Главная » 2020 » Апрель » 11 » В.Н.Анисимова. Памяти Владимира Евсеевича Макарова (1881- 12.04.1958)
18:04
В.Н.Анисимова. Памяти Владимира Евсеевича Макарова (1881- 12.04.1958)

Владимир Евсеевич Макаров - известный в нач. XX века старообрядческий деятель, начетчик, публицист, историк, автор книг и многочисленных статей в старообрядческой периодике. Попытаемся в данной публикации собрать сведения, найденные по крупицам изданных и архивных материалах, позволившие восстановить его биографию.

 

                                                                                                                                           

Владимир Евсеевич Макаров

                                                                                                                  На обороте: Федору Ефимовичу Мельникову  на добрую память от В.Е. Макарова                                                                                                  

                                                                                                                                           20 сентября 1907 года  Москва                                                                                                                                     

                                                                                                             (ОР РГБ, Ф.164, ор, к.33, ед.хр. 22)                                                                                                         

 

Владимир Евсеевич Макаров родился в Вольске  (Саратовской губ) в 1881 году.

 

Эта дата известна из заявлении от 18 мая 1908 г. совету Богородской старообрядческой общины  храма Св. Николы о желании вступить в нее со своими семьями в члены общины Владимира Евсеева Макарова 27 лет с женою и сыном (ЦИАМ, Ф.54, оп.104, д.22, л.108). О жене В.Е. ничего неизвестно, о сына вероятно звали Евфимием, т.к. среди учеников первого класса Московского учительского старообрядческого института в записной книжке Ф.Е.Мельникова (РГБ, ОР, Ф.164, к.18, №45, 1915-1916 гг.) значатся «Бриллиантов Валент. и Макаров Евф». Из следующего текста (Старообрядческая Мысль, 1915, №1, с.71) узнаем, что на годичном общем собрании членов Вольской старообрядческой Христорождественской общины было решено устроить при общине школу. Кроме того, были выбраны новые члены совета. Среди них есть Е.Е. Макаров (он же церковный староста). Предполагаем, что это отец В.Е. Макарова. Есть еще родной брат главного редактора журнала «Старообрядческая Мысль», 1916, №4, с.284 Иван Евсеевич Макаров (см. Приложение к данной статье. – В.А.).

Этот отрывок из книги старообрядца по происхождению Ивана Васильевича Жилкина «Старообрядцы на Волге» (Издание В.К.Самсонова, Саратов. 1905 год) дает возможность прочесть новые страницы  жизни В.Е.Макарова и узнать о Владимире-подростке:

 «Не очень давно в вольском реальном училище одним из первых кончил курс старообрядец-австриец, Владимир Макаров. Он пожелал остаться в старообрядчестве и чем-нибудь послужить ему. Для него нашлось превосходное дело: он теперь учителем в нижегородском старообрядческом училище, основанном купцом Бугровым, и получает жалованье 100 рублей в месяц. При встрече с ним я долго всматривался в его умное, симпатичное и застенчивое лицо и не удержался, спросил: « а скоро вы будете епископом?».

 Он сконфузился и махнул рукой: «какой я епископ»… Но, несомненно, если он пожелает, то будет епископом очень скоро». Однако, как показала жизнь, епископом В.Е. Макаров не стал.

Видимо, из Нижнего Новгорода Макаров оказался в Богородске. преподавателем фабричного училища Богородско-Глуховской мануфактуры. В мае 1913 г. стал членом Совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины (ЦИАМ. Ф. 54, оп. 104, д.23, л. 524).

Автор книг «Старообрядчество, его смысл и значение: [Публичная лекция, прочитанная старообрядцем В.Е. Макаровым 20 января 1908 года в Москве] /В.Е.Макаров. Москва: Типо-лит. И.М.Машистова, 1908.- 39 с.*

*Лекция прочитана в помещении 1-го общества торговых служащих.

«Очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней. Москва, Типо-лит. И.М. Машистова, 1911.

 «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве (К 140-летию его существования: 1771-  1911 гг.). Москва, Типо-лит. И.М. Машистова, 1911.

 Был редактором журнала «Старообрядческая Мысль» (с 1910 года).

В журнале №6 за 1911 год есть вклейка:

Редактор «Старообрядческой Мысли» просит впредь до 10-го августа с.г. направлять все, что касается дел редакции, по адресу: Вольск, Саратовской губ., Камышинская ул., В.Е. Макарову.

Адрес конторы журнала прежний: Егорьевск, Рязанской губ, Н.Д. Зенину

 

В.Е. Макаров был активным деятелем Всероссийских старообрядческих съездов.  

 

                                                                              Фрагмент фото 4-го Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде (1903 год, 1-ый разрешенный правительством съезд).

                                                                                                                                                             Макаров в темном кителе.

 

Китель свидетельствует о том, что он на тот момент был студентом какого-то высшего учебного заведения. К сожалению, сведений об этом не выявлено.   

 

Фрагмент фото 5-го съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде  (1904 год).       

Макаров в светлом костюме.

 

          В.Е.Макаров участвовал в Первой мировой войне. Подробных сведений нет. Есть только возможность предоставить некоторые фотоматериалы.

 

Наши руководители на фронте

(Старообрядческая  Мысль, 1916, №7-8, с.509)

 

 

Старообрядческий священник о. Андрей Попов с псаломщиком В.Е.Макаровым ("Слово Церкви", 1916, №48, с. 964)

 

                                                                                                                                                                 

С 22-го сентября по 6-е октября старообрядческий священник армий западного фронта  о. Андрей Попов был командирован с псаломщиком В.Е. Макаровым для объезда госпиталей и лазаретов с целью удовлетворения духовных нужд, религиозного утешения и исполнения треб для раненых и больных воинов-старообрядцев.  На этот раз о. Андрей объехал следующие пункты:  … … , сделав всего около 1,000 верст. Посещено было 89 госпиталей и лазаретов как военных, так и общественных и частных… Ни один госпиталь и лазарет, даже с самыми тяжелыми заразными больными, не был обойден. Нельзя и описать той радости, а часто и слез благодарности, с которыми всюду встречали священника больные и раненые воины – наши братья по вере, а также и других согласий, из которых большинство тоже просили священника совершить над ними все, что нужно для примирения их совести с Богом. «Какими судьбами Бог Вас привел сюда» - говорили некоторые. – «А мы думали, что нас все забыли, да и не знали, что есть наши священники в армии». Вообще нужда в объезде нашими священниками войсковых частей, а особенно госпиталей и лазаретов такова, что если усердно исполнять свои обязанности, то не только двух священников на каждый фронт, но и десяти едва достаточно. Отношение военных властей, врачебного персонала и проч. к нашему священнику было всюду самое внимательное и предупредительное… Очень часто воины-старообрядцы  не знают о нахождении в армии наших священников, пусть каждый сообщит из дома своим близким в армию, что на каждом фронте, т.е.      на северном, западном, юго-западном и кавказском, а также в Кронштадте и Севастополе есть наши военные священники. И, если кому понадобится, тот может обращаться к своему начальству (по команде) о вызове таковых. На каждом фронте они причислены к штабу главного начальника снабжений армий фронта…  (Текст записан с некоторыми сокращениями. – В.А.)    

Некоторые подробности прохождения службы Владимира Евсеевича Макарова  все-таки удалось узнать из интернет-публикации Елены Александровны Агеевой «Московские старообрядцы в Первую мировую войну. Из истории Рогожского кладбища», опубликованной в 2017 году»:                                                                                

 Владимир Макаров – старообрядческий деятель, начетчик, публицист и историк, автор истории Рогожского кладбища, сообщал, что «10 января 1917 г. по 3-й армии, в состав которой входит управление интенданта, в коем я состою делопроизводителем, отдан приказ не понуждать старообрядцев брить бороды, со ссылкой на ходатайство Ваше и владыки Александра. С нами, видимо, все-таки считаются!» (РГБ. Ф. 246. К. 186. Ед. 4, л. 28).

Обратимся к публикации «Пришли из банды два солдатика, сказали: вас не тронем…».  Материалы к биографии епископа Климента (Логвинова) в журнале «Во время оно», выпуск №6 за 2012 год.                                                                            

с.165-166. Епископ Андрей (Ухтомский) епископу Клименту.                                                                                     

 

За М.С.О., Г.И.Х.С.Б.П.Н.,а1                                                                                                         

Письмо заканчивается словами:                                                                                                                                

Прошу Вас, святитель Христов, повидайтесь с вольским отцом Владимиром Макаровым. Он мне пишет святые письма и о Вас…                                                                   

1925 г. октября седьмого.

Примечание                                                                                                                                   

1 За молитв святых отец, Господи Исусе Христе, сыне Божии, помилуй нас,  аминь.                                                                                                                                  

Обратим внимание на факт переписки о. Владимира (Макарова), служащего в Вольске, с епископом Андреем (Ухтомским).- В.А.                                                                                                                   

с. 166-169. Выдержка из протокола заседания Совета при архиепископии от 21 декабря 1925 года. Публикуемый отрывок протокола касается вопроса о присоединении епископа Климента.                                                                                            

В Примечании1.к данному документу читаем:                                                                          

Влад Евсеевич Макаров (? –  не ранее 1957) – публицист, участвовавший  в издании ж «Старообрядческая мысль», автор многочисленных статей в старообрядческой периодике, активный деятель Всероссийских съездов старообрядцев. В нач.1920-х годов еп. Иоанникием (Исаичевым) Саратовским и Астраханским рукоположен в священника, служил в Вольске.  Судьба его в 1930-40е гг. не прослеживается, в 1950-х проживал в  г. Енакиевске Донецкой области (Украина), не служил.

В ж. «Во время оно»  подготовка текста, составление и комментарии выполнены Виктором Вячеславовичем Боченковым. Низко кланяюсь и благодарю В. В. Боченкова за весь текст и особенно за написанный комментарий номер 1, так как благодаря сведениям о последнем месте жительства Владимира Евсеевича Макарова  удалось узнать дату его смерти.

Пришлось неоднократно обращаться в ЗАГС Енакиевского городского отдела юстиции Донецкой области и убеждать в необходимости для истории РПСЦ знать дату смерти В.Е.Макарова. Наконец, был получен ответ:

Сообщаем, что г-н Макаров Владимир Евсеевич умер 12.04.1958, его смерть зарегистрирована отделом государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Енакиевского городского управления юстиции в Донецкой области. Все остальные сведения об умершем, которые являются конфиденциальными, вы можете получить на основании решения суда.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

В фондах ГРВИА есть личное дело брата В.Е. Макарова Ивана Евсеевича (Ф. 409, п/с 61-150 (1917)).

Составлен 30 Мая 1917 года.

Прапорщик 150 пех. зап. полка Иван Евсеевич Макаров. Начальник саперной команды.

Родился 1893 года Июня 20. Из мещан Саратовской губ. Православного вероисповедания. Выдержал испытание при Вольском реальном училище на вольноопр. 2го разр. Оконч. курс 3-й Саратовск. школы прапорщиков. Зачислен в списки школы 1915  Дек. 18. Произведен в прапорщики с назначением на службу в 150 п. з. батальон 1916 март 16 младшим офицером. Батальон переформирован в 150 пех. зап. полк 16 апр 1916. 

Назначен начальн. саперной команды 1917   Янв. 13.  

                                                  АТТЕСТАЦИЯ.

Начальник команды постепенного наполнения 4го саперного запасного батальона прапорщик Макаров выказал полное знание и понимание тех высоких обязанностей, кои на него возложены как на начальника команды. Отношение к делу у него самое серьезное и добросовестное. Воспитание и обучение своих подчиненных он ведет умело и со строгой последовательностью.

Характер имеет твердый и настойчивый. Умственно и физически – человек вполне развитой. Своей же нравственностью и поведением вполне поддерживает честь носимого им высокого звания офицера. Вообще офицер очень хороший.

Подписи командующего батальоном  и мнение начальников: «согласен».

 

               Макаров И.Е., родной брат Макарова В.Е. (Старообрядческая Мысль, 1916, №4, с.284)  

                                                                                                                                             

Несмотря на тяготы военной службы… продолжал готовиться к экзамену на вольноопределяющегося.  В декабре отлично таковой выдержал и поступил в 3 Саратовскую школу прапорщиков, каковую ныне успешно окончил, получив чин прапорщика и назначение младшим офицером  в 150 запасный батальон на своей родине.

О дальнейшей судьбе И.Е. Макарова ничего неизвестно.

 

В.Н. Анисимова

 

Категория: Даты | Просмотров: 389 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]