Главная » 2020 » Май » 7 » В.Н.Анисимова. Две страницы из жизни И.А.Кирилова
13:38
В.Н.Анисимова. Две страницы из жизни И.А.Кирилова

Занимаясь исследованием жизни Ивана Акимовича Кириллова, автора книги «Правда старой веры» (М., Типография Т-ва Рябушинских,1916 год),  с большим интересом изучала его переписку с людьми  «много потрудившимися, много сделавшими в той области, в которой я пытаюсь делать первые шаги» (из письма Якову Лазаревичу Барскову от 23 января 1918 года, ОР РГБ, Ф.16, к.3, ед.5).

В предисловии автор книги делает акцент на главную цель написанного труда: «если же здесь говорится о правде старой веры, то не с целью доказать эту правду – она уже доказана кровью мучеников, - но с целью указать на нее, как на источник возрождения русского народа». Первые издания книги (1916, 1917 - переиздание) сопровождает посвящение: «Священной памяти мученика за правду старой веры, протопопа Аввакума, благоговейно посвящает автор труд свой». Бесценные строки, дающие представление о содержании книги и значимости ее для самого автора.

 

И.А.Кириллов, 1912 год

 

Среди корреспондентов И.А. Кириллова оказалось неизвестное мне на тот момент имя Комиссаровой Ирины Алексеевны (РГАЛИ, Ф.2980, оп.1, д.1731).  Никто ранее не интересовался данным документом. Привожу текст письма.

Глубокоуважаемая Ирина Алексеевна!

Из статьи в газете «Советская Россия» от 13/V с.г. я узнал, что сохранился дом, в котором жил Сергей Николаевич Дурылин, которого я знал и не редко встречался с дореволюционных времен и до его долговременного выбытия из Москвы.

Мне так хотелось бы поделиться с Вами о тех давних днях и повидать те стены, в которых ряд лет прожил Сергей Николаевич.

Может быть, Вы найдете возможность разрешить мне побывать у Вас в один из воскресных дней.

Мне 75 лет и в другие дни я не могу приехать т.к. связан с транспортом.

Извините за беспокойство, причиняемое  Вам моим обращением!

С искренним уважением Проф. И.Кириллов

16/V – 67 г.

Кратово-3, Москов. обл., поселок «Инженер», ул. Яблочкова, д.№13. Кириллову Ивану Акимовичу.

Из биографии Сергея Николаевича Дурылина известно, что первый раз он был арестован 20 июня 1922 года, т.е. речь идет об их общении до этого момента. И вот спустя 45 лет, Иван Акимович высказывает желание «поделиться  о тех давних днях и повидать те стены», где 18 лет прожил Сергей Николаевич, с 1936 года по день своей смерти 14 декабря 1954 года. Не будем обсуждать выбранный в 1920-е годы Кирилловым новый жизненный путь, но будем пытаться понять причину его собственного отречения от старообрядчества.

Статья в газете «Домик в Болшево» (автор Вера Сергеева) вышла в дни, когда отмечался юбилей художника Михаила Васильевича Нестерова -150 лет со дня его рождения. «В подмосковном поселке Болшево на Свободной улице стоит деревянный дом с мемориальной доской в память о хозяине дома, писателе, докторе филологических наук Сергее Николаевиче Дурылине. В 1965 году вышла в свет книга воспоминаний Дурылина: «Нестеров в жизни и творчестве». Хозяин болшевского дома с детских лет и в течение десятилетий пристально следил за творчеством Михаила Васильевича Нестерова, вел с ним переписку. Здесь, в Болшеве, скромный дачный дом хранит память о художнике. Все напоминает о нем: и «нестеровская» скамейка в саду, и темные лакированные стены, увешанные его неповторимыми работами. В гостеприимном болшевском домике почти ежедневно собирались поэты и актеры, режиссеры и композиторы. Приезжали за помощью, советом и просто для приятной беседы с радушным хозяином. Сергей Николаевич собирал всевозможные материалы о жизни и творчестве художников, актеров, писателей, общественных деятелей и трудился, по собственному выражению, «в поте лица своего». Помощником ему в работе была Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина, жена и друг. И еще один интересный свидетель встреч у болшевского самовара хранится в доме: зеленый кожаный альбом…».

Вот именно на этом альбоме сосредоточила я свое внимание и попыталась его найти.

В настоящее время этот альбом хранится в личном фонде С.Н. Дурылина в РГАЛИ (Ф. 2980, оп. 2, ед. хр. 276). Его владелец постоянно обращался к нему, делал пояснительные записи, уточнял даты написания документов. Материалы из этого альбома автографов выдающихся деятелей русской культуры имеют научное, художественное и историческое значение.

 

С.Н.Дурылин,  нач. ХХ в

Он является документом, который подтверждает уникальный дар Сергея Николаевича собирать вокруг себя людей, побуждая их запечатлевать в альбоме что-то интересное, важное для жизни, истории, культуры и души. Альбом, был подарен Сергею Николаевичу в 1911 году его учеником Андреем Александровичем Сабуровым, племянником композитора Н.К. Метнера. Последние записи в альбоме датируются 1952 годом. 

Этот документ прошел через все жизненные перипетии его владельца С.Н.Дурылина: аресты, ссылки, переезды, гибель в пожаре части его архива в 1933 г. Дурылин многие годы хранил альбом с письмами, рисунками, записями дорогих ему людей – родственников, учеников, друзей, людей, чье творчество ему было ему не только духовно близко, но очень часто представляло для него интерес в исследовательском плане.

Именно в этом альбоме оказался автограф И.А.Кириллова (л.61). Запись сделана 24 января 1922 года. Возможно, во время последней прижизненной встрече его с Сергеем Николаевичем Дурылиным. 

Текст воспроизведен согласно оригинала:

«Признанiе Москвы 3-iемъ Римомъ, не допускающее 4-го, есть также фактъ исторiи деловой, народной, священной, малопонятый славянофилами и ненавистный западникамъ; начиная съ Юрiя Крижанича 1, этого перваго псевдославянофила, носившаго лишь маску славянофильства, первымъ же истиннымъ славянофиломъ былъ старецъ Филофей 2, первый провозгласившiй Москву 3-iимъ  Римомъ и темъ определившiй наше назначенiе во всемiрной исторiи, нашъ долгъ, наше мiровое, всемiрное дело. Москва - 3iй Римъ, это еще проектъ, ныне забытый, но темъ не менее, хотя и невольно, еще осуществляемый». – Н.Ф. Федоровъ 3 «Философiя Общаго Дела» .

Томъ I, стр. 378.

 

«Вотъ будете этимъ крестомъ молиться, во векъ не погибнете, а оставите его, – городокъ вашъ погибнетъ, пескомъ занесетъ, а погибнетъ городокъ, настанетъ и свету конецъ».

 Изъ речи протопопа Аввакума съ костра.

 Есиповъ 4. «Раскольничьи дела въ XVIII столетiи». стр. 117.

 

«Своего врага люби, но не Божiя!»

Протопопъ Аввакумъ

 

Выписалъ   И. Кириллов

24 января 1922 года.

Москва.

 

Понятно, что неслучайно появление таковой записи в альбоме Дурылина. Признание Москвы Третьим Римом – конечно был обсуждаемым вопросом для С.Н. Дурылина и И.А. Кириллова в более ранние годы и оставался таковым  даже в 1922 году.

В 1914 г. вышла в свет работа И.А. Кириллова « Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианства» 5.

«Почему Москва приобрела статус Третьего Рима, какую роль в этом играла политика московских князей, а какую - воля народных масс?" – этот и другие вопросы, поднимает автор в своей статье.  Центральный вопрос, на котором он  концентрирует внимание, это его взгляды на идею о богоизбранности русского народа, на роль русской  интеллигенции: «Перед русским самосознанием стоит задача преодоления славянофильства и западничества... Наступает эпоха зрелого национального самосознания, ближайшими критическими задачами которого должно быть, во-первых, уничтожение пропасти, делящей русский народ на две не понимающие друг друга части - интеллигенцию и просто народ, и, во-вторых, стремление одухотворить мысль русской интеллигенции, увлекшейся до самозабвения материальной культурой».                                                    

С осени 1912 по июнь 1918 г. С.Н. Дурылин был секретарем Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва. В 1915 г. на закрытом заседании общества прочел доклад «Град Софии: Царьград и св. София в русском народном религиозном сознании» 6. Рассматривая собор Св. Софии как образ Вселенской Софии, он говорил, что рано или поздно Константинополь должен перейти к России, а Москва - стать Третьим Римом во главе всех православных народов.  Многие не разделяли его мнения.                                              

В марте этого года обратилась в мемориальный музей С.Н. Дурылина в Болшево  на предмет поиска документов об общении его с И.А. Кирилловым. Получила ответ, что в настоящее время в связи с работой по оцифровке коллекции «Мемориальный архив» и введению данных в систему Госкаталог РФ, выдача документов коллекции исследователям приостановлена. 

Примечания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1. Юрий Крижанич (ок. 1618 - 12 сентября 1683) - хорватский богослов, философ, писатель, священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов. Прибыл в Москву в1659. В 1661 был обвинен в поддержке юниатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. Место смерти Вена.                                                                    

2. Старец Философей (1450 – 1542) - старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва – Третий Рим».                                                                                                                               

3. Федоров Н. Философия общего дела. СПб.1912. Т. 1–2.                                                              

Федоров Николай Федорович (1829-1903) - философ, русский религиозный  мыслитель, один из родоначальников русского космизма.                                                    

4. Есипов Григорий Васильевич (1812-1899) - историк, заведующий архивом Министерства Императорского Двора, писатель. Раскольничьи дѣла XVIII столѣтiя. Издательство: Тип. Товарищества "Общественная польза",  1861-1863, в 2х томах.                                                            

т.1, стр. 117                                                                                                                               

«… Казнь была исполнена 1-го апреля в великий пяток. На площади был построен сруб из дров  и на нем привязали Аввакума, Лазаря, Епифания и Никифора. Собрался народ и снял шапки…дрова подожгли - замолчали все; Аввакум сложил двуперстный крест и начал говорить народу: «Вот будете этим крестом молиться, во век не погибнете, а оставите его, — городок ваш погибнет, песком занесет: а погибнет городок, настанет и свету конец». Огонь охватил казнимых, и один из них закричал, — Аввакум наклонился к нему и стал увещевать…Так и сгорели. В Пустозерске за лесом есть площадка, там крест стоит и зовется Аввакумовым. Раскольники считают Аввакума мучеником и имеют иконы его».                                                                                                                      

5. И.А.Кириллов. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианства. М., 1914. 100 с. То же. М., 1996. 112 с.                                                                

6. С. Дурылин. Град Софии: Царьград и святая София в русском народном религиозном сознании. Москва, Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. 81 с.: ил.; 20.

В.Н.Анисимова

 

Просмотров: 1825 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]