Интернет настолько прочно вошёл в повседневную нашу жизнь за последние два десятилетия, что мы уже не мыслим себе доступа ко всей полноте информации без просмотров электронной почты, интересующих нас сайтов, порталов, форумов. Примечательно, что на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой церкви, состоявшемся в Москве 16-17 октября 2013-го года, был поставлен вопрос о широком использовании Интернета для утверждения всей правоты старой веры.
Отрадно, что многие староверы во всех российских городах и весях успешно пользуются Интернетом, и процесс этот нарастает. Но, как известно, все изобретенные человечеством средства массовой информации сами по себе нейтральны и могут быть использованы не только во благо, а и во зло.
Знакомство моё с работой сайта "Самарское староверие" начиналось с восхищения: полагаю, что и многих его читателей привлекал быстрый, оперативный отклик на все важнейшие события старообрядческой жизни. Вот образец современного характера труда, думала я, вот чему следует учиться всем нашим епархиям и приходам. В своё время я тоже отправляла на этот сайт информацию об Аввакумовских чтениях в Перми, о своей книге "Рассказы о староверах", статьи о творчестве Владимира Подюкова - все материалы были размещены без малейшего промедления.
Но постепенно очарование стало исчезать, сходить на нет. Очень насторожила меня статья Ирины Будкиной "У последней черты", опубликованная в первом выпуске журнала "Неопалимая купина" за 2010-й год. Речь в ней шла об ошибочности установки лампады у Порога Судных Врат в Иерусалиме, которая установлена было в середине декабря 2009-го года делегацией Русской Православной Старообрядческой церкви во главе с митрополитом Корнилием. Вопрос об установке лампады был спорным, на Освященном Соборе, предшествовавшем этому событию, высказывались опасения, что лампада будет установлена рядом с другими, новообрядческими, и молиться возле неё будут представители РПЦ, однако, тон статьи был более чем категоричен: "ошибку можно и нужно исправить".
У староверов, увы, нет своих строений в Иерусалиме, нет ни креста, ни иконы, под которыми можно было бы зажечь лампаду, но означает ли это, что нельзя им оставить ни малейшего следа присутствия своего на Святой земле?!
Во втором выпуске журнала за тот же 2010-й год новая публикация Ирины Будкиной "Проповедь или...?" вышла в сопровождении глумливых иллюстраций: видные представители Русской Православной Церкви изображены были в виде матрёшек. Пафос статьи был направлен против посещений староверами новообрядческих церквей, против совместных проектов с господствующей государственной церковью, но глумление над саном пусть и иноверцев поставило Будкину вместе со всей редколлегией журнала у собственной последней черты. А вскоре черта эта была пройдена: Алексей Рябцев провозгласил, что прежние даты Пасхалий неверны и что Пасху 2010-го года надобно праздновать на неделю раньше, что и было сделано Сергием Аветяном со товарищи. Группировка Аветяна, Рябцева, Будкиной незамедлительно получила хлёсткое название "неопасхалисты", и идейные её вожаки были отлучены от церкви.
Искренне жаль, что людей отнюдь не глупых, талантливых, владеющих пером обуяла гордыня, стремление возвыситься над Святой Соборной и Апостольской Церковью да, ничтоже сумняшеся, поучать, обличать и бичевать её. Тут им бы впору осознать и исправлять собственные ошибки чистосердечным покаянием, ан нет! Сайт "Самарское староверие" вступил в самую настоящую борьбу с РПСЦ.
На нём, по-прежнему, оперативно размещалась информация о всех важнейших событиях церкви, но сопровождалась она самыми оскорбительными комментариями. Откликом на помещённое интервью руководителя информационно-издательского отдела при Митрополии А.В.Антонова была красноречивая реплика С.Аветяна: "Гадина!".
Проблема присутствия старообрядцев в российской армии, затронутая на октябрьском Освященном Соборе РПСЦ 2013-го года, тоже не осталась без внимания неопасхалистов. Протоиерей о.Валерий Шабашов, возглавивший рабочую группу по взаимодействию с Вооруженными силам, на вопросы журналиста "НГР" справедливо ответил, что призывники-староверы физически хорошо подготовлены, не пьют, не курят, занимаются спортом. В городе Верещагино, где живет о.Валерий, из 20-тысячного населения едва ли не большую часть составляют старообрядцы, похожая ситуация и в соседних населенных пунктах, так что, по мнению батюшки, "можно сформировать из местных призывников-старообрядцев хоть целую дивизию". Конечно, это было не более как благое пожелание на будущее, но Сергий Аветян незамедлительно откликнулся очередным оскорблением священства: "Интересно, когда эти балаболы в рясах заявляют о возможности формирования "старообрядческой дивизии", они хоть численность дивизии себе представляют?" Приведя пример личного состава дивизии от 12 до 24-х тысяч человек, он продолжил глумление: "И как из "местных призывников" двадцатитысячного города с пригородками, даже не старообрядцев, а просто всех гуртом, сформировать дивизию? Женщин с грудничками призвать и пенсионеров до кучи?".
Алексей Рябцев дал следующий антицерковный комментарий к сказанному: "Предложения, озвученные на последнем соборе РПСЦ, старые подходы полностью отвергают". Подходы эти сводились к тому, что "государство должно быть само по себе, а религия сама по себе". "Нынешний митрополит Корнилий Титов, - продолжил Рябцев, - в старообрядчестве человек случайный. Никто даже не знает, крещен ли он (сам он утверждает, что крещен в младенчестве). В своих действиях он не чувствует себя чем-либо связанным и свободно импровизирует. По отношению к государству он обычно копирует политику РПЦ МП".
Как видно из сказанного, вместо конструктивных предложений по укреплению и повышению авторитета церкви, Интернет-еретики стали состязаться в глумлении над ней. Разве подлинно верующему, воцерковлённому человеку, тому, кто постоянно посещает службы, ходит на исповеди к духовнику и причащается в посты, придёт в голову сказать о священстве - "балаболы в рясах"?
Один из недавних материалов, размещённых на сайте Самстара, лихо продолжил Интернет-забавы еретиков. Это интервью некого клирика Ивановской митрополии РПЦ (МП) Георгия Правдолюбова, данное им для газеты "Православный крест" и опубликованное на сайте "Москва - 3-й Рим". Взгляд со стороны: "Я никогда не видел смиренных старообрядцев" со зловещим подзаголовком "Истинная суть раскольников" - так назван этот материал, где собрано несколько баек про "чудеса" Серафима Саровского, возвратившего, якобы, многих "раскольников" к истинной вере. А ещё человек с такой "говорящей фамилией" оклеветал, как мог, протопопа Аввакума, сочтя Священномученика едва ли не бесноватым.
Какова публикация, таков и комментарий к ней. Один из, очевидно, активных пользователей Самстара под псевдонимом glrem не стесняется в выражениях, явно стремясь переплюнуть самого Сергия Аветяна: "Однозначно, миссионерствующии ошкометух, раззявляющии свою смердящую пасть на протопопа Аввакума, - достоит крайнего презрения". Одному из оппонентов он ответил так: "Опять, Толяныч, на никонианский макар заблеял, бес проклятый, Бога всуе вспомнил. Благословить бы тебя колом по горбу, чтобы Духа Святаго не хулил, да харю свою свиную не корчил". И так далее, в том же духе.
"Непонятен смысл этой публикации на Самстаре", - написали в комментариях другие пользователи сайта. На мой взгляд, давно следует заменить название сайта на "Самарское антистароверие", и тогда всё встанет на свои места, всё будет понятно.
Так стоит ли истинным чадам РПСЦ посылать свои публикации на антистароверческий сайт, дабы Интернет-еретикам было над чем позабавиться?
Галина Чудинова, прихожанка Пермского прихода РПСЦ
|