Около полутора лет назад в издательстве «Пробел-2000» вышла новая книга известного московского писателя и журналиста Дмитрия Урушева «Звезда Альтаир». Жанр для автора необычный - сказка. К сожалению, издание осталось почти неизвестным старообрядческому читателю. "Самарское староверие" подготовило тогда рецензию на сказку Д.Урушева. Но поскольку автору удалось издать лишь первую часть сказки, рецензию пришлось сократить.
В начале нынешнего года в издательстве "ЭКСМО" вышло долгожданное полное издание книги "Звезда Альтаир". Хочется надеяться, что на этот раз полное издание сказки Д.Урушева появится в старообрядческих книжных лавках и получит шанс найти, наконец, своего читателя среди старообрядцев.
А пока - немного о самой сказке. Впрочем, сказка эта выходит далеко за границы сказочного жанра. Начинается она привычно: было у царя три сына, двое умных, а младший - дурак. И не то, чтобы все считали его глупым, напротив - и у родителей, и у обитателей царства он был любимцем. Но старшие братья-умники смотрели на него свысока и считали глупцом.
И как всегда случается в русских сказках, ум старших братьев на поверку оказывается житейской хитростью и изворотливостью, а Иванушка предстает наивным, неискушенным, но чистым сердцем и глубоко порядочным героем.
Правда, задача у героя не из легких: царь Додон Гвидонович - не обычный сказочный самодур, посылающий сыновей за жар-птицей или молодильными яблоками. Государь озаботился тем, что в его процветающем царстве нет своей веры, а веру он хочет иметь самую лучшую и самую что ни на есть истинную. На ее-то поиски он и отправляет своих сыновей.
Сыновья, как и водится в сказках, держатся вместе недолго. У первого же замшелого камня-указателя они расстаются: старшие выбирают дороги, ведущие к власти, богатству и славе, а Иванушка – путь, на котором обещаны голод, холод и обретение веры.
Тут-то и начинается настоящее сказочное путешествие. Все классические атрибуты русской народной сказки - волшебные герои, сказочные земли, магические предметы - налицо: баба Яга, Котофей Котофеевич, кот Баюн, Соловей разбойник, атаман Кудеяр, Серый волк, Кащей Бессмертный, населяющие Муромские леса и лежащие за ними Великие, Малые и Белые Кулички, неразменный рубль, меч-кладенец, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные кошачьи усы, исполняющие любые желания.
Но очень скоро читатель понимает, что путешествие юного царевича выходит за рамки привычной сказки. Элементы эпоса и фэнтези, рыцарского и аллегорического романа, множество аллюзий, причудливое переплетение событий в пространстве и времени, - все это мгновенно захватывает читателя и не дает оторваться от книги.
Путешествие Ивана-царевича даже по сказочным меркам необыкновенно. Начинается оно в Некотором царстве, которое раскинулось на краю земли, где-то между морем-окияном и дремучими Муромскими лесами, а заканчивается в Беловодье, на острове Атлантида. В первой части сказки Иван, ведомый звездой Альтаир, проходит через Муромские леса, Великие, Малые и Белые Кулички, Брынский лес, черкасскую, ляшскую и немецкую земли.
Как и положено сказочному герою, Иван совершает множество подвигов и просто добрых дел: спасает от злых царских прислужников – ярыжек поэта Демьяна Скоробогатого, наставляет на путь истинный атамана Кудеяра, находит невесту говорящему коту Котофею Котофеевичу, побеждает Соловья Разбойника, который на деле оказывается жадным царским прислужником, обретает меч-кладенец и волшебного коня Эльдингара, путешествует на Сером волке, исцеляет дочь ляшского царя Зыгмунта от немоты, выкупает юных молодцев и дев, которых должны угнать в рабство, у сарацинских сборщиков дани.
Но о главной своей цели – поиске самой истинной веры, Иван не забывает ни на миг. Где только и с кем только он не беседует о вере! С дедом Пантелеем в бедной деревенской избе и игуменьей Демагогией в монастырских палатах, патриархом Никелем в патриаршем дворце и доктором теологии Шпицем в Кукуйской слободе, чернецом Симеоном в Брынском лесу и шинкарем-хазарином в черкасских землях, ректором Замогильной академии и хазарским мудрецом бар Малеем, многочисленными папефигами и папеманами, среди которых папский кардинал, претендент на папский престол, и аббатиса женского монастыря.
Динамичный сюжет этого волшебного сравнительного религиоведения захватывает, и, если гуманитарии и приверженцы той или иной религиозной конфессии будут оценивать, насколько тот или иной персонаж соответствует своему прототипу, а его рассказы и действия – реальным историческим событиям, то неискушенные читатели в полной мере насладятся увлекательными приключениями главного героя.
Герой сказки Иван – юноша искренний и в лучшем смысле слова высоконравственный. Он прошел испытания богатством, властью, славой, неоднократно побеждал зло, не пролив при этом ни капли крови. Он вызывает искренние симпатии у всех, с кем его сталкивает жизнь и фантазия автора: государей и простолюдинов, разбойников и добропорядочных обитателей волшебных земель и подводного царства, сказочных персонажей и обычных людей, приверженцев самых разных вер и персонажей, ни во что не верящих.
Зачастую отрицательные герои вызывают у читателя гораздо больше симпатий, чем ходульные положительные персонажи. Здесь тот редкий случай, когда абсолютно положительный герой симпатичен читателю не меньше, чем персонажам сказки. Он добр, всегда готов помочь, не пытается казаться лучше, любознателен, относится к каждой из новых для него вер непредвзято и оценивает ее, в первую очередь, с нравственной точки зрения, не проявляя нетерпимости к ее приверженцам и искренне не понимая, почему люди так не любят иноверцев.
Любой сюжет о поиске истинной веры неизбежно сопряжен со сравнением и выбором. Морализаторство, назидательность и нетерпимость в такого рода сочинениях частенько зашкаливают. В своей новой книге Д.А. Урушев счастливо избежал занудного морализаторства и резких выпадов.
Интересная, живая и очень добрая сказка будет интересна как взрослым, которым адресована, так и подросткам. Захватывающие приключения юного царевича и его спутников заставят улыбнуться, задуматься, а может быть, и перечитать сказку вновь.
И.Будкина
Иллюстрации Виктора Служаева |