Главная » 2011»Октябрь»4 » Взгляд со стороны и изнутри: старообрядец у папского престола
21:59
Взгляд со стороны и изнутри: старообрядец у папского престола
Не так давно на YouTube был размещен для всеобщего обозрения видеоролик о пребывании митрополита Иллариона Алфеева на аудиенции у Папы Римского.
Для старообрядцев самым интересным, наверное, было представление митрополитом Илларионом Папе Римскому выходца из старообрядческой среды Леонида Севастьянова в качестве своего ближайшего помощника и последующее подобострастное целование старообрядцем папской руки. Впрочем, интерес эти моменты вызвали не только у старообрядцев. Сегодня Портал-Credo.Ru опубликовал заметку Максима Зубова «Человек года" по версии Ватикана. Папа Бенедикт XVI, митрополит Иларион и тайные пружины церковной политики", также посвященную личности Л.Севастьянова. Предлагаем ее вниманию наших читателей:
Максим Зубов
«Человек года" по версии Ватикана. Папа Бенедикт XVI, митрополит Иларион и тайные пружины церковной политики"
Визит делегации РПЦ МП во главе с митрополитом Иларионом к Папе Римскому стал, пожалуй, самым заметным событием церковной жизни прошедшей недели. Важность визита подчеркивалась тем, что он был не только "церковным" - в его рамках затрагивался вопрос подготовки предстоящего визита президента РФ Медведева в Ватикан. После последовавших первых комментариев можно сосредоточиться на более серьёзных причинах и последствиях этого визита, равно как и на осмыслении некоторых небезынтересных скрытых механизмов церковной политики.
Первое, что становится заметным для любого наблюдателя, это рост влияния митрополита Илариона, причём не только в сфере его непосредственной компетенции – в межцерковных отношениях. Речь идет об увеличении его "аппаратного веса" внутри России. Иларион всё чаще напрямую встречается с президентом РФ Медведевым, сопровождает его на различных мероприятиях, активно, в ежедневном режиме взаимодействует с администрацией президента РФ, занимаясь вопросами, выходящими за рамки задач "расчлененного" ОВЦС МП (ведь теперь круг прямых функций этого Отдела значительно уже, чем был при председательстве Кирилла, нынешнего Патриарха).
Однако взлет столь молодого по церковным и государственным меркам митрополита на уровень аппаратного и политического "тяжеловеса" вряд ли можно объяснить лишь его личными способностями. Даже явного благоволения Патриарха Кирилла, который осыпал своего преданного соратника "царскими милостями", для этого не вполне достаточно. Ведь реорганизация Патриархом Кириллом системы церковного управления РПЦ МП усилила лишь позиции и власть самого Патриарха, сделав всех прочих церковных деятелей, вне зависимости от сана и занимаемой должности, "политическими карликами", не имеющими самостоятельной власти. Эта "карликовость", в частности, проявляется с помощью финансирования синодальных учреждений: оно стало нищенским и начисто лишает возможности эти учреждения заниматься серьёзной работой на общецерковные средства. Хотя одним из лозунгов Кирилла как "эффективного менеджера" было обещание обеспечить всех церковных работников достойной зарплатой.
До своего назначения на пост председателя ОВЦС МП Иларион был известен, в основном, своими публикациями и книгами по богословским темам. Его труды были популярны среди семинаристов и внутри субкультуры, которую мы условно обозначим как "богословствующие дамы". Научный уровень этих произведений лишал их шансов занять достойное место в анналах современного богословия. Иеромонах, а позднее архиепископ Иларион не был замечен вплоть до 2010 года даже среди участников знаковых богословских конференций РПЦ МП, проводимых Синодальной богословской комиссией под председательством митрополита Минского Филарета с 1998 года.
Опыт "зарубежной" работы Илариона также является предметом споров как в церковном руководстве, так и в МИДовской среде. Многочисленные должности, которые занимал молодой митрополит, и та работа, которую он вёл, будучи управляющим Венской епархией, не имела видимого результата, а время, проведённое им в Лондоне в качестве викария митрополита Сурожского Антония (Блюма) - блестящего оратора-проповедника, обладавшего незаурядными способностями в разных областях, в том числе и дипломатии, - можно назвать настоящим провалом. Ведь это время обернулось невиданным конфликтом между митрополитом Антонием и Московской патриархией, который уже после смерти митрополита обернулся фактической ликвидацией Сурожской епархии и переходом большинства ее приходов в Константинопольский патриархат. Иларион покинул Лондон со скандалом и подмоченной репутацией. По-настоящему известной и влиятельной фигурой он стал, отчасти заменив Патриарха Кирилла на федеральных телеканалах в программах "религиозно-нравственной" направленности. Разумеется, свой вклад в рост популярности митрополита внесло его музыкальное творчество, резко ворвавшееся на большую академическую сцену.
Но в этом комментарии нам бы хотелось не перечислять известные достижения и неудачи митрополита Илариона, а более внимательно присмотреться к лицам (точнее – к одному лицу), его окружающим, ибо "короля делает окружение". Все заместители, помощники и сотрудники митрополита Илариона - довольно молодые люди без большого опыта работы. Но отдельного разговора заслуживает не слишком известный широкой публике Леонид Севастьянов, являющийся, вне сомнений, одной из наиболее загадочных и малоизученных фигур церковного истеблишмента современной РПЦ МП. В видеоматериале, распространённом ватиканским телеканалом "TelePace" и получившим широкое хождение на YouTube, отчётливо слышно, как Иларион представляет Севастьянова Папе в качестве своего самого ближайшего помощника, при том, что Леонид Севастьянов не занимает в Церкви никаких официальных должностей.
Первые упоминания о нём в публичном поле появились незадолго до выборов Патриарха Кирилла, когда Л.М. Севастьянов создал предвыборный веб-сайт "Patriarch 2009", который оказался неожиданно "раскрученным" и вызвал бурную реакцию Интернет-сообщества. Что особенно интересно, этот сайт точно спрогнозировал процентное соотношение голосов участников Собора, отданных за кандидатов на патриарший престол.
В это же время стали известны и некоторые биографические сведения о Севастьянове: не занимает никаких церковных должностей, является предпринимателем, возглавляет международную консалтинговую фирму и обладает блестящим европейским и американским образованием (окончил отделение политической философии в Папском Григорианском университете в Риме, специализировался в области международных отношений в Джорджтаунском университете в Вашингтоне) и при этом одновременно является выпускником Московской духовной академии – немыслимое, как кажется, сочетание. В 2010 году американский журнал "Inside the Vatican" назвал Севастьянова "человеком года".
В российских СМИ нам удалось найти единственное интервью Севостьянова, которое он дал "Благовест-инфо" и в котором сообщил, что является выходцем из семьи потомственных старообрядцев, а также рассказал о своей деятельности на посту основателя и директора Благотворительного фонда святителя Григория Богослова и об усилиях по созданию общецерковного эндаумента.
При своей образованности и характере профессиональной деятельности, требующей большой публичности, Севастьянов остаётся весьма замкнутым человеком, избегающим общения со СМИ и распространения информации о себе и своей работе. Наши многочисленные попытки получить у него интервью или хотя бы небольшой комментарий натыкались на непроницаемую стену молчания. Удалось узнать, что Севастьянов готов публично выступить не иначе, как по прямому указанию Патриарха Кирилла. Стало понятно: своим "хозяином" Севастьянов почитает даже не митрополита Илариона, рядом с которым он работает, а непосредственно Кирилла. Вполне вероятно, что Севастьянов является неким каналом по обмену информацией и контролем между Кириллом и Иларионом, создавая систему неких "сдержек и противовесов".
Итак, причины резкого аппаратного роста Илариона следует искать, прежде всего, в финансовых возможностях, которые предоставил ему Фонд св. Григория Богослова во главе со Севастьяновым. Именно через этот Фонд на ОВЦС МП и возглавляемую Иларионом Общецерковную аспирантуру и докторантуру РПЦ МП полились потоки спонсорских денег. Очевидно, Иларион имеет возможность и желание вкладывать в свою церковную деятельность гораздо больше средств, чем его предшественник Патриарх Кирилл, хотя, безусловно, личное, приватное состояние этих двух иерархов пока несопоставимо.
Личность г-на Севастьянова вызывает немало вопросов. Его профессионализм, широкие связи в деловых кругах различных стран не подлежат сомнению. Конечно, для коренных старообрядцев предпринимательская деятельность и предпринимательский успех - дело привычное: достаточно вспомнить династии Рябушинских и Морозовых. В условиях гонений и запретов они должны были постоянно покупать себе право на существование, для чего необходимо "пускаться в оборот", иметь "дело на ходу" (то есть бизнес). Видимо, на этой закваске вырос талант Севастьянова. Хотя для крепкой старообрядческой среды уход в господствующую Церковь нехарактерен и приравнивается к страшному греху… "Гомункулусом, выращенным внешней разведкой в пробирках Московской патриархии и Ватикана" назвал как-то нашего героя церковный журналист священник Яков Кротов. Близость к разведке – хорошая конспирологическая версия, удобно ложащаяся на биографию людей, достигших подобного успеха…
Тайные пружины церковной политики, которых мы лишь поверхностно коснулись, нуждаются в более серьёзном изучении. Надеемся, время даст нам шанс во всем этом досконально разобраться.
Это взгляд со стороны. Автор статьи полагает, что Л.Севастьянов лишь выходец из старообрядческой среды, упоминает даже о том, что "для крепкой старообрядческой среды уход в господствующую Церковь нехарактерен". Но был ли уход?
Небольшой комментарий главного редактора журнала "Неопалимая Купина" Сергия Аветяна:
Сам по себе ролик о целовании руки папы римского никонианскими клириками под предводительством Иллариона Алфеева, ничем не примечателен для староверов. Или почти ничем. За исключением одной малости: тот человек, которого г-н Алфеев представляет как своего ближайшего помощника и выпускника Папского Григорианского университета в Риме, брат нового благочинного Донской и Кавказской епархии иерея Ивана Севастьянова – Леонид Севастьянов. Леонид, по старой памяти, ещё и в чтецах РПСЦ числится по сию пору и никем официально не извергался.
Да и епископ этой епархии, всем известный ревнитель древлего благочестия Зосима Еремеев, признаёт Леонида христианином белокриницкого согласия и несомненно допускает до моления в храме, когда такие случаи прилучаются. Картина складывается небезынтересная. Во главе епархии два выпускника никонианских учебных заведений, а благодетель прихода – брат одного из них, явный филокатолик (А вернее будет не «фило», а просто католик. Кто ещё будет папе руку целовать?). Так можно ли при этом всерьёз рассуждать об отсутствии фактического единства РПСЦ – РПЦ – Ватикана?
Очень сомнительно, что при единой системе подготовки кадров верхнего звена церковного управления, можно нелживо рассуждать об отсутствии экуменического единства.
Учитывая недвусмысленно просматривающееся единство, понятно становится, почему А.Панкратов в своей книжице "Нужна ли церкви новая пасхалия?" пропагандирует мысль о том, что вплоть до 9-го века христиане в ряде лет праздновали Пасху в первый день песаха.
Современные католики тоже в ряде лет в первый день песаха празднуют. Видать готовится дальновидный "зритель из Нова - Града" к легализации единения.
Есть среди некоторых человечков такой подлый афоризм:"Вовремя предать - это не предать, а предвидеть". Видать не для всех он мерзок и неприемлем.
Разумеется, можно целовать ручки ересеиерархам, молиться в капищах и быть членом РПСЦ, но стоят сказать, что ты христианин и тебе это запрещено, как ты становишься "сумашедшим", "изгоем" и т.д. Это и сюр и реалия РПСЦ одновременно.
Конечно, можно было бы просто отлучить Севастьянова и не обращать на эту историю внимания. Но в РПСЦ христиан нет. Номинальные (правильно крещеные), конечно же, есть и в огромном количестве. А вот тех, кто считает, что крещение нечто большее, чем ритуальная помывка, нет. РПСЦ очень сильно зависит от мнения МИДа, РПЦ, Путина. Хотя, по-идее, этого быть недолжно. Тогда и пименовы с севастьяновыми приумолкнут.
Но это фантастика, судя по активизации объединителей: сериал "Раскол", речи про аналогию русского раскола и английской реформации, история с Севастьяновым, ожидаеый приход к власти Путина, этот Собор РПСЦ - последний. Всё. Картина Репина "Приплыли"
Христианам уже 2019 лет говорят что этот год для них последний. С Божией помощью пока живём.. Даст Бог, Земная Церковь и Евгения Иванова переживёт!А если не сподобит..что-ж, Он предупреждал, а кто не готов-тот "ленивый раб"
Вчера в личной беседе с иереем Александром Масловым (РПСЦ, Рязань) на мое предположение о том, что "возможно, для "умов митрополии" из окружения Корнилия вопрос "выживания иерархии и продолжения спокойного и безбедного существования" разрешается только не иначе, как при гарантированном покровительстве государства и пребывании в составе его никонианских подведомств типа РПЦ и пр., т.е. создается впечатление, что эти люди просто не видят будущего вне этой системы" я получил быстрый и однозначный ответ: "это не они не видят, это Господь так видит..."
т.е. вопрос то уже оказывается для попов, в случае надобности, решен и решен однозначно: како беззаконие не свершилось бы, все Господу угодно...
А зачем? Есть о. Александр Маслов, известно, где он живет. Если он так не думает, то пусть скажет. Можно же узнать, что батюшка думает, по данному вопросу? Как будто само слово является крамолой, а не политика по объединению.
Евгений, да, известно -в Рязани (как и его чадо (?) Роман). Только вот я не встречал в интернет-пространстве (здесь на СамСтаре и на интернет-форумах) о.Александра. Хотя, конечно, если он посчитает нужным и возможным ответить Роману - думаю сделает это, в в форме, которую посчитает оптимальной. А для себя я хотел бы уточнить, примерно такие вещи: один вопрос был задан, или это была долгая, неспешная беседа (может быть даже застолье) А может это было на церковном собрании и есть свидетели слов о.Александра... Или при каких-то других обстоятельствах... Приведены дословно все слова о.Александра, или опущена какая-то часть ответа... Соображения подобного порядка считаю нелишним знать при формировании собственного суждения.
Да, это такое единоверие-лайт. Не обязательно ведь организационно объединяться. Главное - внутреннее единство. А оно выявилось не вчера. И чем больше я погружаюсь в документы периода т.н. "неокружнического раздора", тем более понимаю, что все это идет еще из тех времен. А сегодняшнее положение - закономерный результат. Только вот еще не называли бы себя наследниками Аввакума - так было бы честнее. Оставили бы святые имена оболганным неокружникам и беспоповцам.
Ирина, но ведь был Мирный Собор, предавший ни много ни мало, анафеме, всех тех, кто опять покуситься на подобное.
Прошло столетие, можно лицезреть плоды окружнеческой политики, по сути интеграции в великороссийское общество. Как живут чухонцы, простите, финны, поляки, евреи. И как живут староверы? Царская власть проводила в полной мере политику ассимиляции евреев и финнов. Вспомним "кантонистов", генерал-губернатора Финляндии Бобрикова.
Посмотрим, как народ к РПЦ относится. Ясно, что чем закончится. И этим мы принципиально отличаемя от староверов 19 века. Те только по книгам могли угадать плоды своей политики.
Да Вы решения-то Мирного собора читали? От Окружного послания отказались, потому что в 1905 году получили то, ради чего оно было написано. Оно просто стало ненужным и его отбросили, как фантик. А заодно под страхом анафемы запретили окружников окружниками называть. В 1906 году провели Мирный собор, а в 1907 году в "Старообрядце", который ни слова не публиковал без одобрения еп.Иннокентия (Усова) печатают написанное Арсением Уральским отречение митрополита Кирилла от противоокружников, а в начавшей затем выходить "Церкви" продолжают гнобить неокружников. Идеи Окружного послания осуждены не были, в том числе, и Мирным собором, а идеи эти направлены отнюдь не против "беспоповских тетрадей". Окружное послание - это того же поля ягода, что и Декларация Сергия Страгородского, только в иной исторической обстановке. И от этих идей - кесарю Богово - никогда не откажется ни одна клерикальная структура.
"И от этих идей - кесарю Богово - никогда не откажется ни одна клерикальная структура."
Ирина, Вы же юрист. Вы же конституционное и международное право учили. Вы же прекрасно знаете, что Кесарь - народ. Установление государственной идеологии - незаконно. Распил бюджета - тоже. Это не может длиться вечно. Рано или поздно этому настанет конец. 1905 год удовлетворил прежних окружников? Замечательно! У нас тоже есть гражданские права, если урезают, за них надо бороться. Я тоже хочу свободно исповедовать свою религию, иметь свои политические взгляды, ездить за границу, выпускать свои книги, вести бизнес. И многие этого хотят. Зачем отказываться и что в этом такого не достижимого? Зачем нам Папа, Патриарх? Без них никак нельзя?
А про "отлучить Севастьянова" - это Вы круто. Кто ж его отлучать будет? Те, кто лампадку у никониан вешал? Двойной стандарт получится. Чем, собственно, одно от другого отличается?
Ирина, простите меня Христа ради, но по крещению я чуточку старше Вас. И прекрасно помню, 1999-2002 года. Про Окружное послание тогда один Антонов говорил. Когда я на исповеди, говорил о. Леониду, что на восьмиконечный крест над никонианскими храмами не молюсь, он сказал, что правильно. Вы покрестились, когда у нас уже была революция. о. Леонида букально выгнали, потому, что бы такое не допустил.
Он, конечно, не сахар был и я с ним во многом был несогласен. (Не националист я). Но рассказы о том, как Собор РПСЦ в 2004 смело отверг креатуру ФСБ, сейчас, ничего кроме улыбки не вызовут.
Конечно, нынешняя банда Севастьянова не отлучит. И окружники - предшественники нынешних проституток. Но зачем тогда Вы крестились? Зачем Роман крестился, Сергий? Зачем солнце встает? Мир не предопределен. Он от нас - людей зависит.
Вы на неокружников и безпоповцов особенно не рассчитывайте. Я искал. Беспоповцы, в большинстве своем те же единороссы, с манией перекрещивания. Неокружники и спасовцы Вас не примут. Вы слишком с миром связаны.
Здесь для порядочного человека не очень большой выбор: забыть, что ты крещен и просто жить, забыв про церковь. Это лучше и порядочней, чем целовать руки Папе Римскому. Либо сопротивляться. Можно было бы и с нами ДЦХ БИ объединиться. Но Пасху никто двигать не будет. Я и так прекрасно знаю, что с иудеями, католиками и остальными ее не преаздную.
Можно поробовать народ на восстание поднять. Бог с ними с попами, народу нравиться? В конце концов, кандидаты в священники, делегаты соборов - их избранники. Каждый взрослый христианин несет перед Богом отвественность за происходящее "Грех царев на людях, а людей на Царе". Это и есть церковное единство.
Абсурд и Позор! Не А.Ю.Рябцева на соборах судить надо, а духовных отцов вот этих "деятелей", которые "от лица старообрядчества"(надо-же, как звучит..) целуют руку еретичиствующего понтифика!Это же дискредитация староверия перед всем миром! Чтеца низвергнуть нельзя, но запрещён-то должен быть давным-давно..
Александръ, кого судить-то? Зосиму, который с ним вместе молится? Ивана Севастьянова? Корнилия? А чего их судить? Они свой выбор сделали в сторону тех, кто пасху не с Небесной Церковью и Апостолами празднуют, а с теми, кто Христа распял. А там народу богато. И июдеи и католики, да много кто.
Так что всё объяснимо. Подобное к подобному. Ты Маслова послушай. По нему не Пименов с Корнилием, а уже господь видит староверов в структуре РПЦ и государства.
Ты не переживай сильно. Если сосредоточиться на пении и на лаптях, так очень даже и ничего. И душа не болит и совесть не мучает, наверное.
Сергий, Вы здесь подмену понятий делаете. Есть нечто явно зримое: поцеловался с патриархом, поцеловал папе руку.
А есть ваши теории о дате Пасхи, которые все почему-то обязаны принять. Даже, если Вы с датой и правы. То это не гарантия от объединения. Католики праздную две пасхи, наверняка униатские приходы отмечают по восточному стилю. Белокриницкие в нацисткой Румынии молились две. Вы сами, как я понял, в этом году две Пасхи молились. Так, что можно и три и четыре молиться и папе ручки целовать.
Понимаешь, есть вера во Христа - христианство называется. А есть вера в попа или наставника (это в зависимости кто какую иерархическую модель поддерживает) - называется поповство, или беспоповство (нужное подчеркнуть).
Так что не только судить никто не будет, быстро все объяснять себе, что так и надо, если весь клир не против и глядишь, сами в очередь пристраиваться начнут. (К папе не допустят, конечно. Не к тому рылу крыльцо. А вот к кому помельче, так запросто. Начать можно с Севастьянова - благочинного, а потом и к более высокопоставленным никонианским иерееначальникам прильнуть)
Я, Сергий, о том что наши внутренние дела мы как-то с Божией помощью решим(или сделаем вид что всё ОК), но этот ролик смотрят миллионы(именно столько поклонников папы в инете), и они очень интересуються: какие ещё "заблудшие души" вернулись в "святое лоно"?
Самый лучший способ - включить дурака, как молдавский дьякон, в ужасе всплескивающий руками над проскомисанием диакона и начать искать древлеблагочестивые фасоны подрясников. Эксклюзив и хэндмэйд, востребованный в определённой социо-культурной аудитории.
Главное - это вовремя всплеснуть руками, потому что если не успеешь, можешь узнать, что до 8-го века и слова-то такого "проскомидия" не было, а после того как оно появилось, оно ещё очень долго относилось не к тому, к чему сейчас и не в том месте :).
Аутотренинг - великая вещь: "мы самые правильные. У нас всё древнее и неизменное". Многие верят.
Нет слов, одни слюни (в твоей стилистике), да в принципе как и у того самого дурака. Что либо писать, видимо смысла великого не будет, т.к. наверное не мало мы с тобой говорили, а может и мало, не могу померять... т.к. нет представления меры той. А может оно как горох об стенку, причём может и с обеих сторон, но печально так думать, иногда до слёз, сам знаешь, близко они у меня...
"иногда до слёз, сам знаешь, близко они у меня..."
Это, Андрюша, от великого благочестия. Попом станешь - можешь на таком умении неплохой капиталец составить. А если сумеешь совместить его с цинизмом старших товарищей!
В портянках от Версачи служить будешь.
Только над стилем изложения поработай малость. Один невнятноговор в БИ уже есть. Работай над речью. Это пойдёт на пользу карьере.
Ты мне капиталы не вменяй, сам знаешь не за ними пошёл, а от них ушёл. Хотел бы капиталы, если бы хотел, то всё бы у меня ладилось по иному. Поэтому зачем приписывать, хотя ради смирения должен видимо помолчать.
О карьере, тоже не ко мне.
а что до портянок, так в чём сподоблюсь, в том и буду, в шкафу валяются, видал наверное...
Ты мне вот что напомни, поднимался ли вопрос о Пасхе ранее вашего? Или это в первой?
МЫ решим, Сергий(и вы тоесть)! Правда-то правда, да вот очень она.. непривычная.. и семижды семь раз подумать надо как её рассказать! В древности даты Праздников, бывало, несовпадали у церковных округов-но христиане из-за этого не спешили прервать молитвенное общение.. В так называемый "спорный период" я считаю всех нас Братьями во Христе!
"В так называемый "спорный период" я считаю всех нас Братьями во Христе!"
Я тоже к тебе по братски отношусь, как и ко многим близким и дорогим мне христианам, находящимся в РПСЦ. Но на всех это не распостраняется и соборно молиться с теми кто торжествовал вместе с христораспинателями я тоже считаю для себя неприемлимым. Да и о какой соборной молитве речь может идти? Гласы-то от пасхи считаются :). Принимаешь текущий глас - и жидопасхалию принимаешь. Тут всё просто
Александр, память смертную похвально иметь, да о Божием Суде думать.
Только не менее полезно подумать и о том, как жить предав Того, кто за нас крестную смерть принял. Коллективное предательство, во главе со старшими товарищами, всё равно предательство. А если ещё и понимаешь всё, вариантов не много. Либо каяться перед Богом, да больше не грешить, либо абортировать совесть. Некоторые предпочитают именно второй вариант. Очень в этом принятие сана помогает, судя по наблюдениям за некоторыми товарищами. Некоторые, правда, и без сана обходятся, но тут, видно, "хорошая" наследственность и опыт академической кулуарной возни способствуют. Люди с совестью - просто не выживают - система не принимает.