Главная » 2013 » Январь » 28 » "Вечерний Ростов":Старая вера живет в старом уголке Ростова
20:28
"Вечерний Ростов":Старая вера живет в старом уголке Ростова
Старообрядческая община Ростова-на-Дону в 2013 году готовится отмечать вековой юбилей своего Свято-Покровского собора. Этот небольшой храм на улице Ульяновской на посторонний взгляд ничем примечательным не выделяется среди других «малых» ростовских церквей. Но это далеко не так. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы является центром старообрядческой общины Ростова, со своей интересной историей, неотделимой от истории нашего города.
 
 

 
ДВОЕПЕРСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
 
Значительная часть старообрядческой общины переехала в конце XVIII века в южный, бурно развивающийся Ростов с берегов далекого Белого моря. С собой переселенцы привезли деревянную церковь, которая стояла на улице Донской еще в 1813 году, но до наших дней не сохранилась. Другую, каменную церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы на улице Канкринской, 42 (ныне Ульяновская) выстроили гораздо позже, на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотаревым. Она тоже не дошла до наших дней.
 
Третий старообрядческий храм, построенный известный промышленником Н.А. Паниным, сегодня возвышается на улице Ульяновской. Он объединяет старообрядческую общину всего Ростова. Старообрядчество уходят своими корнями в XVII век, во времена церковных реформ патриарха Никона. Не вдаваясь в отличия «старой» веры, такие как двоеперстное крещение или особенности построения православного креста, можно заметить, что почти на всем протяжении своего существования эта церковь подвергалась гонениями. В середине XVIII века, при императрице Анне Иоанновне, староверам даже запрещали иметь свои церкви.
 
При Екатерине II (основательнице донской Нахичевани), староверам вышли некоторые послабления, и они стали селиться большими общинами во многих городах Российской империи. В это самое время старообрядческая община появляется им в Ростове-на-Дону. Староверы во все времена были зажиточными людьми. Строгая религия запрещала им употреблять никотин и алкоголь, предписывала много работать, блюсти семейные ценности.
 
Имена купцов из старообрядческой среды навечно вписаны в историю Ростова. Самые известные - хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, предприниматели Иван Панченко, Петр Максимов (его именем называем здания бывших хлебных складов, сохранившихся на улице Береговой). Но самым известным ростовским старовером считается «гвоздильный король» Николай Алексеевич Панин.
 
 

 
ГВОЗДИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ
 
Как и многие дети в купеческих семьях, Николай Панин сызмальства стоял за прилавком, помогая отцу торговать. Уже в 23 года он возглавил собственное дело: гвоздильно-проволочный завод, построенный на левом берегу реки Темерник, в Сычевой балке. Здесь делали гвозди, различный крепеж, а также мебельные пружины и проволоку. Продукция была востребована по всему Северному Кавказу. Завод развивался, очень быстро вышел на миллионные обороты.
 
В ростовской прессе дореволюционного периода за Паниным закрепилось прозвище «гвоздильный король». Занимаясь коммерческой деятельностью, Николай Алексеевич Панин активно участвовал в общественной жизни Ростова. Он был гласным Городской Думы. За длительное служение городу купец был удостоен звания Почетного Потомственного Гражданина города. И еще Панин возглавлял старообрядческую общину Ростова.
 
В 1911-1913 годах на средства Панина на улице Канкринской, 37, по проекту столичного архитектора В.А. Покровского, был воздвигнут храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом возведено здание богадельни для призрения одиноких стариков из среды старообрядцев, а также дом притча для собраний общины. Этот комплекс «зданий Панина» сохранился и поныне, он имеет статус архитектурных памятников.
 
Панин дожил до декабря 1918 года, и успел увидеть все ужасы прихода новой власти в тихий и сытый Ростов. Он завещал раздать 20 тысяч рублей из своего состояния «сирым и убогим», на помин его души. Он был похоронен предположительно на Покровском кладбище, снесенном городскими властями в 50-х годах прошлого века. Завод Панина был национализирован и под названием «Пролетарский Молот» работал вплоть до 90-х годов прошлого века...
 
 
СТАРОВЕРЫ И ЕВРЕИ
 
Очень любопытный факт истории Ростова в том, что территорию Солдатской слободы, где поселились старообрядцы, также избрала для компактного проживания иудейская община города. Рядом с двумя старообрядческими храмами, буквально в радиусе 200 метров, возникли три иудейские синагоги. Две общины добрососедски существовали на протяжении многих десятилетий. В зданиях, построенных старовером Паниным арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана. Настоятель Покровской церкви отец Иоанн, занимающийся историей старообрядчества в Ростове, считает этот факт вполне закономерным: две достаточно замкнутые общины, с похожими жизненными ориентирами: семья, работа, религия.
 
В середине 30-х годов советская власть закрывает обе старообрядческие церкви. В Покровском храме разместились цеха радиозавода «Комсомолец». Часть икон верующие прятали по домам, но иконостас был уничтожен воинствующими безбожниками. Был арестован, сослан и умер в лагерях настоятель храма отец Савва Синельников.
 
Во время немецкой оккупации Ростова в 1942 году новые власти вернули верующим все сохранившиеся храмы. В августе была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но община не стала сотрудничать с оккупантами. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых советских солдат, а также уцелевших от массовых расстрелов евреев. В сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям...
 
- Разыгралась драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской. Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года, - рассказывает краевед Роман Бочарников, который сегодня собирает свидетельства о тех событиях. В конце 1945 года власти теперь уже навсегда вернули старообрядческой общине Покровский храм. Вот такая непростая история у этой церкви на улице Ульяновской.
 
 
ВЕКОВОЙ СОБОР
 
В этом храме сохранилось очень много примет старины. Уже на входе привлекают внимание опорные колонны из чугунного литья, с клеймами ростовского механического завода Феодора В. Ниттнера. Осталась также искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток. Утварь и иконостас на этот храм жертвовали известные ростовские семьи старообрядцев - Парамоновы и Соловьевы.
 
 

 
Значительная часть старых икон сохранилась, но восьмиметровой высоты иконостас был написан заново мастерами-староверами. До сих пор в храме видны «раны истории» - выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во дворе, построенная в 30-х годах как проходная радиозавода «Комсомолец».
 
Сегодня старообрядческая община Ростова насчитывает порядка 600 человек. Она остается неизменной на протяжении десятилетий. Как и заведенный веками у староверов порядок: богослужения, воскресные собрания общины, занятия для детей и беседы для взрослых, совместные трапезы. Одной из таких традиций по сей день остается раздача бесплатных обедов для бездомных, обитающих вокруг Центрального рынка.
 
К столетию храма община наметила целый ряд мероприятий, и одним из главных является изготовление колоколов на звонницу. Николай Алексеевич Панин не успел этого сделать: в 1914 году началась Великая (Первая мировая) война, затем революция...
 

Старообрядческий храм обрел свой голос спустя сто лет. Как рассказал настоятель храма иерей Иоанн Севастьянов, семь колоколов заказали на специализированном предприятии в Воронеже. Самый большой из них - 150 килограммовый (девять с половиной пудов), самый маленький весит всего полпуда. Судя по размерам звонницы, колоколов могло здесь быть гораздо больше, и более тяжелых, но прихожане исходили из того, что живут в центре большого города, и колокольный звон не должен тревожить покой людей, проживающих по соседству с церковью. Благовест здесь можно слышать по церковным праздникам, выходным дням, по завершении службы. Звонари своим, из числа прихожан, прошедшие специальные курсы в Москве.
 
Старообрядческий Покровский Собор, воздвигнутый в 1913 году, переживший за свою историю немало испытаний и лишений, готовится отпраздновать своё столетие. Община запланировала выполнить комплекс мероприятий по реставрации фасада, чугунных врат собора, кованых оконных решеток, ремонту кровли. Этот храм может и должен стать одним из объектов, повышающих туристическую привлекательность центра Старого Ростова.
 
Александр ОЛЕНЕВ.
 
"Вечерний Ростов", 22.01.2013 г.
 
Категория: Новости из общин | Просмотров: 2602 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]