Главная » 2011»Октябрь»29 » Взгляд со стороны: "La Croix" (Франция). В Россию возвращаются старообрядцы
08:56
Взгляд со стороны: "La Croix" (Франция). В Россию возвращаются старообрядцы
Тысяча православных староверов, потомки тех, кто в XVII не признал реформу патриарха Никона, заявили недавно о желании вернуться в Россию. Старообрядцы занимают особое место в российском сознании, так как воплощают в себе «возращение к истокам и дух сопротивления».
Подобные сообщения стала настолько банальны, что эта новость на первый взгляд может показаться совершенно вторичной. Интернет-сайт «Голос России» сообщает, что около тысячи русских, которые проживают в нескольких странах Латинской Америки, хотели бы переехать на Дальний Восток России в рамках «программы возвращения соотечественников». С 2007 года испытывающая серьезные демографические трудности Россия пытается таким образом привлечь эмигрантов в страну. 54 000 уже дали согласие на такое предложение, не устояв перед выгодным предложением. То есть в очередной группе не было бы ничего удивительного, если бы речь не шла о староверах, чей возврат на родину в высшей степени символичен.
Дело в том, что все они являются детьми раскола, который потряс основы православной церкви и российского общества, и чьи последствия до сих пор не стерлись из памяти людей. Все началось в середине XVII века. В 1654 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича созвал Церковный собор для обновления религиозной системы в империи. Задача состояла в том, чтобы приблизить российские церковные обряды к греческим. Так, например, патриарх Никон постановил изменить крестное знамение с двуперстия (отсылка к двойственной природе Христа) на троеперстие (символ Святой Троицы). Эти реформы были утверждены на церковных соборах 1666 и 1667 годов и привели к расколу среди верующих, который ознаменовал собой одну из самых мрачных страниц в истории России.
Как пишет историк Антуан Нивьер (Antoine Nivière), многие священники и миряне «открыто выступили против церковной иерархии, категорически отказавшись принимать введенные изменения». Для большинства из них все сводилось к крещению тремя пальцами, троекратному «Аллилуйя» и орфографическому изменению написания имени Христа (Иисус вместо Исус). Тем не менее, эти разногласия, которые изначально не выходили за рамки религии, очень скоро перешли на общественный и политический уровень. Движение несогласных приняло непредвиденный размах, и только продолжило набирать обороты под действием кровавых репрессий. Сопротивление, в частности, вылилось в волну коллективных самоубийств: с 1672 по 1691 год таким образом из жизни решили уйти более 20 000 человек. Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского красноречиво повествует об этих темных временах, завершаясь трагической сценой самоубийства староверов в горящей часовне.
«Сторонники старых обрядов полагали, что русская церковь смогла сохранить в неприкосновенности изначальную чистоту в условиях неразберихи на Западе и Востоке, и воспринимали эти события с эсхатологической точки зрения», - анализирует Антуан Нивьер. Староверы по сей день воплощают в российском сознании «возвращение к истокам, дух сопротивления церковным и светским властям, преданность обычаям», - считает доминиканец из Санкт-Петербурга святой отец Гиацинт Дестивель (Hyacinthe Destivelle). Так, например, именно им удалось сохранить древнюю иконографию и традиционное церковное пение, о которых вновь заговорили в ХХ веке.
До революции 1917 года число староверов оценивалось в 15 миллионов по всей стране, но сейчас их остается не больше миллиона. Им пришлось через многое пройти во времена империи, а затем и в советскую эру, что объясняет подобный разброс. Многие из них все еще ощущают себя нежеланными гостями в России. Тем не менее, в 1971 году Московский патриархат принял решение снять с них анафему, что стало символом примирения двух лагерей. Несколько лет назад был начат диалог. Недавно телеканал «Культура» выпустил 20-серийный фильм «Раскол», чтобы вновь вспомнить об этом черном периоде российской истории и реабилитировать староверов. Таким образом, возвращение пусть даже 1000 старообрядцев является важным символом.
Франсуа-Ксавье Мэгр (François-XavierMAIGRE )
Оригинал публикации: En Russie, les vieux-croyants sont de retour
Я бы не сказала, что это так уж наивно. Конечно, французы не знают и вряд ли особо хотят знать, что такое староверы и чем они отличаются от представителей "господствующего вероисповедания". Старообрядцы для них, действительно, как для русских папуасы: какая нам разница, в носу у папуасов кольцо или в ухе. Но вектор развития они подметили четко. Собственно, ради последнего абзаца я и опубликовала статью. Со стороны, даже и французам, видно, что и начавшийся диалог, и фильм Досталя, и распиаренные переезды отдельных семейств в Россию, и многое другое - определенные символы. Как и лампадка, к примеру. Все это должно показать и показывает направление развития - вперед, к единству. Некоторые, правда, не хотят видеть очевидное, но это уж их проблема.
Звучит неправдоподобно. Поверхностный взгляд не может дать правильного понимания. Здесь вы идеализируете французов. Как можно уловить такие серьёзные подводные течения, имея минимум сведений?
Минимум сведений о чем? О старообрядцах? Или о политике властей? Так об этом у них, я полагаю, отнюдь не минимум сведений. А тенденции эти вполне себе видимы - слияние РПЦ и РПЦЗ не тайно проходило и по тому же сценарию. Так что течения эти только Вам подводными представляются. Для многих это вполне полноводная река с видимым направлением движения. Вот Вам взгляд из России к примеру - http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1170
Эх.... не знает дядя старообрядческих реалий. К другим скоростям привык. Объединение не сорвалось, а просто ещё не раскачалось. Только-только ход набирает. РПЦЗ, вон, уже и помириться и поссориться успели, а РПСЦ, никак не раскачается. Только конструкторы унии побед, в отличии от автора, своё дело туго знают и скорости оценивают реально. Всё ещё впереди.
Кроме того, все стенания, насчёт непримиримой оппозиции - несостоятельны. Среди оппозиции АБСОЛЮТНО нет коренных встроеных в систему корнями и родовыми отростками. И никогда не было.
Всё нормально. Послушное болото потянется туда, куда сверху скажут. Погорюет маленько (на публику), да и вздохнёт с облегчением. Неопределённость - она тревожит, а спокойствие для болота - превыше всего.
А неопределённость от того возникает, что к Аввакуму и староверию всё это старообрядчество никакого отношения УЖЕ не имеет, а к никонианству имеет, но ПОКА неофициально. Вот и мается болото, как незаконная сожительница, сохраняющая видимость довольства своей независимостью и в тоже время мечтающая выйти замуж
Если бы я знала, что такое плагин, я бы Вам сразу ответила Дело в том, что сайт сделан на платформе Ucoz, это такой конструктор сайтов для людей вроде меня, не знающих слова "плагин" и многих других слов. Чего и почему на Ucoz нет, я не знаю. Наверное, не считают нужным иметь. А может и есть, да я не знаю, где его искать и как им пользоваться. А что, просто ссылки - это уже вчерашний день?