В течение этой недели в Сызрани работала киногруппа из Москвы, снимающая новый документальный фильм о местной школе иконописи. Причем пребывание кинематографистов в этом городе на Волге никак не анонсировалось и даже в некотором роде скрывалось. Корреспонденту «Волжской Коммуны», тем не менее, удалось узнать все «явки» и «пароли», встретиться с москвичами и понаблюдать за их работой.
Верность истокам
В Сызрани издавна существует большая старообрядческая община, которая здравствует и неплохо чувствует себя и поныне. В городе даже есть несколько храмов, чьими прихожанами являются последователи этой ветви православной религии. Сызранские староообрядцы известны и своим весьма самобытным творчеством.
На рубеже XIX-XX веков в Сызрани появилась артель, которая занималась написанием икон. Одним из ее основателей был известный местный иконописец по фамилии Бочкарев. Он прославился тем, что творил святые образы, используя практически забытый греческий способ письма икон, которым пользовались еще Андрей Рублев и Феофан Грек. По словам одного из нынешних последователей сызранских артельщиков позапрошлого века дьякона Сергия (Сусорова), в написании икон использовалась темпера — темная краска на основе минералов и растительных составляющих.
«Здесь в Сызрани было именно каноническое письмо, - рассказал отец Сергий. - И хотя со временем чуть ли не во всем мире иконопись превратилась в живопись (что, как мы считаем, абсолютно неприемлемо), у нас эта техника сохранилась. Самый смысл иконы в том, чтобы показать духовное, а телесное — спрятать...»
После долгих лет гонений, которым подвергались старообрядцы в советское время, в середине 90-х прошлого века в России стали появляться весьма странные иконы, которые сразу же вызвали много вопросов у специалистов и коллекционеров. Сначала они думали, что это Палех, но, копнув глубже, обнаружили, что все эти произведения были написаны именно в Сызрани последователями старообрядца Бочкарева. Новый виток в возрождении древнего искусства стал поводом изучить это явление повнимательней.
Киноразведка
Инициатором этих исследований стал известный российский коллекционер старины Андрей Кириков, который предложил снять полноценный документальный фильм о новой-старой сызранской школе иконописи. За этот проект взялся опытный московский продюсер Александр Котелевский, сформировавший киногруппу. Режиссировать новый фильм был приглашен известный кинематографист Михаил Роговой, а озвучивать картину предложили популярному актеру, народному артисту России Алексею Гуськову. 20 июня «киношники» приехали в Сызрань, чтобы отснять основной материал для фильма.
Разместили московских гостей в одном из местных санаториев, причем их временное жилище охраняли от любопытных и дотошных журналистов как зеницу ока. Корреспонденту «ВК» помогли случай да еще расположение священнослужителей-старообрядцев.
На съемки киногруппа отправлялась ежедневно, едва позавтракав. Снимали в Сызранском краеведческом музее, где хранится большое количество икон, в старообрядческой церкви, за городом. Попадут в фильм и кадры, снятые во время крестного хода, посвященного празднику явления иконы Феодоровской Божией Матери, от Кашпирского храма до священного Феодоровского источника. Съемки продолжались даже без перерыва на обед, каждый день в течение недели.
У самих священнослужителей ко всей этой истории, как оказалось, отношение весьма неоднозначное. «Мы не хотели, чтобы вокруг этого события возникал ажиотаж, - признался отец Сергий, пригласив корреспондента «ВК» в храм и позволив сделать там несколько фотоснимков. - Понимаете, мы, старообрядцы, живем тихо, никого не трогаем и не хотим, чтобы кто-то вторгался в нашу жизнь. И не дай бог, если какие-нибудь жулики и воры, посмотрев кино и увидев на экране ценности, которыми мы обладаем, захотят ими поживиться...»
На пути к духовности
«Рабочее название нашей будущей ленты - «Тайна сызранской иконы», - говорит режиссер Михаил Роговой. - Нам стало известно, что здесь просто выдающаяся школа иконописи, в 30-е годы она практически иссякла, а сейчас вновь возрождается. Мы пригласили на роль «исследователя» фильма (как я это называю, потому что он «следует» за тем, что происходит на экране) замечательного актера Алексея Гуськова. Кстати, он сам — старообрядец, и для него все то, о чем мы говорим, принципиально». Самого Гуськова, к сожалению, застать так и не удалось: начитав закадровый текст, он сразу же отбыл в Москву. А в Сызрани на неделю остались режиссер, операторы, осветители, монтировщики и автор сценария будущей картины.
Как пояснил сценарист Олег Колин, главная тема фильма — это то, что экономический рост, о котором много говорят в наши дни, невозможен без возрождения духовности. «То, что делают сызранские подвижники, нельзя переоценить, - считает он. - Причем их искусство важно не только для последователей этой ветви религии, но и для всего, считающего себя полноценным, общества...»
Завершив недельные съемки в Сызрани, вчера московская киногруппа улетела в столицу. Уже там, по словам Михаила Рогового, будут проводиться окончательные досъемки и монтаж картины. Ее хронометраж должен составить полноформатные 52 минуты без учета рекламного времени. Когда фильм покажут по телевидению, пока не сообщается.
Андрей Цедрик
|