зрака и весело с тобою путешествую.
Плачася и вопию, воевода Небесного Царя. Грозно вохожден//л. 6 //ние твое, да не вскоре разтлише (растай АС) мене грешнаго, но весело и тихо напой мене смертною чашею.
От сердца вопию ти, грозный воевода и воине Царя царствующим, несть силнее тебя и крепчайши во брани и умиленна в смерти (смыслена в мудрости А; смыслена в смерти С.), и пряма во исправлении. Исправи душу мою на путь вечен.
Госпоже Богородице, Дево, рожшия Царя небеснаго, смертоноснаго часа не минухся, избави душу раба своего имрек от сети ловящих.

Песнь 5, ирмос — "Божиим".
О сродници мои, егда видите мене от вас разлучена, и зрак лица моего изменихся, и гробу предаюся, и кo Су//л. 6 об.//дии влеком буду, — и молитеся о мне святому ангелу, да ведет душу мою в место покойно.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко святому ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.
Людие Божии, благочестнии и вся племена земъстии (земная С) егда видите смертъное тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.
Пресвятая Дево Богородице, Владычице, ты веси немощь земных человек. Вскоре разоряетца естество //л. 7// плоти нашей. Ты, Госпоже, буди нам заступница.

Песнь 6, ирмос — "Житейскаго".
От Бога посланнаго страшнаго воина, царем, и князем, и архиереем, и всем людем (всякому дыханию АС) великое изменение от суетнаго века сего в напастех пребывающих и в скорбех тружающих (тружающихся АС) сущи верных.
Святый ангеле, от всех нас на земли живущих дань свою приимеши, от Бога повеленную ти, егда приидеши и неси в сокровище света. Святый ангеле, грозный посланниче, и мене избави от суетного жилища сего.
О царице Владычице, сирым питателница и обидимым заступнице и бедным помощница, //л. 7 об.// болным надеяние и всем грешным оцыщение, и мне грешному имрек буди ми помощница и помилуй мя.

Кондак, глас 5.
Небеснаго царя воевода и предстатель престолу Божию и творитель воли Господни и совершитель заповедей Его, не лишиши ся славы велелепныя и прославишися, скоро пленяеши и не замедлиши николи же. Всюду готов стоиши, и храбруеши, и зла не убоишься, ни стара отриеши ни млада отступиши. Вся имеши и ведеши в место покойно. И мене помилуй грешнаго и окаяннаго имрек, да поем ти аллилуйя. //л. 8//
Песнь 7, ирмос — "Хладодавиц"
Великий и Мудрый Хитрец, никто же может Твоея хитрости разумети, дабы скрылся от Твоея нещадости. Святый ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.
Мудрый ангеле и светлый, просвети ми мрачную мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе.
Святый ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый аньгеле, помолися о мне грешнем. //л. 8 об.//
Пресвятая Богородице, Владычице, помилуй грешнаго в час разлучения. Святый ангеле, страшный посланниче, изми душу мою от сети ловящих.


10 Изумлённый  
0
Песнь 8, ирмос — "Ис пламени".
Царю небесному, слава нетленному (Царя небеснаго слава нетленная АС) и непроходимая Сотворшему чины ангелския и такова страшна и грозна смертоносна ангела. Хвалите, пойте и превозносите Его во веки.
Царя небеснаго слуга и предстатель престолу Божию, святый ангеле, смерть принося нам, измени нас добротою зда//л. 9//ния твоего и приведи нас к свету светлейшему Судии. Хвалите, пойте и превозносите Его во веки.
Царю небесному, Богу нашему угождаеши, славы не отпадаеши, и заповеди Его не преступаеши, и волю Его твориши, и в любви пребываеши. Ангела тя свята хвалим, поем и превозносим Его во веки.
Царице, Владычице, рожшия и вышним силам и земным Бога и Господа, Спасителя от находящих ны бед, молися Богу, да помилует ны в день судный. Господа пойте и превозносите Его во веки. //л. 9 об.//

Песнь 9, ирмос — "Бога человеком".
Осквернивше душу злыми похотми и теплыми слезами не омывше и милостынею не очистивше, страшнаго посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, по достоянию величаем.
Бога нам поведаешь, святый ангеле, и душу мою окаянную ис тела изимаеши, и плоть разтлиши (тело растлеваеши АС) и гробу предаешь, молим (молю АС) ти ся, святый ангеле, изми душу мою от сети ловящих, тя величаем.
От Бога посланному, всех ангел пристрашен (престрашнее АС) еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, напол//л. 10//нену злосмрадия, и очисти, и прeстави ю престолу Божию непорочну. Тя величаем.
О Богоматерь Пречистая, вся спасаешь и милуешь, такожде помилуй мене грешнаго и злосмраднаго в час разлучения и в муку посланному. Тогда же ми помози, и огня изхити мя, и от муки избави мя. Тя величаем.

Ta же "Достойно есть", яко и "Тресвятое"," и по "Отче наш" тропарь глас 5.
Небесных сил избраннаго воеводу, от Бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина (полчанина АС) и победи//л. 10 об.//теля вражиимь силам, святого ангела поюще, хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведни ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет (Доб: ны, да поем ему аллилуйя АС).
"Слава", "И ныне".
Упование наше, Богородице, крепкая помошнице скорбящим, и от смерти изимаеши и от муки избавляеши, комуждо по достоянию благодати даешь.
Та же, и отпуст. "Чеснейшу херувим", "Слава", "И ныне", "Господи помилуй" 2, "Господи благослови".
Конец всем благим. Слава свершителю Богу. Аминь.

(ИРЛИ, Карельское собр., № 2, л. 4 — 10 об.).


11 AFANATOS  
-1
Здравствуйте любезнейний Изумлённый.
Ирина Будкина ясно же сказала, что задавала вопросы некоторым представителям РДЦ и причем, церковнослужителям, и не у кого вопросов не возникло, кроме того, они считают, что это прекрасный канон, как же Вы прикладываете сие наименование сатанистов-царебожников к тем, с кем Вы Крест вместе целуете и причащаетесь с одной Чаши? Так что не будем показывать у кого что загорелось. Вам, в вашем статусе нужно быть особенно точным в словах и выражениях и не обнажать свою неприязнь и даже ненависть,не хорошо это,не по-христиански.
Насчет Ваших изумленных вопросов. Ответить мне есть что, и даже очень есть что ответить, я же не ответил сразу лишь потому, что Ваши вопросы вызывают новые вопросы. Ответьте же сперва на шестой комментарий, потом и я вам отвечу. Вы же привели во свидетели "иных списков сонм честныи" - это НИЧЕГО НЕ доказывает, этот список, и не только этот, но и многие другие, мне очень хорошо известны, как и любому, кто наберет в строке поиска: Канон Ангелу грозному. Напротив, эти списки свидетельствуют об истинности канона, представленного здесь, и никоим образом не свидетельствуют, что канон подделан или переправлен, но наоборот - с него правили.С времен патриарха Никона все на Святой Руси правилось,искажалось,переписывалось,а что не могло быть искажено уничтожалось. Как же Вы, очами смотрите и не видите и не познаете истину,если Вы ищете именно истину,а не свое единоличное право на нее..
От уст твоих сужду ти лукавыи рабе. (Лука. глава 67)
Докажите же, наконец, что канон подделан или переправлен, и какие там есть "неправоверные учения", аще же нет, то не смущай более народ Православный. P.S. Мой совет Аleko не спеши печатать свой вариант канона - будет очередная бредня в никонианском духе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]