Нынешний год – год 300-летия Древлеправославной (иначе-староверческой ) Церкви в Литве. В связи с юбилеем Староверческая община Литвы проводит весьма впечатляющие мероприятия, цель которых – ознакомить общественность с особенностями жизненного уклада приверженцев древреправославия, с их верованиями, обрядами, фольклорным творчеством.
Русские староверы сыграли особую роль в сохранении и развитии поздней русской иконописи в России и за ее пределами. Что касается Литвы, то и здесь за три столетия присутствия староверов традиции истинно русской сакральной живописи не только сохранились, но приумножились и развились. Веруя в духовное предназначение иконы, староверы нашей земли сохранили уважение к иконе и канонической традиции иконописи. Об этом убедительно свидетельствует выставка «Иконы староверов Литвы: от И.И.Михайлова до Г.Г. Яковлева», проходящая в июле – августе в Вильнюсе в галерее «Паменкальнио» по адресу: ул. Паменкальнио 1/13.
Образец иконописи староверов
В Литве за три века существования староверия сложилась своя иконописная традиция. Особая роль в ней принадлежит Вильнюсу, который в ХХ в. стал важным центром староверческой иконописи в балтийcкoм регионе. Неслучайно в наименование выставки вынесены имена наиболее известных мастеров сакральной живописи ХХ-ХХ1 вв., ведь на ней представлено более тридцати икон вильнюсских мастеров Ивана Ипатьевича Михайлова и Георгия Георгиевича Яковлева из частных собраний и староверческих храмов.
И.И.Михайлов
С Литвой связана значительная часть жизнь и творчество известного староверческого иконописца ХХ в. Ивана Ипатьевича Михайлова. Он родился в 1893 г. В д. Пенты (ныне северо-западная Белоруссия), с 12 лет начал обучаться иконописи у родного дяди, известного иконописца И. В. Михайлова. В 1911 г. Михайлов начал писать иконы самостоятельно, а в 1912 г. Выполнил первый заказ. В 1929 г. Вильнюсская староверческая община пригласила Михайлова «на постоянное жительство в г. Вильно как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории Польши для исполнения работ по иконописи».
Вильнюсская выставка открывается красочным панно, акцентом которого является репродукция иконы И.И. Михайлова "Св.Архистратиг Михаил"
Михайлов прожил в Вильнюсе 64 года и написал огромное количество икон для староверов и частных коллекционеров Литвы, Латвии, Белоруссии, России, а также США, Франции, Греции и других стран. Его иконами украшены иконостас и притвор Вильнюсского староверческого храма идругих церквей Литвы. Среди написанных Михайловым икон – образ свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, образы протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского и Андрея Денисова. Иконам письма И. Михайлова характерна традиционная иконография и графическая сдержанность. Поля, как правило, коричневого цвета, фон написан чаще темно-охристый, иногда – зеленый. Мастер практически никогда не подписывал свои работы, но они легко узнаваемы, напр., по ликам, характерным складкам одежды и стилю надписаний. Мастерство иконописца было оценено его современниками, которые отмечали «искусное и точное исполнение главного сюжета полученных икон, а также и всех деталей, включительно до надписей».
Иконописец Г.Г.Яковлев
Михайлов оставил после себяне только большое творческое наследие, но инескольких учеников. Самые талантливые изних Г. Г. Яковлев (Вильнюс) и Н. В. Портнов(Даугавпилс).В настоящее время традиции Вильнюсской школы сохраняет и творчески их развивает иконописец Георгий Георгиевич Яковлев(род. в 1960). Он получил основы иконописного мастерства у своего дяди И. И. Михайлова еще в 16-летнем возрасте, однакоактивно стал писать иконы только с начала1990-х гг. За это время Яковлев написал более 1000 икон, украшающих храмы и частные собрания Литвы, Латвии, Польши,Белоруссии и России.
Придерживаясь традиционной иконографии, он смело ищет живописно-декоративной и композиционной выразительности иконных образов, иногдапишет иконы собственной необычной композиции, напр., «Покров Пресвятой Богородицы (100 лет Свято-Покровскому храму Вильнюсской старообрядческой общины)», 2001 г.
На выставке иконописи староверов
Сочетание ученичества у мастера, индивидуального образования и укорененности в древлеправославной традиции позволяют автору создавать глубоко авторские и актуальные для современниковработы. Его иконы отличает праздничный нарядный колорит, он работает с минеральными красками, использует сложную технику тиснения позолоты. В последниегоды он все чаще обращается к лучшимобразцам и достижениям известных русских иконописцев ХХ в. Г. Е. Фролова и П. М. Софронова.
Образ Богоматери "Казанская" кисти Г.Г.Яковлева, 2005 г.
Г.Г. Яковлев живет и работает в Вильнюсе. Он является прихожанином и иконописцем Вильнюсской староверческой общины, а в 2010 г. отмечает свое 50-летие и 20-летие творческого пути. Организаторами нынешней выставки стали Вильнюсская староверческая община и Литовский фонд поддержки культуры, на ее открытии присутствовали многочисленные представители различных общественных организаций и ценители сакральной живописи. Фото Ирины Арефьевой. Живой колос |