Выставка «Невьянская икона. Днесь веселимся красотой твоей», приуроченная к 10-летию музея невьянской иконы, полностью являющегося единой коллекцией Евгения Ройзмана, открылась 10 ноября в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. На выставке представлено около 300 икон, которых всего в коллекции более 700.
«Эта икона важна для понимания русской культуры в целом, - считает вице-президент Российской академии художеств Дмитрий Швидковский. - Она сохраняет, транслирует в послепетровское время более ранние традиции. Это показывает, что до нашего времени дошли традиции с византийских времен, переданные Руси, и жившие далеко от центра, не просто в удаленных, а в потаенных частях России. Это иконы, перед которыми молились старообрядцы». Эти иконы, сообщил искусствовед, были в молельнях, часовнях, скитах, далеко в лесу, куда не проникала государственная власть в царское время. «Это открывает настоящую глубокую традицию русского искусства после петровской реформы в других совершенно, чем хотел Петр, формах», -- сказал Д. Швидковский. По его словам, здесь мы можем увидеть русскую культуру такой, какой она была бы, если бы не было Петра Великого, если бы не было печатного искусства, хотя, отметил он, невьянская икона несет влияние западного искусства, печатных гравюр, печатной Библии.
На церемонии открытия выставки основатель музея, собиратель коллекции невьянской иконы Евгений Ройзман особо подчеркнул, что невьянская икона – это «вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания». Самая ранняя икона датирована 1734 годом (на самом деле в коллекции есть иконы и старше), и поздняя – 1919 годом («Спас Вседержитель»). В действительности высокое иконописание существовало не более ста лет, но уровень был очень высокий. Ни Москва, ни Палех на таком уровне не работали, считает коллекционер. Отличие невьянской иконы состоит в том, что ее мастера «вообще не работали на рынок, писали только под заказ». «За пределами нашего региона невьянская икона встречается крайне редко», - сказал автор выставки, подчеркнув, что «мы обязаны старообрядцам сохранением этой иконописи».
Член-корреспондент Российской академии наук, почетный академик Российской академии художеств Герольд Вздорнов, говоря о старообрядческой иконе, отметил, что это «удивительное искусство, которое возникло на почве реформ Петра Великого и строительства горнозаводских центров на Урале». «Старообрядческие иконы представлялись темными, скучными, малоинтересными, но оказалось, что это ошибочное мнение», - сказал академик.
Член президиума академии, член Совета по культуре при президенте РФ Геннадий Мухин назвал сегодняшний день «праздником живописи, праздником высокого формального искусства, понимания того, что такое икона, что такое глубокая вдумчивая работа». Он выразил несогласие с существующим мнением, что «русская икона – это поздняя икона, что это упадок». «Здесь мы видим столько открытий, блестящих приемов, которых не было ранее, которые вдохновили Малевича и Кандинского и других художников русского авангарда», - сказал Г. Мухин.
Доктор искусствоведения Ирина Гусева-Давыдова отметила, что «эта выставка – ярчайшее свидетельство творческих и духовных сил русского народа». Это икона старообрядческая, а старообрядцев гнали 250 лет, до манифеста 1905 года, т.е. четверть тысячелетия, отметила она. «Эти простые люди, вытесненные на Урал, создали триумфальное искусство», -- подчеркнула И. Гусева-Давыдова.
На открытии выставки присутствовали президент Российской академии художеств Зураб Церетели, сотрудники музеев, искусствоведы, журналисты.
Невьянская школа иконописи существовала документально с 1734 («Богоматерь Египетская») до 1919 года («Спас Вседержитель»). Однако явление, которые мы называем «высокий невьянск», практически не перешагнуло рубежа XVIII века (самая поздняя в музее – 1802 г – богатыревская Минея за сентябрь-октябрь), пишет Е. Ройзман в очерке, посвященном невьянской иконе. С воцарением Александра I, с воцарением единоверия и подъемом промышленности на Урале горнозаводское иконописание вышло на новый виток. По заказам разбогатевших заводчиков, откупщиков и золотопромышленников, невьянские мастера создавали шедевры вплоть до конца 1830-х годов, но настоящие строгие и истовые невьянские иконы остались в XVIII веке.
Академик Вздорнов в своей статье «Невьянская икона» отмечает заслуги музея невьянской иконы в распространении знаний о невьянской иконописи, его роль в «возвращении искусства старообрядцев в историю искусства Нового времени». «Музей «Невьянская икона», не меняя в целом хронологию невьянского иконописания, впервые открыл всем глаза на художественную красоту этого искусства... Выяснились основные центры невьянского исконописного промысла: собственно Невьянск, Старая Утка, Нижний Тагил и Красноуфимск. Воссозданы биографии и семейные связи ведущих невьянских иконописцев», - пишет Г. Вздорнов.
Выставка продлится до 10 января 2010 года.
Елена Бажина
|