Главная » 2011 » Октябрь » 29 » Взгляд со стороны: "La Croix" (Франция). В Россию возвращаются старообрядцы
08:56
Взгляд со стороны: "La Croix" (Франция). В Россию возвращаются старообрядцы
Тысяча православных староверов, потомки тех, кто в XVII не признал реформу патриарха Никона, заявили недавно о желании вернуться в Россию. Старообрядцы занимают особое место в российском сознании, так как воплощают в себе «возращение к истокам и дух сопротивления».

Подобные сообщения стала настолько банальны, что эта новость на первый взгляд может показаться совершенно вторичной. Интернет-сайт «Голос России» сообщает, что около тысячи русских, которые проживают в нескольких странах Латинской Америки, хотели бы переехать на Дальний Восток России в рамках «программы возвращения соотечественников». С 2007 года испытывающая серьезные демографические трудности Россия пытается таким образом привлечь эмигрантов в страну. 54 000 уже дали согласие на такое предложение, не устояв перед выгодным предложением. То есть в очередной группе не было бы ничего удивительного, если бы речь не шла о староверах, чей возврат на родину в высшей степени символичен.

Дело в том, что все они являются детьми раскола, который потряс основы православной церкви и российского общества, и чьи последствия до сих пор не стерлись из памяти людей. Все началось в середине XVII века. В 1654 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича созвал Церковный собор для обновления религиозной системы в империи. Задача состояла в том, чтобы приблизить российские церковные обряды к греческим. Так, например, патриарх Никон постановил изменить крестное знамение с двуперстия (отсылка к двойственной природе Христа) на троеперстие (символ Святой Троицы). Эти реформы были утверждены на церковных соборах 1666 и 1667 годов и привели к расколу среди верующих, который ознаменовал собой одну из самых мрачных страниц в истории России.

Как пишет историк Антуан Нивьер (Antoine Nivière), многие священники и миряне «открыто выступили против церковной иерархии, категорически отказавшись принимать введенные изменения». Для большинства из них все сводилось к крещению тремя пальцами, троекратному «Аллилуйя» и орфографическому изменению написания имени Христа (Иисус вместо Исус). Тем не менее, эти разногласия, которые изначально не выходили за рамки религии, очень скоро перешли на общественный и политический уровень. Движение несогласных приняло непредвиденный размах, и только продолжило набирать обороты под действием кровавых репрессий. Сопротивление, в частности, вылилось в волну коллективных самоубийств: с 1672 по 1691 год таким образом из жизни решили уйти более 20 000 человек. Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского красноречиво повествует об этих темных временах, завершаясь трагической сценой самоубийства староверов в горящей часовне.

«Сторонники старых обрядов полагали, что русская церковь смогла сохранить в неприкосновенности изначальную чистоту в условиях неразберихи на Западе и Востоке, и воспринимали эти события с эсхатологической точки зрения», - анализирует Антуан Нивьер. Староверы по сей день воплощают в российском сознании «возвращение к истокам, дух сопротивления церковным и светским властям, преданность обычаям», - считает доминиканец из Санкт-Петербурга святой отец Гиацинт Дестивель (Hyacinthe Destivelle). Так, например, именно им удалось сохранить древнюю иконографию и традиционное церковное пение, о которых вновь заговорили в ХХ веке.

До революции 1917 года число староверов оценивалось в 15 миллионов по всей стране, но сейчас их остается не больше миллиона. Им пришлось через многое пройти во времена империи, а затем и в советскую эру, что объясняет подобный разброс. Многие из них все еще ощущают себя нежеланными гостями в России. Тем не менее, в 1971 году Московский патриархат принял решение снять с них анафему, что стало символом примирения двух лагерей. Несколько лет назад был начат диалог. Недавно телеканал «Культура» выпустил 20-серийный фильм «Раскол», чтобы вновь вспомнить об этом черном периоде российской истории и реабилитировать староверов. Таким образом, возвращение пусть даже 1000 старообрядцев является важным символом.
 
Франсуа-Ксавье Мэгр (François-XavierMAIGRE )
Оригинал публикации: En Russie, les vieux-croyants sont de retour
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1198 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 8
1 Десницын  
0
Какая забавная и наивная статья. Для французов старообрядцы как для русских папуасы.

3 samstar2  
0
Я бы не сказала, что это так уж наивно. Конечно, французы не знают и вряд ли особо хотят знать, что такое староверы и чем они отличаются от представителей "господствующего вероисповедания". Старообрядцы для них, действительно, как для русских папуасы: какая нам разница, в носу у папуасов кольцо или в ухе. Но вектор развития они подметили четко. Собственно, ради последнего абзаца я и опубликовала статью.
Со стороны, даже и французам, видно, что и начавшийся диалог, и фильм Досталя, и распиаренные переезды отдельных семейств в Россию, и многое другое - определенные символы. Как и лампадка, к примеру. Все это должно показать и показывает направление развития - вперед, к единству. Некоторые, правда, не хотят видеть очевидное, но это уж их проблема.

5 Десницын  
0
Звучит неправдоподобно. Поверхностный взгляд не может дать правильного понимания. Здесь вы идеализируете французов. Как можно уловить такие серьёзные подводные течения, имея минимум сведений?

6 samstar2  
0
Минимум сведений о чем? О старообрядцах? Или о политике властей? Так об этом у них, я полагаю, отнюдь не минимум сведений. А тенденции эти вполне себе видимы - слияние РПЦ и РПЦЗ не тайно проходило и по тому же сценарию. Так что течения эти только Вам подводными представляются. Для многих это вполне полноводная река с видимым направлением движения. Вот Вам взгляд из России к примеру -
http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1170

8 Сергiй_Аветянъ  
0
Эх.... не знает дядя старообрядческих реалий. К другим скоростям привык. Объединение не сорвалось, а просто ещё не раскачалось. Только-только ход набирает. РПЦЗ, вон, уже и помириться и поссориться успели, а РПСЦ, никак не раскачается. Только конструкторы унии побед, в отличии от автора, своё дело туго знают и скорости оценивают реально. Всё ещё впереди.

Кроме того, все стенания, насчёт непримиримой оппозиции - несостоятельны. Среди оппозиции АБСОЛЮТНО нет коренных встроеных в систему корнями и родовыми отростками. И никогда не было.

Всё нормально. Послушное болото потянется туда, куда сверху скажут. Погорюет маленько (на публику), да и вздохнёт с облегчением. Неопределённость - она тревожит, а спокойствие для болота - превыше всего.

А неопределённость от того возникает, что к Аввакуму и староверию всё это старообрядчество никакого отношения УЖЕ не имеет, а к никонианству имеет, но ПОКА неофициально. Вот и мается болото, как незаконная сожительница, сохраняющая видимость довольства своей независимостью и в тоже время мечтающая выйти замуж smile

2 biblical  
0
почему у вас нет плагина для публикации ссылки на фейсбуке? angry

4 samstar2  
0
Если бы я знала, что такое плагин, я бы Вам сразу ответила smile Дело в том, что сайт сделан на платформе Ucoz, это такой конструктор сайтов для людей вроде меня, не знающих слова "плагин" и многих других слов. Чего и почему на Ucoz нет, я не знаю. Наверное, не считают нужным иметь. А может и есть, да я не знаю, где его искать и как им пользоваться. А что, просто ссылки - это уже вчерашний день? sad

7 Евгений_Иванов  
0
Франция, Франция! Франция - далеко, а российская жизнь вокруг нас http://www.ulizza.ru/novosti....t-detej

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]