25 января 2009 года исполняется 34 года со дня упокоения выдающегося иконописца Константина Анисимовича Павлова (Латвия).
Константин Анисимович Павлов родился 27 мая 1907 года в Екабпилсе в старообрядческой семье. В 1925 году приехал в Ригу и поступил в строительный техникум, в котором учился два года. В это же время жил при храме Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, состоял в причте РГСО. После службы в латвийской армии, в 1930 году становится штатным певцом РГСО, а также активно включается в работу «Кружка ревнителей русской старины» под руководством И.Н. Заволоко. В 1928 году по инициативе кружковцев в рамках их религиозно-просветительской деятельности при РГСО была создана иконописная мастерская. Работа в мастерской велась в двух направлениях: реставрация древних памятников, а также изучение и возрождение древних иконописных традиций.
В 1930 году Константин Анисимович Павлов стал учеником известного иконописца Пимина Максимовича Софронова, который тогда работал при Гребенщиковской общине в Риге. После отъезда своего учителя в 1931 году за рубеж К.А.Павлов начал писать и реставрировать иконы самостоятельно. Без преувеличения можно сказать, что 1930-е годы стали наиболее плодотворными в творчестве К.А.Павлова. Очень скоро он снискал уважение среди староверов Латвии. К нему начинают поступать многочисленные заказы и приглашения от старообрядческих общин. Пробуждение религиозной жизни, строительство церквей требовали большого количества новых икон. Константин Анисимович трудится как на благо храмов, так и выполняет многочисленные частные заказы.
В 1933 году им были отреставрированы иконы в храме Войтишской общины (Даугавпилсский р-н).
В 1934 году по заказу Луки Константиновича Константинова он пишет престольный Крест для храма Вылцанской старообрядческой общины (Прейльский р-н). По воспоминаниям прихожан, приобретение престольного Креста стало настоящим духовным празднеством для местных староверов. Крест был привезен из Риги в дом заказчика в Вылцанах, там сначала всей общиной служили молебен Честному Кресту, затем торжественным крестным ходом дошли до храма, где он и был установлен.
В 1935-36 гг. расписывает иконостас для нового старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы в г.Елгава.
К.А.Павлов реставрирует иконы в Тискадском храме». (К.Павлов крайний справа, рядом с ним председатель Тискадской общины Михаил Быстров) 1938 год.
В сентябре 1938 года совет Тискадской общины (Резекненский р-н) принял решение произвести реставрацию всех икон и иконостаса. Для работ был приглашен иконописец К.Павлов. Работы по реставрации были успешно выполнены, их общая стоимость составила 580 латов.
Иконостас Тискадского храма (фрагмент) 1979 год.
В конце 1930-х гг. Константин Анисимович пишет центральный образ «Царь Царствующим» («Господь с предстоящими») для храма Пудеревской старообрядческой общины (Резекненский р-н), иконы для вновь построенного храма Скангельской и Костыговской общин (Прейльский р-н), много работает в моленных Даугавпилсского р-на, так, им написан апостольский ряд икон для храма Нидеркунской общины, пишет образа для Володинской общины .
В 1930-х годах о К.А.Павлове писала рижская пресса, из публикаций можно узнать некоторые подробности о его жизни: имел большую коллекцию книг, старинных икон, а также фотографий древних икон, которые тщательно изучал.
Исследователи отмечают, что зачастую манере письма Павлова присущ графический характер: линии четкие, прямые, сухие, иногда резкие, однако он писал строго в рамках канона и иконографии, выработанной византийскими и древнерусскими иконописцами до XVII века. Его стиль иконописания несколько отличался от манеры его учителя.
В 1930-х годах К.А.Павлов занимался также общественной и преподавательской деятельностью. Он прочитал два курса лекций – «Основные понятия о вере» и «История иконописания» - в воскресной школе для детей и взрослых при РГСО. Сейчас еще живы представители старшего поколения прихожан РГСО, которые помнят уроки Константина Анисимовича.
В 1932 году при участии И.Н.Заволоко и К.А.Павлова было открыто отделение Кружка ревнителей старины при Резекненской кладбищенской общине. Целью работы кружка ставилось «пробуждение религиозного чувства среди старообрядческой молодежи, пробуждение любви к духовным ценностям древлеправославной культуры и в первую очередь к старинному знаменному песнопению.»
В 1938 году К.А.Павлов женился. В первой половине 1940-х годов, несмотря на начавшуюся войну, он активно работает над заказами. В 1944 году во время отступления немцев из Риги его жена с двумя малолетними дочерьми эмигрировала за границу. Больше свою семью К.А. не видел и не знал ничего об их судьбе.
Приход советской власти, послевоенная неустроенность жизни, откладывают свой отпечаток и на жизнь К.А.Павлова – он поступает на работу чертежником в железнодорожное управление.
К.А.Павлов(крайний слева) и семья староверов Юпатовых. д.Ульяново, Резекненский р-н, Латвия, 1950 год.
В 1950 году К.А.Павлов вновь был принят в причт РГСО в качестве канонарха. В 1950-е годы возобновляет иконописную деятельность, занимается реставрацией икон в храме РГСО. В это время им был создан ряд весьма редких иконописных произведений: образ «Св. муч. и архидиакон Лаврентий и св. мученица Иустина» для семьи председателя и наставника РГСО Лаврентия Михайлова, образ «Преп. Макарий Желтоводский и Унжеский чудотворец» с тонко выписанным изображением монастыря и другие работы.
В конце 1950-х гг. К.А.Павлов пишет ряд праздничных икон для второго яруса ценрального иконостаса Гребенщиковского храма.
В 1958 году выполняет уникальную работу – подкупольный образ-фреску «Господь Пантократор (Вседержитель)», размером 4x4 метра, а также роспись потолка храма РГСО. Для описания образа «Господь Пантократор» более всего подходят слова апостола Павла: «Бог есть огнь, вся поядающий»; Господь имеет грозный вид, напоминая христианам о дне Страшного Суда и Второго Пришествия. Образ «Господь Пантократор» считается последней большой работой Павлова. По воспоминаниям современников, последние 10-15 лет жизни Константин Анисимович практически не занимался иконописанием. Это было связано с его сложным душевным состоянием.
Однако до последних дней жизни он служил в причте РГСО, был отличным канонархом, обладал сильным голосом. Даже при большом скоплении молящихся, его мощное и внятное чтение доходило до слуха. Певцы старшего поколения РГСО помнят как по традиции каждый год К.А.Павлов высокоторжественно читал канон Великой Суботе: «Господи Боже мой, исходное пение и надгробную Ти песнь воспою».
Преставился Константин Анисимович после непродолжительной болезни 25 января 1976 года на 69 году жизни, прослужив в общине около 40 лет (с перерывами).
Погребение К.А.Павлова состоялось в храме Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины при полном составе хора, при множестве прихожан и родственников покойного. Совершил погребение наставник общины о.Иоаникий Абрамов.
Похоронен К.А.Павлов на Ивановском старообрядческом кладбище в Риге, в ограде с почившими духовными отцами Гребенщиковской общины.
Крест на могиле К.А.Павлова, фото 2009 года
Время течет неумолимо... Иконы Константина Анисимовича Павлова высоко ценятся латвийскими староверами, но многое из наследия иконописца утрачено безвозвратно. В 1992 году сгорел храм Войтишской общины. Полностью разграблен иконостас Тискадского храма. Но сохранить то, что осталось – удел нынешних староверов, чтобы память достойного последователя славных иконописцев Гавриила Фролова и Пимина Софронова, труженика Церкви Христовой не была предана забвению.
Царствие Небесное рабу Божию Константину.
Александр Воронов
В статье использованы материалы из Старообрядческого Церковного Календаря на 1977 год, словаря «Староверие Балтии и Польши», книги В.В.Никонова «Староверие Латгалии», другие архивные материалы.
Фотография «К.Павлов реставрирует иконы в Тискадском храме» предоставлена В.В.Никоновым, остальные - из личного архива автора.
|