Главная » 2010 » Август » 25 » Взгляд со стороны: А.Чуносов. Библиотека староверов (о староверах-поморцах Челябинска)
14:15
Взгляд со стороны: А.Чуносов. Библиотека староверов (о староверах-поморцах Челябинска)

У меня перед глазами всегда стоит потрясающая картина Сурикова «Боярыня Морозова». В детстве, конечно, не понимал, за что боярыню, весьма богато одетую, «заковали в железы», что означает этот ее гордый двуперстный жест, почему нищий юродивый, сидящий на снегу, отвечает ей таким же двуперстием…

Не представлял себе, что старообрядцы в Челябинске еще и ныне существуют, сумели пережить все нападки и гонения. Не думал никогда, что в старообрядческой библиотеке, точнее в молитвенном доме староверов собраны древние книги и иконы. Это единственная официально зарегистрированная Челябинская старообрядческая поморская община Древлеправославной поморской церкви, ее совет возглавляет Дмитрий Анфимович Каргаполов. Сам, хоть и не глубокий старец, но с солидной окладистой бородой.

Вместе с Дмитрием Анфимовичем журналиста под его присмотром пустили в молитвенный дом посмотреть уникальные фолианты. Есть и рукописные в кожаных переплетах с застежками, кое-где обгорелые, которым под четыреста лет возраста! Не могу представить, сколько испытаний выпало на их судьбу, люди из горящих скитов и храмов выносили их ценою собственных жизней.

Дмитрий Анфимович мне кое-что рассказал о многовековой истории спасения древних фолиантов:

— Гонения на старую книгу, начавшиеся с никоновских реформ, придали ей особое значение. Эти гонения способствовали тому, что старая книга из храмов переселилась в частные дома приверженцев старины. Они всякими способами, не щадя ни сил, ни времени, ни средств, старались приобрести гонимые книги. Припрятать их и сохранить! И почти вся русская старопечатная и древнеписьменная литература чрезвычайно быстро распространилась среди русского народа, преимущественно среди низших классов. Это явление имеет необыкновенно важное значение для истории. Оно означает, что почти все монастырские и церковные библиотеки поступили в свободное обращение среди народных масс.

— Приказами начальства старые книги велено было заменить новыми. В богатых монастырях и приходских храмах, с тайным неудовольствием и грустью старые книги, до отправки их в Москву на Печатный двор, сносили и прятали в подвалы и на чердаки. А из Москвы за чистое серебро и медные денежки выписывались новые. В монастырях захудалых и в приходах убогих эта новизна вводилась с заминкою: не хватало средств на покупку новых книг и на отсылку в Москву старых. Приверженцы старины просто скупали старые книги или же выменивали их на новые.

— Самым первым и главнейшим последствием введения новых книг было то, что старая книга перешла в народ. И эта книга, попавшая в частные дома, в убогие хижины, быстро привела чуть ли не к сплошной грамотности всего старообрядничества. Произошло чисто народное, стихийное распространение грамотности. По старообрядческим актам конца XVII столетия, всего через 20—30 лет после начала раскола, можно судить, что уже тогда старообрядцы имели книг множество и грамоту разумели. В XVIII веке, в его первой четверти, старообрядцы даже ощущали недостаток в книгах, особенно поучительного и религиозно-бытового характера. Помощь пришла со стороны знаменитого Выговского монастыря, где был организован скрипторий. Переписывались нe только памятники древнерусской книжности, но и сочинения старообрядческих авторов. Рукописные выговские книги распространялись по всей России, особенно же по Волге, Дону, Уралу. Особую роль в этом сыграла организованная в женской обители на реке Лексе специальная мастерская по переписке книг. Эга переписная мастерская заменяла настоящую типографию и выпускала книг больше чем тогдашняя Московская патриаршая типография, единственная на всю Россию.

— Но выговцы не ограничивались только перепиской книг. Особое место занимает литературное наследие духовных руководителей, монахов из Пустынь — ими были созданы сотни оригинальных сочинений, среди которых знаменитые «Поморские ответы» Андрея Денисова: свод правил по богословию, церковной археологии и палеографии, в защиту старой веры от нападок синодальных миссионеров. Как отмечает современная исследовательница Елена Юхименко, «произведения этого круга были рассчитаны на высокий уровень грамотности читателей, для них характерны особая стилистика, восходящая к древнерусскому стилю «плетения словес», многообразие риторических приемов, сложный и порой архаизованный язык».

— В 1857 году власти конфисковали на Выге библиотеку из 286 книг. В 1862 году остатки этой библиотеки были перевезены в Петрозаводск и переданы в кафедральный собор. Часть книг расхитили чиновники — любители древностей, другая часть книг разошлась по Заонежью, многие рукописи погибли. В настоящее время в древлехранилище Пушкинского дома в Петербурге хранится только 1450 рукописей «поморского письма».

…У молитвенного дома двоеданов нас встречал тоже поклонник старообрядчества, ветеран Великой Отечественной войны Петр Васильевич Терентьев. Ему восемьдесят лет, но крепок двоедан, крепок! Позволили мне иконостас древнейших икон увидеть, книгам родом из шестнадцатого века поклониться. С уважением и пониманием в руках такую ценность и редкостную редкость подержать удалось. Прикоснуться к древним страницам.

Одна беда, микроклимат в старой избе — молитвенном доме — не тот, из-за аварий водопровода бывает слишком влажно.
 
Александр Александрович Чуносов
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1539 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]