Главная » 2010 » Июнь » 8 » Вопрос читателя
13:49
Вопрос читателя
Доброго здравия, администраторы и читатели сайта Самарское староверие.
 
У меня есть вопрос на который я пока не нашёл ответа. А разобраться хотелось бы. В субботу седьмую по Пасхе обратил внимание, что в Богослужебной книге Апостол два пятьдесят первых зачала. Один 51 зачал - в книге Деяний святых апостолов, а другой - в Соборном послании Ияковля. Кроме этого дублируются зачала 50, 52, 53, 54, 55, 56, 57. В других посланиях апостольских нумерация зачал идёт без повторений.
 
Разъясните Христа ради в чём тут смысл.

Кланяюсь всем вам,
Алексiй.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1006 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 samstar  
0
Может какой учёный муж даст велемудрое объяснение, а я истолкую по простоте своей.
Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50 зачалом, а в других 51. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51-х зачал и два 52-х.!

Второй немаловажный момент выяснения отчего такая нестыковка в нумерации - это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос и Апостол-апракос. Причина проста - они короче (особенно праздничные) от четьих Евангелия и Апостола. В апракосе же текст расположен так, как он читается на церковных службах. Начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные.

В Апостолах-апракосах после Деяниий св.Апостолов всегда шли Послания св.ап.Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания ап.Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола - Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских.
Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Ведь в апракосах за ненадобностью номера зачал не писали. Пример апракоса
Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, по видимому не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Св.Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]