Впервые имя художника автор статьи узнала, увидев портрет архиепископа Иринарха (Парфенова) в канцелярии Рогожской старообрядческой общины. Архиепископ Московский и Всея Руси Иринарх – предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1941 -1952 гг. На картине можно прочесть авторскую подпись художника: А. Хотулев 43 г.
Судьба художника А. Хотулева не могла не заинтересовать автора статьи.
А.П. Хотулев. Портрет архиепископа Иринарха (1943 г.). Фото автора, 2011 год
А.П. Хотулев принадлежит к числу тех русских художников, которым, в условиях царской России, удалось выбиться «в люди» лишь в результате подлинной одаренности, громадной трудоспособности и, опрокидывающее все препятствия, целеустремленности жизненного пути.
О ранней своей молодости сам художник рассказывает так: «По происхождению я крестьянин Московской области, Можайского района, д. Макарово. Родился я в 1871 году. Интерес к живописи у меня проявился рано, когда я еще учился в сельской школе. Первым моим учителем был сын сельского дьячка, который занимался живописью, Когда я окончил сельскую школу, отец решил отправить меня в Москву. Меня, 11-летнего мальчика отдали в ученье на 7 лет к живописцу И.И.Рыкову. Не буду описывать первые, наиболее тяжелые годы моего ученья. Мой первый хозяин через два года умер, а меня, проявившего способности, взял к себе живописец Т.И. Тюрин. Был он художником - самоучкой, одним из тех самородных талантов, которых много пропало в неизвестности в дореволюционной России. Дело свое и искру любви к искусству старался привить своим ученикам. Работали мы по росписи стен и иконописи. Работали бесплатно за стол и квартиру. По ночам читал, а в воскресные дни посещал Третьяковскую галерею. В ученье у живописца Тюрина я пробыл 5 лет, усвоив за это время навыки живописца-ремесленника. Была у меня великая любовь к живописи и она помогла выбиться из затхлой среды московского ремесленного люда. В годы ученичества у меня созрело твердое решение стать художником» [1, с. 5 - 6].
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в фонде Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) хранится личное дело Аникиты Петровича Хотулева [2].
Как следует из документа [2, л. 5], выданного Карачаровским Волостным Правлением, «крестьянин дер. Макарово Никита Петров по семейному списку значится записанным в 1874 году трех лет старообрядческого вероисповедания Австрийской епархии и посему метрической выписи на него нет». Крестьянин Никита Петрович Хотулев в августе 1890 года был принят в МУЖВЗ в качестве вольного посетителя в головной класс.
По признанию художника из педагогов наибольшее влияние на его творчество оказали К.А.Савицкий и С.А.Коровин [1, с. 6]. В сентябре 1896 года написано прошение в Совет преподавателей училища о переводе А.П. Хотулева из вольнослушателей (вольный посетитель) в число учеников училища в виду того, что он окончил полный курс наук училища и в 1894-95 г. учебном году были получены две малые серебряные медали. Справка: Имеет 2 медали и курс наук окончил. Карандашом: перевести [2, л. 1].
В 1896 году ученик А.П. Хотулев окончил МУЖВЗ в звании неклассного художника живописи и решил продолжить художественное образование в Императорской Академии художеств в мастерской И.Е.Репина. Из воспоминаний Аникиты Петровича: «Учиться мне хотелось обязательно у Репина, который в это время был профессором Академии… После некоторого ожидания я наконец увидел своего будущего учителя. Простота его меня поразила. Это был небольшого роста, просто одетый человек с длинными, слегка вьющимися волосами и умными, вдумчивыми глазами. Не таким представлялся мне знаменитый художник Репин, имя которого не сходило с уст учащейся молодежи и широкой публики. С большим волнением подошел я к Илье Ефимовичу и стал просить зачислить меня учеником в его мастерскую. Он вначале сказал, что его мастерская переполнена, но, посмотрев принесенные мною работы, дал согласие и направил меня к старосте мастерской.Радости моей не было границ» [3, с. 194 - 195].
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде Императорской Академии художеств есть личное дело Хотулева Аникиты Петровича [4].
11 сентября 1896 года неклассный художник живописи Никита Петр. Хотулев подал прошение в Императорскую академию художеств: «имею честь покорнейше просить Совет академии принять меня в число учащихся в Мастерскую Академии» [4, л. 1].
А.П. Хотулев (1896 г.)
Любопытный документ [4, л. 3] представляет приговор Макарьевского сельского общества «в удостоверении того, что к определению их односеленного крестьянина Никиты Хотулева в Высшее Художественное училище препятствий никаких положительно не имеем и что же касается до его двух душевого земельного надела, то таковой должен находиться пока в распоряжении его родной матери кр. Матрены Алексеевой Хотулевой, равно и его младших братьев: Николая, 23 лет, Егора 20 лет, Петра 18 лет Петровых» (документ от 7 сентября 1896 г.).
Уточнение информации из МУЖВЗ о том, что вольному посетителю Хотулеву в 1894-1895 учебном году присуждены две малые серебряные медали – одна по живописи, другая по рисованию и что в 1895-1896 учебном году им окончен полный курс наук. Вследствие чего вопрос о представлении Хотулеву прав ученика будет рассматриваться в ближайшем Совете и представлен к утверждению [4, л. 4], что подтверждает свидетельство, выданное неклассному художнику живописи Хотулеву Аниките Петровичу, родившемуся «6» Августа 1871 года [4, л. 5].
Прошение Вице Президенту Императорской Академии художеств от Никиты Хотулева ученика мастерской И.Е.Репина в число учащихся Высшего Училища при Императорской Академии художеств подано 17 февраля 1897 г. [4, л. 9]. В апреле 1897 г. Хотулев получил свидетельство для бесприпятственного рисования и писания с натуры этюдов во всех городах и местах России [4, л. 10 - 11]. Ученик мастерской И.Е. Репина Хотулев Аникита Петрович обратился в Совет профессоров-руководителей Высшего Художественного Училища с просьбой «оказать мне пособие в виду недостаточности моих средств. Необходима мне помощь на приобретение красок, полотна и т.п. принадлежностей для живописи, в чем я нуждаюсь». Подписи Аникита Хотулев и Проф. И. Репин. Было выделено 30 руб. пособия [4, л. 12]. В получении стипендии в Императорской Академии художеств А.П. Хотулеву было отказано. В деле есть прошение в Императорское Общество поощрения художеств на предмет ходатайства о предоставлении ему стипендии [4, л. 13 - 14]. Сведений о результате в деле нет. В марте 1898 г. художнику Хотулеву было разрешено скопировать портреты в Бозе почивших Императоров Николая I и Александра I, находящиеся в Романовской галерее Императорского Зимнего Дворца» [4, л. 17].
В течение 1898 и 1899 учебных годов А.П. Хотулев состоял слушателем учрежденных при Академии Педагогических Курсов. Было выдано свидетельство №1603 по классу чистописания, выдержавшему экзамен 12 Апреля 1899 года, на право преподавать чистописание в учебных заведениях [4, л. 21]. По классу рисования участвовал во всех практических занятиях, в том числе давал пробные уроки в состоящей при курсах нормальной школе рисования и по окончании полного курса, выдержал установленное испытание в методике рисования. Посему, ему Хотулеву как занимавшемуся притом с успехом в натурном классе Академии, выдано свидетельство 2 разряда на право преподавать рисование в средних учебных заведениях (свидетельство №1572), которое может быть заменено свидетельством 1 разряда, если Хотулев будет удостоен Академиею звания Художника [4, л. 22].
Определением Академии 2 ноября 1900 г. состоявшимся, бывший ученик Академии Хотулев за отличные познания в живописи и научных предметах, доказанные им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника и приобрел право на ношение серебряного Академического знака, с правом преподавания рисования в учебных заведениях. Диплом за №3034 Аникита Петрович Хотулев получил 20го марта 1901 года [4, л. 25 - 26].
В Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств читаем, что А.П. Хотулев получил звание художника за картину «Провинциальная помощь» [5, с. 212]. На выставке произведений А.П. Хотулева в 1947 году было представлено 165 картин, среди которых была картина «Сельская помощь» (1900). Отмечено, что картина экспонировалась на весенней выставке в Петербурге в 1900 г. [1, с. 17]. Однако по непонятным причинам экспонента А. Хотулева нет в каталоге весенней выставки в залах Императорской Академии Художеств в 1900 г. и поэтому уточнить название картины не представляется возможным.
Интересно, что удалось разыскать картину под названием «Деревенская помощь» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко: «Деревенская помощь» (1907. Холст, масло. 102 х 147. Инв. № Ж - 86). Справа внизу авторская подпись; Хотулев 1907. Картина поступила из бывшей Екатеринодарской городской картинной галереи имени Ф.А. Коваленко в 1924 г. вместе с другими художественными произведениями, собранными ее основателем Федором Акимовичем Коваленко. По всей видимости, работа была закуплена им с 5-й "периодической выставки картин художников Императорской Академии Художеств и других русских школ" (15 апреля - 15 мая 1908 г.), которые он ежегодно устраивал в галерее. Картина вошла в каталог названной выставки, а уже в следующем, 1909 г., и в каталог Галереи.
.Благодарю главного хранителя Краснодарского краевого художественного музея (ККХМ) О.В. Гармаш за предоставленную информацию и изображение картины А.П. Хотулева «Деревенская помощь» [6, с. 220]. Можно высказать предположение, что речь идет о жанровых картинах (варианты их названий) по одному сюжету: «Провинциальная помощь», «Сельская помощь» и «Деревенская помощь».
А.П. Хотулев. Деревенская помощь (1907 г.)
А.П. Хотулев решает получить еще одно образование и поступает в Императорский Археологический институт. Материалы института находятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1). Директор института русский археолог и общественный деятель Н.В. Покровский.
Имя Хотулева появляется в деле «Прошения слушателей об освобождении их от платы за слушание лекций (Т-Э)» в сентябре 1902 года [7]. Потом оно появляется только в 1907 году. Рассказывая об этой поре своей жизни, Хотулев говорит: «Революционное движение 1905-1906 гг. захватило и художников-репинцев. В 1906 году я стал редактором журнала «Светает». Журнал наш просуществовал недолго, на втором выпуске его прикрыли, а меня посадили в известную петербургскую тюрьму «Кресты»… За время пребывания в «Крестах» мною написан ряд этюдов из жизни заключенных, которые в свое время были хорошо встречены обществом. Кроме этюдов в это время была написана мною картина «Тяжелые дни в Крестах». Все это отражает настроение далеких времен революции 1905 года, когда я своею кистью старался служить великому делу освобождения трудящихся» [1, c. 8].
С сентября 1906 года Аникита Петрович Хотулев становится студентом Императорского Археологического института в Петрограде [8]. Весной 1907 г. сданными у него отмечены 6 дисциплин (из 10-ти): первобытная археология, нумизматика, русская палеография, славянская палеография, археография, христианская археология, архивоведение. Это подтверждает экзаменационный список слушателей Императорского археологического института в 1907 году [8, л. 4].
Экзаменационный список слушателей института в 1908 году. У Хотулева отмечены только 2 дисциплины из 11-ти: дипломатика и Русская палеография [ 9, л. 1]. В документе об Экзамене по юридическим древностям в графе «Звание и образование»: 88. Хотулевъ Аникита Академия Худож. Отметки за экзамен нет [9, л. 58].
В 1909 году А.П. Хотулев значится сдавшим только 2 дисциплины: историческая география и юридические древности [10, л. 2об]. Нумизматику экзаменовал историк Н.П. Лихачев.
Других документов об учении А.П. Хотулева в Императорском Археологическом институте не обнаружено.
А.П. Хотулев возвращается в Москву. Очень важное место в его деятельности заняла педагогическая работа. Он организовал классы рисования и живописи, которые пользовались в Москве большой известностью и со временем были преобразованы в художественную студию. По инициативе Аникиты Петровича студии будет присвоено имя Репина. «После Октябрьской революции Илья Ефимович продолжал жить в Финляндии, в своих «Пенатах», оторванный от горячо любимой им родины и от великих дел своего народа. Но и живя на чужбине, вдали от родины, он живо интересовался ее жизнью и до конца дней своих был нашим великим другом. С какой трогательной сердечностью откликнулся он [И.Е. Репин] в 1928 году на мое письмо об открытии в Сокольническом районе Москвы художественной студии его имени», – писал в мемуарах Аникита Петрович [11, с. 194].
Именно это ответное письмо И.Е.Репина его ученику А.П. Хотулеву, отклик на открытие художественной студии его имени, опубликовано в книге [12, с. 277]:
«Искренне уважаемый Аникита Петрович, как я польщен Вашим любезным письмом и Вашими дружескими желаниями – возвеличения моей чести – заслуги перед молодым поколением… С тех пор, как я получил фот[ографию] – снимок целой группы почтенных лиц, о кот[орых] Вы пишите: наши тоже – седые головы, я не могу забыть эти апостольские головы: почтенно и выразительно они подтверждают Ваши слова, и я ликую от того почета, в кот[ором] вижу много великодушия.
Разумеется, наименование этой Вашей академии моим именем наполняет меня радостью: мне в жизни всегда везло. И я простираю к Вам дружеские объятия благодарности за великую честь. Прилагаю при сем 4 фотогр[афических] снимка со своей головы. Ваш искренно преданный старый друг Илья Репин».
В письме идет речь о присланной И.Е.Репину фотографии членов Общества художников им. И.Е.Репина, которое было основано в 1924 году в честь 80-летия художника. Участниками общества были бывшие ученики Репина, а также художники, разделявшие художественные принципы Ильи Репина.
Четыре фотографических снимка были посланы А.П. Хотулеву не случайно. Ведь именно в 1928 году А.П. Хотулев напишет портрет И.Е. Репина.
В Научном архиве Российской Академии Художеств (НА РАХ) хранятся два письма А.П. Хотулева, адресованные И.Е. Репину. Первое, эмоциональное письмо о реакции на выставку картин группы «Ослиный хвост» [13]:
«Глубокоуважаемый профессор-руководитель Илья Ефимович.
Прочел сегодня с искреннею радостью ваш ответ ценителям из общества имени А.И.Куинджи и был тронут до слез. Правда, это ужасно, когда какие-то незнакомцы одобряют и даже поощряют нашу гордость, нашего великого Илью Репина, какими-то премиями, или даже медалями. Вместе с сим я очень просил бы Вас, а по идее даже молил (нрзб) бы Вас, поднять очень наболевший у многих художников [вопрос]: неужели всякий пришелец (не художник), способный купить краски и кисть, имеет право выставлять публично свою мазню и читать даже лекции по искусству (например здесь в Москве, доктор какой-то читал лекции от выставки ослиного хвоста или бубнового валета и говорят собрал тысячу слушателей… ). Ведь даже Вы знаменитый художник не рискнете больному отрезать ногу, да и власть не позволит это сделать, тогда как доктор может благодаря какому-то царящему у нас в искусстве сумбуру учить искусству и влиять на молодые неокрепшие и доверчивые умы … и портить взгляды на святое всем нам искусство.
- Учитель!- обращаюсь к Вам – поднимите Ваш могучий и властный голос и поступите как сказано: - пастырь добрый душу свою полагает за овцы … и тогда только эти наемники (ослы валеты) бегут, яко наемники есть.
Искренно вас чтущий ученик Ваш Художник А. Хотулев
Москва 20 марта 1912 года».
Второе письмо от А.П. Хотулева, написанное 10 января 1929 года [14]:
Дорогой и Глубокоуважаемый Илья Ефимович!
С чувством задушевной признательности и внутренней гордости я переживаю бодрое жизнерадостное настроение от той поддержки, которую Вы оказали дорогому мне делу так прямодушно и тепло. Около Вашего имени объединились в радостном подъеме и смиренные летами Ваши ученики и бурная группа наших юных питомцев. Хочется верить и надеяться, что следуя Вашим заветам, как нашего учителя и идейного руководителя, мы сможем быть не бесполезными тружениками на ниве уже давшей незабываемую жатву в результате Вашего художественного творчества.
Позвольте мне от всего сердца благодарить Вас и пожелать Вам всего того, что Вы мыслите за благо для себя в Вашей жизни и деятельности.
Искренно преданный Вам ученик Ваш А. Хотулев».
Как мы понимаем, речь идет о благодарности учителю от его учеников и их питомцев.
В Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) в отделе живописи
I-ой половины 20 века хранится портрет И.Е. Репина кисти А.П. Хотулева (инв. Ж-1058). Холст, масло, 65 х 47,5. На портрете: А. Хотулев 1928 г. Портрет находится в запасниках ГТГ, нигде не выставлялся и не воспроизводился.
А.П. Хотулев. Портрет И.Е. Репина (1928 г.). Фото автора, 2012 год
На обратной стороне картины, по верхней части рамки чернилами от руки сделана запись (текст и сокращения оригинала.- В.А.): «Прижизненн. написанный учеником Репина художн. Хотулевым порт. Репина. Написан с натуры в Куокалле. Подарен проф. И.М. Саркизову-Серазини автором в 1929 году».
В 1960 году И.М. Саркизов- Серазини передал этот портрет в дар ГТГ.
Иван Михайлович Саркизов- Серазини (1887- 1964), советский учёный, один из основоположников лечебной физкультуры и спортивной медицины в СССР. В 1960 г. передал в дар государству коллекцию картин известных русских художников 19 в. (около 100 полотен) и библиотеку (около 10 тыс. книг и рукописей).
Занимаясь исследованием творчества А.П.Хотулева автор статьи смогла найти в художественных музеях только три его работы: «Портрет Ивана Луцкевича» (1914, Вильна. Холст, масло. 59х43) в Национальном художественном музее Республики Беларусь, картину «Деревенская помощь» в Краснодарском краевом художественном музее и рисунок «Мужской портрет» (1927. Б., сангина, ит. кар. 42,5 х 28) в Государственном музее искусств Узбекистана.
Еще один портрет можно было увидеть весной 2015 года на выставке «Старообрядцы на службе Отечеству»: «Портрет настоятеля Покровского собора о. Василия Королева» (1943) (частное собрание).
А.П. Хотулев Портрет протоиерея Василия Королева (1943 г.). Фото автора, 2015 год
В статье Л. Вульфиной «Не забывайте Ваших искренних друзей» можно видеть две акварели А.П. Хотулева «Успенский собор на Городке. Звенигород» (1923) и «Суздаль» (1923)., которые находятся в частном собрании (США) [15, с 121-122].
Умер Аникита Петрович Хотулев 5 декабря 1948 года. Похоронен на Рогожском кладбище (1 участок). Хоронила его жена Мария Семеновна Хотулева. Ее судьба неизвестна. Неизвестна и судьба картин художника, экспонировавшихся на выставке в Москве в 1947 году.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каталог выставки произведений художника А.П. Хотулева. 60 лет творческой деятельности. Москва, 1947// Центральный Дом работников искусств СССР (20 мая – 20 июня). Вступительная статья Г.В. Жидкова.
2. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 1037.
3. Хотулев А.П. Воспоминания о И. Е. Репине // Новое о Репине. Л., 1969.
4. РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1896. Лит. «И». Д. 14.
5. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. В 2х томах. СПб. 1914-1915 // сост. С.Н. Кондаков – т.2.
6. Каталог ККХМ. Русское искусство первой трети XX века. Самара, 2011, т. 3.
7. ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 126.
8. Там же. Д. 203.
9. Там же. Д. 226.
10. Там же. Д. 263.
11. Хотулев А.П. Воспоминания о И. Е. Репине // Новое о Репине. Л., 1969.
12. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. Москва, 1952, с. 277.
13. НА РАХ, Ф. 25 Оп. 1 Д. 1250.
14. НА РАХ, Ф. 25 Оп. 2 Д. 537.
15. Вульфина Л. Не забывайте Ваших искренних друзей // Русское искусство. №1. 2012. с. 114-123.
Примечания
1. Статья напечатана в сборнике Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)», 24-26 ноября 2023, Боровск, Калужская обл., с. 109-120.
2. Некролог памяти А.П. Хотулева напечатан в газете «Советское искусство», декабрь 11, 1948, №50, с.4.
3. Белик Ж.Г., зав. отд. экспертизы Музея имени Андрея Рублева, обратила внимание автора статьи на сайт Государственного каталога музейного фонда РФ, в котором находятся три рисунка А.П. Хотулева: Голова пожилой женщины, Натурщица и Сидящая натурщица.
Рисунки поступили в музейное собрание «РОСИЗО» в 1992 году при упразднении Всесоюзного художественно-производственного объединения имени В.Е.Вучетича. Эти рисунки входили в число предметов из коллекции А.А. Сидорова, которую он в 1969 году передал в дар Третьяковской галерее, что следует из ответа из «РОСИЗО» №1889/23 от 22.12.23 за подписью зам. генерального директора Ш.Ф. Махадилова |