Главная » 2010 » Август » 20 » В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь: Михаил Иванович Тюлин (8 ноября 1876 - 20 августа 1965) и его родные
18:55
В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь: Михаил Иванович Тюлин (8 ноября 1876 - 20 августа 1965) и его родные
Михаил Иванович Тюлин умер 20 августа 1965 года, не дожив до своего 89-летия два месяца. Погребен на семейном захоронении, на Рогожском кладбище (участок 6), где покоятся его отец  Иван Михаилович Тюлин (20 июня 1841 – 20 февраля 1919), мать Надежда Михайловна (1840 - 1920), жена Мария Ивановна  (24 декабря 1884 – 25 марта 1969) и двое сыновей: Федор, умерший ребенком (1906 - 29 ноября 1907), и Борис (27 июля 1914- 1975). Здесь же находятся могилы и других родственников.

 
 
Семейное захоронение Тюлиных
 

В метрических книгах Рогожского кладбища (ОР, РГБ, Ф.246), нашлась только одна запись (к.144,ед.хр.1): №229, дата смерти 29 ноября 1907 года, дата погребения 1 декабря умерший Федор Михайлов Тюлин, сын крестьянина Вязниковского уезда Мстерской волости и слободы, возраст 1 год 7 мес. Справка от Упр. 2 уч. Рогож. ч.
 
 
 
Могила Михаила Ивановича Тюлина
 
Хорошо помню тот летний день прошлого года, когда впервые оказалась у семейного захоронения Тюлиных. Стояла за оградой, напротив белого восьмиконечного креста с навершием, на который была наброшена нежная гирлянда из мелких цветочков. Она оживала от едва уловимого дуновения ветерка и невольно скрашивала твое пребывание в обители печали. Издали едва была видна надпись на небольшой фарфоровой овальной табличке - Тюлин Михаил Иванович. Чувство глубокого благоговения и уважения к большому профессионализму художника, иконописца и реставратора побеждало небытие, образ оживал, но не становился конкретным. Возникло сильное желание увидеть живого Михаила Ивановича, увидеть его глаза и услышать его голос.

Мое желание осуществилось, частично конечно. Слава Богу, я познакомилась с внучкой Михаила Ивановича, Наталией Михайловной Привато, которая со дня своего рождения (за исключением небольшого отрезка времени) жила с дедушкой и бабушкой в доме №7 по Пушкареву переулку. Дедушка очень любил ее и ласково называл Милочкой. Говорил, что хочет дожить до ее счастливого замужества. И надо было так случиться, что через два месяца после того, как у Наталии Михайловны родился сын Виктор, дедушка умер. Сейчас на могиле М.И.Тюлина стоит крест, изготовленный руками его правнука. В первый же день знакомства Наталия Михайловна подарила мне фотографию Михаила Ивановича Тюлина.
 
 

 
Михаил Иванович Тюлин. 1960-ые годы
 

Жена Михаила Ивановича – Мария Ивановна, урожденная Курилова, принадлежала к новообрядческой церкви, ее отцом был итальянец. Приняла старообрядческое крещение накануне венчания, которое произошло весной или летом 1905 года. На свадебной фотографии, сохранившейся в семье и сделанной о дворе дома, можно видеть родителей Михаила Ивановича и гостей, среди которых я узнала Федора Яковлевича Мишукова. Думаю, что он был одним из поручителем со стороны жениха.
В семье Тюлиных родилось пятеро детей, их жизнь сложилась по-разному. Много горя пережили родители. В 1906 году родились сыновья Георгий и Федор (двойня), в начале 1909 года родился сын Александр, потом дочь Галина и 27 июля 1914 года родился сын Борис. Федор умер ребенком от сердечной болезни. Георгий Михайлович был репрессирован, его судьба до сих пор неизвестна. Александр трагически погиб, когда служил в армии. Дочь Галина, мать Наталии Михайловны Привато, умерла в 1952 году за границей. Александр трагически погиб, когда служил в армии. Сын Борис работал инженером в авиационной промышленности.

В семье внучки Михаила Ивановича, Наталии Михайловны Привато, сохранился  документ уникального содержания, бесценный, так как написан самим Михаилом Ивановичем (текст воспроизведен по оригиналу).

В СОЮЗ РАБИС1
Художника – реставратора М.И. Тюлина

Родился в 1876 году 8 ноября в г. Москве.

Общее специальное художественно-научное и техническое образование с восьмилетнего возраста получил дома под руководством своего отца, художника иконописи и реставратора Тюлина Ивана Михайловича и с ним работал до 1896 года, так как отец потерял зрение. Имел свою художественно-реставрационную мастерскую «Студию» до 1918 года. И с 1918 года по настоящее время работаю в Центральных Государственных Мастерских.

Работал лично по раскрытию и реставрации древнерусской станковой живописи на дереве в нижеследующих местах:

МОСКВА Большой Успенский собор в Кремле: работал по раскрытию деревянного с резным рельефным сюжетом баталии трона царя Мономаха. Раскрытие фресок XVII века с 1915 по1917 г. Работал с 1896 по 1910 г. в Музее Петра Ивановича Щукина на Пресне по раскрытию и укреплению древней станковой живописи и изучал художественные предметы старины (ныне филиал Исторического музея). В Строгановском Музее работал по укреплению памятников древней живописи от 1910 по 1911 г. На выставке2 (Деловой двор) мои экспонаты воспроизведены в каталоге с описанием (Издание Московского Археологического Института). Работал для частных собирателей музеев древнерусской станковой живописи с 1913 по 1916г.: у Зубалова Л.К. у Красных ворот, у Харитоненко П.И. в Замоскворечье, у Рябушинского С.П. у Никитских ворот, у Остроухова И.С. в Музее Иконописи.
 
ЛЕНИНГРАД Работал в Русском Музее для Отдела Иконописи в 1914 г. Работал в Музее Штиглица3 для отдела Иконописи в 1915 г. Бар-Градским Комитетом при Импер. Правосл. Палестинск. Обществе был приглашен на работу научного наблюдения над собранием древних памятников станковой живописи, а также и их реставрацией с 1913 по 1916 г.:
а) Храм Николо-Александровского4 Калашников проспект,
б) в Бар-Граде (Италия) храма св. Николая (строил архит. Щусев).
Работал в Федоровском храме Царскосельского дворца по открытию и реставрации древней станковой живописи XV и XVII в.в. с 1914 по 1924 г.
МОСКВА С 1918 по 1928 г. работал над памятниками станковой живописи научно-пробного вскрытия послойной записи из Благовещенского и Успенского соборов в Кремле и др. памятников XV в. Открыл от записей голову Спаса из Звенигородского собора XV в. (Опись Грабаря Реставр. ЦГРМ). Работал в Историческом Музее по раскрытию древней станковой живописи XV в. Помимо этих работ был откомандирован Отделом по делам Музеев Главнауки в бывш. частные коллекции Морозова А.В.5, Рябушинского С.П., Зубалова Л.К. для исследования и составления научной описи древних памятников станковой живописи, а также художественных предметов старины, хранящихся в Гохране.

С 1923 по 1924 г. был откомандирован на работу в Ярославский Областной исторический Музей с целью изыскания и раскрытия древних художественных памятников станковой живописи, а также и организации художественной реставрационной мастерской к 900-летию юбилея г. Ярославля. Работы мои были на выставке Университета в кабинете Изящных Искусств для всеобщего обозрения памятников станковой живописи на дереве с XII по XVII в. Мастерская работает до сего времени. Задания мною были исполнены, что и отмечено Областным Историческим Музеем, газетами «Северный рабочий», №212 сент. 1924 г., Москва «Правда», №32 февр. 1924 г. и присутствовавшим на торжестве приезжим из Германии проф. по русской Истории Винклером6, отметившим в своих речах мою научную работу.

Член ЦЕКУБУ7, зарегистрирован в Секции Научных Работников Московского Губотдела (Удостоверение № 6119).

ХУДОЖНИК – РЕСТАВРАТОР /М.Тюлин/
 
Примечания.

1.РАБИС – аббревиатура от слов «РАБотники Искусств». С 1924 РАБИС стал называться Всесоюзным профессиональным союзом работников искусств, а в 1953 году он влился в единый профессиональный союз работников культуры.
 
2. Итогом собирательской деятельности конца XIX - начала XX в. и символическим знаком нового эстетического отношения к русской иконе стала знаменитая выставка произведений древнерусского искусства, состоявшаяся в 1913 г. в Москве и приуроченная к 300-летию Дома Романовых, торжественно отмечавшемуся по всей России. Это была первая крупная выставка иконописи из частных коллекций, не просто имевшая большой успех, но ознаменовавшая настоящий триумф русской иконы. Знаменательно, что вдохновителем и организатором ее стал С.П.Рябушинский, финансировавший не только устройство экспозиции в здании Делового двора на Солянке, но и издание роскошного каталога.

3. В 1878 году при Центральном училище технического рисования барона Александра Штиглица  был открыт "Музей декоративно-прикладного искусства СПбГХПА (Музей Штиглица)". В музейную коллекцию вошли экспонаты европейского декоративно прикладного искусства. В общей коллекции музея насчитывалось около 30 тыс. единиц вещей. После окончания революции большая часть экспонатов "Музея Декоративно Прикладного Искусства" была передана в Эрмитаж.
 
4. Храм св. Николы чудотворца и благоверного князя Александра Невского (Николо-Барградский) при Императорском Православном Палестинском Обществе. Находился на перекрестке 2-й Рождественской (2-й Советской), Калашниковского проспекта (пр. Бакунина) и Мытнинской ул., Санкт-Петербург. Заложен в 1913, освящен в 1915. Арх. С.С.Кричинский при участии В.Т.Георгиевского. Фресковая роспись в подражание ферапонтовской. Содержал коллекцию икон XVI-XVII вв., собранную князем А.А.Ширинским-Шихматовым. Взорван в 1932 году.
5. Алексей Викулович Морозов (1857—1934).  Собрание икон Алексея Морозова считалось одним из лучших в России (наряду с коллекциями Ильи Остроухова и Степана Рябушинского).

6. Martin Eduard Winkler (1893-1982) немецкий историк, специалист по России и по иконописи,  побывавший в 1924 г. в Москве и Ленинграде.
 
7. ЦЕКУБУ - Центральная комиссия по улучшению быта ученых.

Приведу текст еще одного документа, который дополняет биографические сведения о семье Тюлиных. Тем более, что в адресных книгах Москвы вообще отсутствуют сведения о местах проживания Тюлина Михаила Ивановича. Со слов Наталии Михайловны, Михаил Иванович с семьей жил в районе Таганки. Трудно указать точную дату переезда семьи в дом по адресу: Сретенка, Пушкарев пер., 7, в котором до них проживал старообрядческий священник Исаакий Павлович Носов. Точно, что незадолго до 1917 года.

Бессрочная паспортная книжка
выдана Мстерским Волостным Правлением Вязниковского уезда, Владимирской губернии тысяча девятьсот седьмого года июня месяца 18 дня крестьянину слоб. Мстера Ивану Михайловичу Тюлину

Владелец книжки
1. Иван Михайлович Тюлин
2. Звание крестьянин
3. Время рождения или возраст: 66ть лет
4. Вероисповедание: Старообрядческое
5. Род занятий: при родных
6. Состоит ли или состоял ли в браке: женат
7. Отношение к отбыванию воинской повинности:
8. Док-ты, на основании которых выдана паспортная книжка - Местный крестьянин документов не требовалось
9. Подпись владельца книжки: (нет)
Если владелец книжки безграмотен, то его приметы:
Рост
Цвет волос
Особые приметы (не заполнено)
10.Лица, внесенные в паспортную книжку, на основании ст.9 и 10 положения о видах на жительство:
при нем жена Надежда Ивановна 67 лет
Мстерский Волостной Старшина Л.Чиркин
Писарь (подписи нет)
Текст в паспортной книжке на страницах 31-32 сохранился плохо, но несомненно представляет определенный интерес.
Место для прописки видов полициею.
марка: Москов. Городское правление - 3 коп.
1909 15 февраля
Рогожской ч. 2 учас. по дому №28 Ананьина
Штамп 29 ноя. 191. Приходная (неразборчиво) по Б. Алексеев. у.
Марка 3 коп. (неразборчиво) …ой
                             10 Морозовой
                             Иконописец,
                         
                             по Б.Алексеевск. ул.
1909 – Мясницкой части по дому 9 Юргенсона
явлен записом пристав (подпись)
на марке написано 1910 9 февраля
ШТАМП: Мясницкой части 2 участка по дому 9 (неразборчиво)
Явлен и записан пристав (подпись)
ШТАМП: Мясницкой части 2 участка
По дому №
Явлен и записан Пристав
На обложке с внутренней стороны:
1918 число (неразборчиво) октяб.
Сретенской части 2-го уч. по дому Тюлина Пушкарев
Явлен и записан.
На наше счастье сохранились воспоминания о Михаиле Ивановиче Тюлине, написанные художницей Татьяной Алексеевной Мавриной (Маврина Т.А. «Наша коллекция», Памятники культуры, №26, 1979, сс.391-408). Небольшой отрывок из них дорисует образ Михаила Ивановича, дорогого нам человека и высокопрофессионального реставратора.

«Помогал нам в собирательстве М.И. Тюлин – реставратор, из знаменитой семьи Тюлиных – реставраторов… Мы пошли по указанному нам доктором В.В.В. (Валериан Вадимович Величко. – В.А.) адресу в соседний переулок. Дом искать не пришлось. Шел старичок с палочкой (безусловно, по облику старообрядец). Седая бородка подстрижена, пронзительно умные глаза.
 
- Простите! Не Вы ли будете Михаил Иванович Тюлин?
- Я самый!

Он пригласил нас зайти к себе, в нижний этаж каменного типично московского дома, где раньше была старообрядческая моленная… У Михаила Ивановича своя комнатка с мутным стеклом на хламный двор. Стены увешаны иконами и образами с лампадками.

За праздничными застольями поодаль от хозяина сидела его греческая жена, лицо с Фаюмских портретов, рядом почетные гости: Померанцев, Мишуков, Корин, Величко, Ильин…

Через Михаила Ивановича мы получили доски из собрания В. М. Васнецова, Щусева и других неизвестных владельцев, которых М. И. называл просто «он». «Он хочет расстаться», «у него есть то-то». Первая наша икона была «Борис и Глеб». В издании 1916 г., посвященном съезду художников в Петербурге 1911-1912 гг., были репродукции с икон В.М.Васнецова. Среди них два князя: «Борис и Глеб», в рост, приземистые, крепко стоящие – пленили нас своей народностью. Какие-то деревенские князья!
М.И. сказад, что наследники могут с ней расстаться, уступить ее нам. И вот небольшая, темно-желтая доска лежит на столе у М.И., а один кусочек, аккуратный квадрат, размыт на шапке Бориса – белое, красное и черный соболь опушки! Заманчиво! Что-то будет дальше?

Приходили мы к М.И. чуть ли не каждый вечер.

Раскрыт уже большой кусок выпукло-узорной киновари на плаще Глеба. И лица.
- Лица «домонгольского периода», - говорит чуть ли не шепотом М.И. - Видите, глаза совсем «монгольские».

Так он выражал свой восторг, переворачивая слова «монгольские», «домонгольские» как символ древности и ценности. Ему нравилось так говорить, а нам слушать.

Ждем, что будет из этой киновари, какой откроется узор, как заиграет точка или клетка на домотканом кафтане князя. Появились и старые красные надписи.

Надо ли говорить, что цена доски повышалась от каждого нового открытия: цвета ли, узора ли, или охряного ассиста».
К сожалению, нет возможности предоставить полностью текст, связанный с реставрацией этой иконы (чтобы не утомлять читателя). Главное, что «когда привезли «Бориса и Глеба» домой и повесили на стене, то гордость нас переполнила. Чего не сделал В.М.Васнецов, сделал Михаил Иванович Тюлин – подарил миру настоящее, очень оригинальное произведение древнерусского искусства».

И вот еще о чем хочется вспомнить сегодня, в день памяти М.И.Тюлина. Весной этого года в Музее им. Андрея Рублева состоялась выставка «Древности из собрания профессора Покровского». К безусловным шедеврам коллекции относится уникальный кузов-складень с иконой "Богоматери Владимирской".
 
 
 
Складень кузов с иконой «Богоматерь Владимирская». Конец XVI века. Москва. Фото из каталога выставки.
 
Кузов выполнен из серебра, и на внешних его створках выгравированы многочисленные фигуры святых, среди которых особенно выделены святые покровители семьи царя Бориса Годунова. Это дает основание предполагать, что складень принадлежал царской семье. Очень интересна иконографическая программа изображений праздников на внутренней части створок складня.
 
 
 
 
Сама же икона украшена не только современным ей окладом, но и более поздними дополнительными "привесами" - венцом и цатой начала XVII века и сережками с речным жемчугом XVIII века. Складень был подарен Г.А. Покровскому известным реставратором М.И. Тюлиным. Был подарен!
 
Покой, Господи, душа усопших раб Своих Иоанна, Михаила, Бориса, Надежды, Марии, младенца Феодора!

Анисимова В.Н.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 3185 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]