Главная » 2021 » Март » 28 » В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь. Священник Исаакий Павлович Носов
18:19
В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь. Священник Исаакий Павлович Носов

Захоронения  протоиерея Носова Исаакия Павловича и его родных находятся на Рогожском кладбище (5 уч.)

 

Могилы Носовых на Рогожском кладбище (фото сделано 26.09.2010)

 

Под крестом покоятся протоиерей Носов Исаакий Павлович (1847 – 1940) и его супруга Наталья Лазаревна, сконч. 1936.

Носов Александр Исаакович (1884 -1966).

Справа могила Носова Сергея Александровича (23 IX 1907 – 1981 23 III) и Носовой Татьяны Ивановны (1913 – 1993).

Правее белый восьмиконечный деревянный крест. Надпись на кресте:

Горячевъ Иванъ Николаевичъ

Скончался 10 декабря 1916 г. День ангела 8/21 мая.

 

Надпись на кресте И.Н. Горячева (фото сделано 26.09.2010).

 

У основания креста на современной табличке надпись: Коношко Прасковья Исааковна (1891 – 1968).

С 2014 года белого деревянного креста на участке захоронений Носовых уже нет. Нет и записи о том, что здесь был похоронен Горячев Иван Николаевич.

Дата рождения о. Исаакия следует из собственноручно записанного им возраста в документах РГАДА (Ф.1475, оп.1, ед.хр.550, л.19): 55 лет. Документ составлялся в 1909 - 1910 гг.  Тогда год рождения 1854 или 1855.

Протоиерей Носов Исаакий Павлович скончался 16 февраля 1940 года.

Дату смерти сообщил Кирилл Сергеевич Скидан на основании повторного свидетельства о смерти, полученного им, потомком родного брата Исаакия Павловича Афанасия Павловича Носова (1827 – 05.04. 1912), видного представителя беглопоповцев, благотворителя, любителя церковного благолепия, выстроившего в Семенове сначала каменную моленную, а после 1905 года большой Никольский храм с колокольней  (Церковь, 1912, 319, с.469).

 

Исаакий Павлович Носов (фото подарено автору публикации Наталией Михайловной Привато, внучкой М.И. Тюлина)

 

О. Исакий родился в купеческой семье беглопоповцев в г. Семенове, Нижегородской губ. До присоединения к нашей Христовой Церкви о. Исакий в течение 15-ти лет был голосовщиком у беглопоповцев в храме, находящемся в г. Городце Нижегородской губ.

В 1890 году о. Исакий был присоединен к св. Церкви Савватием, архиепископом московским, и им же 30 октября того же года был рукоположен в священника в храме Успения Пресвятыя Богородицы, что на Апухтинке, в Москве, настоятелем ко храму Введения Пресвятыя Богородицы в Москве.

О. Исакий привлекался к судебной  ответственности за устройство моленной в доме бр. Лебедевых, на Генеральной улице, но судом был оправдан.

Дом, в котором первоначально о. Исакиемъ была устроена моленная, превращен в великолепный храм, созданный братьями Лебедевыми и другими прихожанами. В этом храме о. Исакий служил до 1908 года со дня посвящения в сан иерея (Старообрядческая мысль, 1915, №11, сс.1042-1043. Статья называется «Свящ. Исакий»).

В 1909 -1910 гг. о. Исаакий проживал по адресу Сухаревская cадовая, д. 267, кв. 4 , где находился  его собственный храм во имя святителя Николы (РГАДА, Ф.1475. оп.1, ед.хр.550, лл.19, 19об, 20). Торгово-промышленное товарищество П.И. Оловянишникова Сыновья в своей рекламе дает следующие сведения: Среди обслуженных старообрядческих  храмов есть молитвенный дом свящ. Iсаакия Носова, Москва, Садовая ул. (Церковь, 1910, №13, с.351).

Как следует из справочника «Вся Москва», старообрядческий священник Носов Исаакий Павлович с 1913 года  проживал по адресу Пушкарев переулок, дом 7. В том же журнале читаем, что в настоящее время о. Исакий служит в храме святителя Николы, устроенном в своем доме (Сретенка, Пушкарев пер., №7). Во дворе дома устроена звонница. Нужно сказать, что храм помещается на месте, т.к. в этом районе нет приходских церквей на большом расстоянии (Старообрядческая мысль,1915, №11, сс.1042-1043). Впервые в материалах, связанных с церковной деятельностью о. Исаакия Носова, упоминается звонница. Очевидно, что на ней установлены колокола, отлитые Торгово-промышленным товариществом П.И. Оловянишникова сыновья, об изготовлении которых известно еще в 1910 году.

Когда-то Наталия Михайловна, внучка М.И. Тюлина, подарила мне дореволюционное фото некоей звонницы. На обороте фотографии нет никаких записей. Михаил Иванович и о. Исаакий были дружны, более того Михаил Иванович в советские годы вплоть до своей смерти в 1965 году проживал в том же доме 7 в Пушкаревом переулке, где до него жил И.П. Носов.

Настал момент истины: открылась тайна подаренной фотографии. 

 

«Во дворе дома устроена звонница» (Пушкарев пер, 7)

 

30 октября 1915 года отец Исаакий отмечал двадцатипятилетие своего служения в сане священника и в этот день приезжали принести ему поздравления Макарий, епископ рязанский и егорьевский, Прокопий, протоиерей Рогожского кладбища, и другие представители старообрядческого духовенства. К сожалению, какие подарки были преподнесены и чьи поздравления были озвучены, нам неизвестно.

Духовным отцом о. Исаакия был священник храмов Рогожского кладбища  Прокопий Егорович Сорокин (РГАДА, Ф.1475. оп.1, ед.хр.550, л.20).

6 мая 1908 года во время празднования 25-летия служения о. Прокопия в иерейском сане, о. Исаакий поднес ему Древний складень с изображением Деисуса в вызолоченном окладе (Церковь, 1908, №20, с.682) и надписью: «Многоуважаемому о. Иерею и нашему духовному отцу Прокопию Георгиевичу Сорокину преподносим сию святую икону на добрую память в день вашего 25-летия священного служения перед алтарем Господа Бога в святой древне-православной и апостольской Церкви от духовного сына иерея Исаакия Павловича Носова с семейством». При поднесении иконы о. Исаакий произнес краткую приветственную речь.

После 1917 года храм в Пушкаревом пер. был закрыт. Священник Носов служил в храме св. апостола Матфея в доме Кузнецовых на 1-й Мещанской до его закрытия в 1924 году. В 1924-1927 гг. служил в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери Хавской старообрядческой общины, жил при храме (Пряхин А.С., Михайлов С.С. История храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери Московской Хавской старообрядческой общины,.М., 2006. С.28-29).

У Исаакия Павловича Носова был сын Александр (1884- 1966) и две дочери Пелагея (1889-1972) и Прасковья (1891 – 1968).

У семеновского мещанина Нижегородской губ. Исаакия Носова были еще двое сыновей: Павел, умерший пяти дней от роду в 1892 году (ОР РГБ, Ф.246, к.140, ед.хр.2) и Николай, умерший семи дней от роду в1896 году (ОР РГБ, Ф.246, к.141, ед.хр.2). Справки о смерти предоставлены от 2 уч. Лефорт. ч. В эти годы о. Исаакий проживал в доме бр. Лебедевых на Генеральной ул.

Дочь Прасковья была в первом браке замужем за Горячевым Иваном Николаевичем. В книге похороненных в 1916 году (ОР РГБ, Ф.246, к.145, ед.5) значится Горячев Иван, рядовой 212 пехотного запасного полка, умерший 14 декабря. Возраст усопшего не указан. На белом восьмиконечном кресте на табличке была указана дата смерти 10 декабря.

Видимо по второму мужу Прасковья имела фамилию Коношко.

 

о. Исаакий, его жена Наталья  Лазаревна, их дочь Пелагея с мужем Исааком Михайловичем Волковым и сыном Всеволодом (фото предоставил К.С. Скидан)

 

Пелагея была замужем за Исааком, сыном священника храма Покрова Пресвятыя Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины о. Михаила Мироновича Волкова. Из документа (РГАДА, Ф.1475. оп.1, ед.хр.550, л.31) известна точная дата рождения о. Михаила Волкова - 5 ноября 1856 года. Упокоился  протоиерей Михаил в 1940 году (надпись на памятнике).

Захоронения протоиерея Михаила Мироновича Волкова и его родных  находятся на Рогожском кладбище (6 уч.).

 

Могилы Волковых на Рогожском кладбище

 

Примечания

1.На выставке древнерусского искусства, устроенной в 1913 году в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых, были представлены предметы из собрания о. Исаакия Носова (см. Каталог выставки, М., 1913)

2. В книге Е.Бирюковой «Купцы Носовы», Нижний Новгород, 2019, на стр. 52 читаем: «В 1913 году его (священника Исаакия Павловича Носова. - В.А.) коллекция из 17 предметов экспонировалась на первой выставке древнерусского искусства в Москве. Четырнадцать предметов из этой коллекции были приобретены на средства императора Николая II в дар Русскому музею хранителем П.И. Нерадовским».

3. К вопросу о предметах из собрания о. Исаакия Носова, находящихся в Русском музее, автором публикации был получен ответ из Государственного Русского музея (Исх. №785/2 от 31.03.2021) следующего содержания:

"Уважаемая Вера Николаевна!

В ответ на Ваше письмо от 16.03.2021 сообщаем, что в собрании Русского музея действительно хранятся иконы и предметы прикладного искусства, приобретенные от старообрядческого священника, о. Исаакия Носова в 1913 г. Однако, за небольшим исключением, они не экспонировались на выставке древнерусского искусства в Москве и попали в собрание музея разными путями. Информация, содержащаяся в книге Е. Бирюковой «Купцы Носовы». Нижний Новгород, 2019, ошибочна. Большое приобретение, сделанное Государем императором Николаем II в 1912 г. и принесенное им в дар Отделению христианских древностей Русского музея, не содержало памятников, купленных у о. Исаакия Носова. В марте 1913 г. о. Исаакий предложил музею для приобретения 10 предметов древнерусского и старообрядческого искусства, которые были куплены на средства из государственного бюджета. В ноябре того же года хранитель Художественного отдела музея П.И. Нерадовский во время пребывания в Москве приобрел у о. Исаакия деисусный чин из семи икон.

Несколько ранее, в августе 1913 г. 14 предметов были приобретены у о. Исаакия Музеем Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Только три из них (иконы Деисуса в серебряных окладах) экспонировались на выставке древнерусского искусства 1913 г. в Москве (Каталог. С. 137. №178). В 1938 г. после расформирования фондов музея ЦУТР все 14 предметов поступили в Государственный Русский музей.

Ныне в Русском музее в общей сложности хранятся 27 икон, 3 складня и крест, приобретенные от о. Исаакия Носова.

Поскольку приобретенные Русским музеем в 1913 г. иконы и складни сразу же вошли в экспозицию Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины, в 2014 – 2015 гг. они экспонировались в Русском музее на юбилейной выставке «Древлехранилище». 5 икон и 2 складня опубликованы в выставочном каталоге (Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины. СПб., 2014. С. 151 – 155). Несколько произведений старообрядческого искусства экспонировались на выставке «Образы и символы старой веры» (Русский музей, 2009) и вошли в одноименное издание, сопровождавшее выставку (С. 44-45. Кат. 30; С. 194-195. Кат. 175; С. 198-199. Кат. 177; С. 201 Кат. 179). Одна икона опубликована в каталоге «Иконы «романовских писем»». Рыбинск, 2011.С. 229. Кат. 28. Ил. на с. 105.

С уважением,

Е.Н.Петрова,

заместитель генерального директора по научной работе"

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 941 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]